UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕРЖ ЛИФАРЬ: В КАНУН СТОЛЕТИЯ

В этом году исполняется 10 лет единственному в мире форуму, который носит имя выдающегося деятеля м...

Автор: Наталия Зубарева
Евгений Лагунов

В этом году исполняется 10 лет единственному в мире форуму, который носит имя выдающегося деятеля мирового балета, талантливого танцовщика и балетмейстера, театрального и общественного деятеля и педагога, киевлянина Сергея Михайловича Лифаря (1905—1986), столетие со дня рождения которого мировая общественность будет отмечать в следующем году.

Cокровенная мечта великого странника сбылась только в 1994 году — он вернулся домой. Уже как символ. Иногда кажется, что Лифарь жив и продолжает творить: открывает новые имена, дает путевку в жизнь, вдохновляет на подвиги и свершения, как бы подпитывая всех нас своей энергией. После участия в конкурсе его имени «засветилась» молодая талантливая поросль. В огромной степени именно благодаря конкурсу им. С.Лифаря десятки наших перспективных танцовщиков, которых мы помним и любим, стали достоянием иных стран, обогатив зарубежные труппы притоком ярких балетных сил. Украина, как всегда, щедра на таланты, но почему-то выступает преимущественно в роли донора…

Международный конкурс артистов балета — всегда неординарное событие, великолепный подарок зрителям, чудесный праздник. Однако для организаторов, участников и их наставников, членов жюри, обслуживающего персонала театра, на сцене которого проходит мероприятие такого ранга, — это еще и напряженная и ответственная работа. Сейчас, когда конкурсный марафон пройден до конца, можно подвести итоги. Так что же приобрел и что потерял наш конкурс за 10 лет своего существования?

Организация культурного мероприятия такого масштаба обязывает ко многому. Патронат конкурса им. Сержа Лифаря в этом году более чем представительный: Президент Украины, Министерство культуры, мэр Киева, городская администрация, Главное управление культуры, Украинская академия танца им. С.Лифаря, государственное предприятие «Україна мистецька», Национальная опера и целый ряд генеральных спонсоров и партнеров — всего более 20 ответственных должностных лиц, профессоров, академиков… Казалось, что за время существования конкурса устроители должны были набраться опыта в решении массы организационных, технических, финансовых и творческих проблем. Число «нянек», обслуживающих и опекающих конкурс, растет в геометрической прогрессии, а само «детище», надо признать, от этого не выигрывает, напротив — мельчает и сужается до блицтурнира, а вскоре вообще может превратиться в серию набивших оскомину гала-концертов.

Для любого серьезного форума важно его интеллектуальное наполнение: «круглые столы», творческие встречи, эксклюзивные мастер-классы, семинары, конференции. Такой сценарий успешно осуществляется в мировой практике. Однако ничего подобного на нынешнем конкурсе (как, впрочем, и на предыдущих) не было. Право, устроителям стоило бы перенять мастерство пропагандирования культуры и искусства у самого Лифаря — непревзойденного просветителя, блистательного оратора и лектора.

Жюри — мозг конкурса. Традиционно его возглавил выдающийся хореограф современности, президент Международного союза деятелей хореографии, народный артист СССР Юрий Григорович. За судейским столом оказалась одна дама — Мичико Терада, директор Terada Balet Art School в Киото (Япония) — в джентльменском окружении: Жильбер Майер и Оливье Пате — профессора Парижской консерватории, в прошлом звезды «Гранд-опера» и ученики Сержа Лифаря; Вадим Писарев — премьер и директор Донецкого театра оперы и балета; Александр Прокофьев — известный педагог, заслуженный деятель искусств России, ныне профессор Баварской академии балета; Иван Путров — премьер балета Королевского театра «Ковент-гарден» в Лондоне; Алекс Урсуляк — директор Швейцарской академии балета, профессор (Канада); Дюла Харангозо — художественный руководитель Национальной оперы Венгрии; Ондре Шот — художественный руководитель Национального балета Словакии; Сергей Усанов — директор Международного конкурса им. П. И. Чайковского; Виктор Яременко — премьер и художественный руководитель балета Национальной оперы Украины. Жюри работало дружно и споро, и все члены его продержались до конца (в прежние годы кто-то обязательно покидал конкурс до финала).

Почетные гости конкурса — его украшение. В этом году Киев посетили Констанс Вернон — прима-балерина, директор Баварской академии в Мюнхене и Валерия Уральская — балетный критик, главный редактор журнала «Балет». Промелькнул в кулуарах знаменитый Виталий Вульф, автор и ведущий популярной московской телепередачи «Серебряный шар», пожелавший, очевидно, остаться инкогнито (его никто не представлял). Присутствие столь серьезных лиц «большого балета» должно было придать событию весомость.

География конкурса, увы, не расширилась. Список стран-участниц, к сожалению, все уменьшается и уменьшается. Организаторы же вновь и вновь обещают нам широкое международное представительство, уверяя, что это один из самых престижных конкурсов в мире. Но почему же тогда члены жюри сетовали, что многие артисты не смогли приехать из-за того, что слишком поздно получили информацию о конкурсе? В этот раз номинально были представлены 9 стран, а реально участвовали и того меньше: Германия (1), Армения (1), Италия (2), Казахстан (20), группа японцев и корейцев из ближнего зарубежья (Россия, Украина) и одна американка из Донецка. Украину представляли 70 человек. В номинации «хореограф» было 15 заявок. Всего в конкурсе принимали участие 105 человек, из них 3% — из дальнего зарубежья, 20% — из ближнего и 77% — представители Украины. Нужны ли комментарии?..

Однако, несмотря ни на что, конкурс состоялся. Лауреаты работали, как подметил Юрий Григорович, «на всю катушку». Вот как распределило премии высокое жюри.

Гран-при — позолоченную статуэтку «Икар» (скульптор А.Валиев) и 5 тысяч долларов вручили Ярославу Саленко (Украина).

В младшей возрастной группе золото дали Ольге Голице и Денису Черевичко (оба — Украина). Вторую премию и серебряную медаль поделили Анастасия Шептифрац и Ким Джи А (Корея), а у юношей второе место занял Александр Кищенко. Третья премия досталась Лилии Ореховой, а среди юношей ее поделили Максим Ковтун (оба — Украина) и Асет Мурзакулов (Казахстан). Дипломами были отмечены Анастасия Анискович, Екатерина Кальченко (обе — Украина), Охори Саяка (Япония) и Петра Конти (Италия).

«Взрослые» артисты награждены таким образом: золотая медаль у женщин досталась Олесе Макаренко, вторую премию разделили Наталия Мацак и Екатерина Козаченко, а третью — Ирина Борисова-Черненко и Екатерина Алаева (все — Украина). У мужчин первую премию и золотую медаль вручили Жерлину Ндуди, вторую премию получил Евгений Лагунов (оба — Украина), третью же поделили Константин Пожарницкий (все — Украина) и Аветик Карапетян (Армения). Дипломами отметили у женщин Сираиси Аюми (Япония) и Ким Сол Фи (Корея), а у мужчин — Константина Винового и Вячеслава Бучковского (оба — Украина).

Главным событием конкурса стала безоговорочная победа донецкой балетной мужской школы. «Рука» Вадима Писарева — выдающегося украинского танцовщика и, как оказалось, педагога от Бога — с первых секунд появления на сцене выделяла узнаваемой манерой танца его учеников — эмоциональных и техничных уникальных исполнителей. Ребята выступили с блеском, собрав почти все первые награды в номинации «мужской сольный танец». Зал неистовствовал, когда танцевали дончане! Вариации из «Дон-Кихота», «Баядерки», «Корсара», «Лебединого озера» в исполнении Ярослава Саленко, Евгения Лагунова и Жерлина Ндуди засверкали новизной и заставили всех вспомнить, что это — шедевры классической хореографии. Ярослав Саленко поразил всех своими перевоплощениями в веселом балетном шарже «Режиссер» в постановке С. Бондура на музыку А. Пьяццоллы. Жерлин Ндуди лихо вычерчивал точными стопами, словно циркулем, замысловатую вязь танца. Красивый, как Аполлон, чувственный и пластичный Евгений Лагунов парил сказочной «Голубой птицей». Благородной манерой и музыкальностью отличались и юные киевляне Александр Кищенко и Максим Ковтун — оба воспитанники КГХУ, класс педагога В. Парсегова. Ярким и вдохновенным был танец Константина Пожарницкого, артиста балета Национальной оперы Украины (педагоги В. Денисенко и А. Козлов). Как видите, мужская группа номинантов из Украины явно лидировала на конкурсных просмотрах и приятно удивила элегантностью исполнения, живым артистизмом, хорошей выучкой и красивой формой.

Хотя женщин на конкурсе было вдвое больше, чем мужчин, уровень их выступлений оказался гораздо скромнее. Охори Саяка (Япония) и Ким Джи А (Корея), которые учатся соответственно в МАХУ и КГХУ, демонстрировали чудеса техники. Жаль, что из-за травмы «сошла с дистанции» и не успела показать себя способная и обаятельная киевлянка Екатерина Ханюкова. Благоприятное впечатление произвела Ольга Голица (КГХУ, класс педагогов Г. Панковой и М. Добряковой). Идеальная форма и благородное исполнение юной балериной известных вариаций из классического наследия вызывали в памяти образы этуалей прошлого. Кто знает, может, именно Ольге суждено стать «звездой пленительного счастья» украинского балета?

Об успехах «взрослых» номинантов скажу кратко: откровений не было! Просто хорошими данными сегодня никого не удивишь. Чтобы стать настоящей балериной, недостаточно владеть техникой и быть красивой на сцене. Одухотворенность образа, безупречность стиля, уникальность почерка — это дано не каждому. Женский классический танец ныне претерпевает кризис. Налицо дефицит педагогов, теряется школа.

Теперь о хореографах. Из 15 заявленных участников в финал вышли девять. Каждый представлял на суд жюри два произведения. Дипломов в итоге удостоились Людмила Васильева, Андрей Пир, Татьяна Островерх (все — Украина), Мартина Лучак (Германия). Зал горячо аплодировал броским и характерным миниатюрам на музыку А.Пьяццоллы, которые сочинил опытный Сергей Бондур, привлек внимание профессиональный почерк молодого хореографа Максима Скляра (оба — Украина). Они разделили вторую премию. Бронзовой медалью наградили Рикки Бонавиту (Италия) за своеобразные опусы для «говорящих» рук. Первая же премия, увы, так и не была присуждена. «Время сложное. Нет нового слова. Находок нет, идет поиск», — сокрушался Ю. Григорович после конкурса.

Подводя итоги раздачи премий, отметим, что, по словам начальника Главного управления культуры А. Быструшкина, призовой фонд, выделенный бюджетом города, составил 750 тыс. грн. Треть этой суммы выдана номинантам. Кому досталось остальное, на пресс-конференции не говорилось. Также не обнародовались общие расходы на организацию конкурса. Надо заметить, что устроители часто жаловались на отсутствие средств. Но если устраивать конкурсы раз в квартал, то денег будет еще меньше. Недаром большие международные форумы такого уровня проводятся раз в четыре года. Может, конкурс, приуроченный к 100-летию С.Лифаря, логичнее было бы проводить в 2005 году? Успели бы лучше подготовиться…

P. S. Аккредитовав присутствие прессы, оргкомитет тут же напрочь забыл о ней. Не было ни пресс-центра (как, впрочем, и раньше), ни буклетов, ни списков участников, ни конкурсных программ. Условий для нормальной работы представителей СМИ не создали, наоборот, их гоняли с этажа на этаж, с места на место. Ни о каком сотрудничестве, взаимодействии и речи не было. Ощущение того, что журналисты и критики — непрошеные и незваные гости, не оставляло нас до конца конкурса. На каждый тур (а вход был бесплатный!) приходилось прорываться сквозь ряды рассвирепевших администраторов, хотя зрительный зал зачастую оставался полупустым, а вокруг театра стояла огромная толпа желающих попасть внутрь. На этом фоне наиболее успешными из всех прошедших в Киеве конкурсов балета теперь казались I и II конкурсы им. С. Лифаря (1994 и 1996 гг.). А мы еще были тогда чем-то недовольны!

Любые общественные мероприятия существуют для людей, а не люди — для мероприятий. Это аксиома. Для кого же создан конкурс им. С. Лифаря? И что он призван дать? Ну, если не зрителям (о них тут думали меньше всего), то хотя бы жюри, организаторам, наконец участникам? Частично на этот вопрос дал ответ Ю.Григорович: «Это дорога на Запад».

Согласитесь, однако: обидно и несправедливо, когда подобный конкурс сводят до уровня ДСП — для служебного пользования.