UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сергей Савченко: «ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ЛЕГКО»

Ему 26 лет. Он родился и живет во Львове. Бегает львовскими улицами, общается с друзьями, всегда улыбчивый и компанейский...

Автор: Татьяна Носарева

Ему 26 лет. Он родился и живет во Львове. Бегает львовскими улицами, общается с друзьями, всегда улыбчивый и компанейский. Главное, что отличает его от ровесников и даже людей намного старше, это то, что Сергей - уже признанный мастер кисти не только во Львове, но и далеко за его пределами. И это признание, кажется, пришло к нему совсем неожиданно и очень легко, хотя известные львовские художники высоко оценивают творчество Савченко. О его таланте говорит и тот факт, что для Сергея нет проблем для участия в групповых выставках или организации персональных. Его приглашают принять в них участие, ему выделяют престижные залы и помещения. Его работы, кроме Львова, находятся в Киеве, Хмельницком, Австрии, Канаде… Выставляется он также в Чехии, Франции, США, Швейцарии, Нидерландах. Картины Савченко - это цветные импрессии предметов и явлений, которые повлияли в какой-то момент на художника. Его взгляд, в только ему свойственной манере, фиксирует момент, который он видит возле себя, и не всегда видимый нами. Разнообразие теплых и холодных, нежных и твердых оттенков, их ритмы и последовательность образуют на полотнах молодого художника особенный баланс и гармонию.

- Сергей, как к вам пришло ощущение того, что надо взять кисть в руки и начать рисовать?

- Очень легко, как-то само собой. Знаете, как бывает. Каждый на определенном этапе сам понимает, что ему делать и когда время это делать. Учился я в обыкновенной школе, никогда не думал, что буду рисовать, правда, меня всегда тянуло к какой-то интеллектуальной работе: писать что-то, может, романы. Рисовал в детстве, но все дети что-то рисуют, а вот в школе любил точные науки. Мой сосед учился на художника, и как-то так вышло, что я поступил во Львовский колледж декоративно-прикладного искусства имени И. Труша. Сдавал на вступительных экзаменах скульптуру, хотя липить не умею: не ощущаю объем, поступил на отдел металла (был там небольшой конкурс, к тому же любил Heavy Metal). На четвертом курсе за несколько минут нарисовал вещь, которую взяли в фонд училища. После этого начал задумываться, начать ли рисовать всерьез. Тогда это были маленькие этюды. Написал научную работу, которая до сегодняшнего дня тоже выставляется в училище. После окончания колледжа решил поступать в Академию искусств. Случайно встретил в трамвае знакомого учителя Михаила Драгана (он когда-то входил в десятку лучших художников Союза), который порекомендовал для вступления в академию заниматься с Богданом Буряком. Я так и сделал: пришел к нему и спросил, возьмет ли он меня учиться. Как оказалось позже, попасть к нему было непросто (знакомства, деньги). Проучился я пробный период (один месяц), работал на трех работах, чтобы платить за обучение, а потом, когда остался и дальше на полгода у Б.Буряка, уже началась монашеская работа. Поступил в академию, была на то время уже одна серьезная областная выставка. Учиться было легко, с первого курса ходил в мастерскую.

- Почему вы говорите, что все так легко? Это вы такой человек или просто везет?

- Я считаю, что все зависит от настройки. Все должно быть легко, откуда взяться тяжести? Жизнь плывет, я люблю свою работу, которая где-то удается, где-то - нет, но лучше все воспринимать легко. Тяжесть мира и так нас везде найдет, необязательно искать ее в себе.

- Вы уже были с выставками за границей, имеете персональные. Некоторые художники стремятся к этому всю жизнь.

- Все зависит от отношения к персональным выставкам. Художникам сейчас не так работается, как раньше. Тогда государство давало деньги, художники получали заказы, работали для выставок. Я же никогда не имел даже бесплатной краски. Теперь капитализм. Художник свободный, он сам заботится о своих выставках или имеет своих менеджеров (у нас их мало и не все они профессионалы). Я же сам собой занимаюсь: творю, думаю, где сделать выставки. Самое главное - это наличие работ. Фотографии или буклеты своих работ можно предлагать организаторам выставок. Если картины заслуживают внимания, то ими заинтересуются, их возьмут. Поэтому дело не в деньгах. Когда же ты рисуешь, то должен анализировать свои работы, самокритиковать их, уметь сравнить себя с другими, не бояться выставляться. Если этот процесс есть, будут связи, выставки и заграничные, и персональные. У меня они были и в Америке, и в Голландии, и в Австрии, но наилучшие прошли тут, во Львове.

- У вас есть любимые стиль, темы, цвета?

- Цвет - что-то от экспрессионизма, постэкспрессионизма. Но может быть и коллективизм, минимализм, символизм. У меня есть и некоторые психологические картины. Темы - более условные. Есть одинокие портреты ( кстати, больше люблю именно их, хотя сейчас работаю над групповым портретом). Была тема зверей, пейзажи. Но это не конкретные люди или пейзажи, это, скорее всего, дух города, среды, мое отношение. Любая тема - это привязка, чтоб показать взаимосвязь цветов, психологию композиции. Суть не в теме. Для меня все равно, что рисовать - голову человека или дом. Задание - уметь абстрагироваться.

- А какие вам снятся сны?

- Разные, как и у всех людей. Но сны я никогда не рисую. Сны - это сны, а жизнь - совсем другой мир. Мне нравится фраза Гюго «Сон - это аквариум ночи». Так оно и есть.

- Является ли художник философом?

- Да. Я считаю, что каждый человек должен им быть. Когда человек думает, он живет, если же нет - существует. Художник должен много знать, думать, анализировать. Это тоже в некотором роде искусство. Можно создавать определенные аналогии, познавать себя.

- Сколько у вас личного времени?

- Вся жизнь. Ее нужно формировать так, чтобы все время тратить на себя. Даже когда что-то делаешь для других, делай это в свою пользу.

- Сергей, вы думаете, когда рисуете, или рука сама ведет по бумаге?

- Ребенок не думает, когда рисует. Учитель сначала учит думать, а потом помогает достичь такого уровня, чтоб рисовала не рука, а сердце, душа, но профессионально.

Говорят, что каждый человек имеет свою философию, свой внутренний дух, свое представление мира. Все люди думают, что-то ищут, находят, реализовывают себя, но люди искусства не такие, как другие. Так говорят. Говорят, что они своеобразные, видят все в другом цвете, что у них другой способ жизни. Так ли это?