17 марта у выдающегося режиссера современности юбилей - 60-летие. Каждая его постановка - событие театральной жизни, фейерверк эмоций и страстей: от «брависсимо» до язвительных критических опусов. Но постепенно тон последних становится мягче, а через пару просмотров спектакль чуть ли не на «ура» идет. Причем именно хулители первыми свои отточенные перья бросают на сложение восхвалительных од.
Время все расставило по своим местам: «Кам'яний господар», «Ричард III», «Украдене щастя», «Енеїда», «Дядя Ваня», «Візит старої дами», «Тев'є-Тевель» - стали театральной классикой и занесены золотыми буквами в историю национального украинского театра и театра им.И.Франко, где почти 20 лет Сергей Владимирович является художественным руководителем.
- Вы представитель третьего поколения и свои театральные университеты начали проходить еще дома?
- Можно и так сказать. Дед был директором передвижного полтавского «Колгоспного театру», а родители до войны работали в театре им.М.Заньковецкой в Запорожье, где я и родился. В эвакуации жили в Тобольске, а как только наши войска освободили Львов, театр переехал туда. В то время не было постоянного театра и постепенно он стал центром украинской культуры, да и сам город всегда обладал высокой духовной потенцией, как магнит, притягивающий художников, поэтов, писателей и композиторов. В театре и у нас дома собирались очень интересные и талантливые люди.
- Но вначале вы не захотели связывать свою жизнь с театром, а выбор профессии геолога - юношеский протест?
- Геология нравилась с детства. С четвертого класса собирал коллекцию минералов, потом увлекся химией. Поступление во Львовский университет на геологический факультет было вполне закономерно. Кстати, до сих пор общаюсь со своими бывшими сокурсниками. Театр тогда казался эфемерным без настоящего жизненного пульса, вот и выбрал профессию настоящих мужчин. Очень скоро понял, что любовь к театру сильнее. Учился у замечательного педагога Леонида Артемовича Олейника. На нашем курсе учились как режиссеры, так и актеры - вместе проходили науку, и, мне кажется, это очень верно. Позднее к этому пришли другие вузы и провозглашали как какое-то открытие (ноу-хау). В нашем театральном институте им.К.Карого еще до войны вели совместное обучение режиссеров и актеров. Режиссеру необходимы актерские знания, он лучше поймет внутренний ход, поворот. Если, занимаясь геологией, считал мир театра не настоящим, то теперь думаю, что как раз свет фантазии привлекает в моей профессии, каждый новый спектакль - создание нового мира.
- Сергей Владимирович, ваш триумф как режиссера начался со Львова. На каждую премьеру театра им.М.Заньковецкой приезжали со всего бывшего Союза.
- Вначале не все так радужно происходило. 2,5 года проработал режиссером-постановщиком, но обстоятельства так сложились, да и с руководством театра не нашли общий язык, поэтому перешел в ТЮЗ. В 1970-м вернулся в театр им.М.Заньковецкой в ранге главного режиссера. Подобралась хорошая команда актеров. Мы воспитывались вместе и росли: Ф.Стригун, Б.Ступка, Л.Кадырова, В.Розстальной, В.Козак, Т.Литвиненко. На премьеры действительно многие приезжали, и решение сверху возглавить театр им.И.Франко меня не обрадовало.
- А как отнеслась к этому труппа театра?
- Со мной хотела перейти большая группа львовян, но было ограничение и нельзя же оголять труппу. Из театра им.М.Заньковецкой мы пришли с Богданом Ступкой и Виталием Розстальным, из Харькова пригласил Валерия Ивченко. Когда приходит новый руководитель, то всегда настороженно относятся, ждут изменений, кто-то с надеждой для себя. В любом театре сложная структура отношений. Антон Чехов говорил: «Театр - лазарет больных самолюбий». Часть актеров пошла к В.Щербицкому с требованием, чтобы меня убрали, но он их не принял и т.к. решение уже было принято, я остался работать. Где-то года два не хотел сам из Львова уезжать, там дело налажено, а тут очень непростое состояние.
- Ваш театр достаточно стабилен, нет громких выяснений отношений, уходов с хлопаньем дверью.
- У нас большая труппа актеров, хор, оркестр и балет. Финансовая ситуация непростая, удержать людей трудно. Когда уходит известный актер, то в этом нет трагедии. От Г.Товстоногова уходили: Борисов, Доронина, Юрский, кстати, к нему перешел В.Ивченко от нас и прекрасно работает до сих пор. Человеку свойственен поиск, желание найти себя. Театр - коллективное искусство, с одной стороны, а с другой, это нонсенс, потому что искусство - это самовыявление. Центробежные силы всегда существуют, актеров надо «собрать» на совместную работу, найти точки соприкосновения, и в этом бывают трудности.
- «Украдене щастя» - визитная карточка франковцев, вы посягнули на нее, сделав свою версию: одну визитку заменили на другую?
- Я долго думал об этой постановке. Действительно, долгие годы шло «Украдене щастя», в нем играли А.Бучма, Д.Милютенко, О.Кусенко. Первый спектакль принципиальный. Останавливая свой выбор на этом произведении И.Франко, я считал, что им докажу свой взгляд на путь театра в целом и меня поймут. Спектаклю 17 лет, у Б.Ступки одна из лучших ролей Мыколы Задорожного, возраст позволяет еще ее играть. Играем редко, где-то один раз в два месяца, в основном к каким-то датам и на гастролях, чтобы молодые зрители посмотрели. Наверное, подходит время обновить эстетику спектакля. Пьесу нельзя положить в письменный стол или на полку, как фильм, потом вынуть и находить что-то интересное. Спектакль живет в тесном контакте со зрителем. Перестали играть - и только память осталась.
- Чеховского «Дядю Ваню» с восторгом приняли в ближнем и дальнем зарубежье, а местная критика не сильно жаловала.
- Мы очень волновались, т.к. премьеру сыграли в Москве на сцене МХАТа. Тогда привезли три работы: «Дикий ангел», «Украдене щастя» и «Дядя Ваня». Никому не рассылал никаких приглашений, думал, пусть себе тихо пройдет, а в зал пришел весь театральный бомонд, чеховеды из Института литературы. Приняли на «ура», Москва выступила, так сказать, инициатором выдвижения постановки на Государственную премию, успех огромный, много аналитических статей. Мы были первым национальным театром, получившим высшую государственную награду за А.Чехова, за классику и не к определенной дате.
- Вы ставили А.Чехова для Т.Дорониной. Как вам работалось с ней?
- Мой «Вишневый сад» до сих пор у нее в репертуаре. Говорили, что у нее тяжелый характер, но у нас конфликтов не было. Татьяна Доронина - женщина эмоциональная. Она просто выгнала критиков из театра, не разрешала пускать на репетиции. Зрители ее любят, театр не супераншлаговый, но достаточно благополучный.
- Все актеры театра - самоцветы и бриллианты, а Богдан Ступка - бриллиант на тридцать карат, ведь ровно 30 лет длится ваш творческий союз?
- Теперь трудно поверить, но многие критики вначале его совершенно не воспринимали. Даже за спектакль В.Розова «В дорозі» всех актеров отметили, а сыгравшего главного героя обошли, сказали, что у него «отрицательное обаяние». Вот так - самобытного актера не разглядели. Со Степаном Олексенко и Мариной Герасименко учились еще в институте, у многих ребят я вел режиссерский курс. Иногда ругали, что лучшие актеры театра - мужчины, но большинство пьес написано, к сожалению, не для актрис.
- Когда идет спектакль, вы не сидите в зале, а стоите в конце партера или слушаете по радиотрансляции, в руках секундомер, почему?
- Так мне удобнее. Могу вовсе не смотреть, а слушать по радиотрансляции потому, что прекрасно знаю, что делается на сцене. Секундомер позволяет определить ритм, а некоторые вещи должны точно укладываться по времени, чуть потянул или растянул, и спектакль «полетит». На человеческое подсознание, эмоции, ритм очень влияет.
- На репетициях «Тев'є-Тевель» всех, занятых в работе, угощали мясом собственного приготовления. Правда ли, что вы страстный охотник?
- Сейчас перешел в разряд теоретиков, выезжаю только на открытие охоты. Раньше с компаньоном Н.Зарудным действительно много охотились, у него много знакомых лесников. Перед «Тев'є» подстрелили кабана. Готовлю под настроение, если бы заставляли этим заниматься ежедневно, то, может, не нравилось бы, а так время от времени угостить кого-то приятно, для себя не готовил бы. Думал, что появится больше времени, а теперь смотрю - его катастрофически не хватает, никаких уик-эндов, всю свою жизнь обедаю бутербродами в театре.
- Приступаете к новой работе - шекспировскому «Королю Лиру». Кто из актеров занят?
- Давно идет работа с главным художником, продумываются костюмы, подбираем музыку. В «Лире» только три женские роли, вот и думаю, как занять своих актрис. Богдан Ступка сыграет короля Лира.
- А еще кто? Не изменяете своему правилу, не раскрываете секрета и не называете, кто конкретно играет?
- Не я первый так поступаю. С основными актерами обязательно вначале беседую, и если кто-то себя не видит в роли, то я пробую объяснить, но все же считаю, что нужно работать с удовольствием. Еще есть немного времени пока вывешу приказ с назначением, могу передумать, объявлю - станет неудобно. Скажу лишь, что еще заняты Полина Лозова и Степан Олексенко, все, больше ни слова.
- Против юбилейного вечера, который состоится 21 марта в театре им.И.Франко, сильно возражали?
- Не люблю праздновать юбилеи, а отмечаю торжества в кругу близких друзей. Настояла труппа, они там что-то выдумывают. Я их предупредил, что на сцене сидеть не намерен, посижу в зале как рядовой зритель, на постаменте стоять еще рано.
«ЗН» поздравляет юбиляра. Многие лета!