UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сергей Лозница: "В лицах людей найдем ответ на вопрос — что же произошло с Россией"

В рамках кинофестиваля "Молодость" кинорежиссер Сергей Лозница, автор нашумевших лент "Счастье мое", "В тумане", "Майдан", представил свою новую работу - документальный фильм "Событие". Мировая премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале. Для создания проекта использована архивная хроника времен путча 1991 года. Режиссер обращается к фактам, свидетельствам и эмоциям, которые объясняют истоки распада Советского Союза. 5 ноября фильм выходит в украинский прокат.

Автор: Антон Филатов

В рамках кинофестиваля "Молодость" кинорежиссер Сергей Лозница, автор нашумевших лент "Счастье мое", "В тумане", "Майдан", представил свою новую работу - документальный фильм "Событие".

Мировая премьера картины состоялась на Венецианском кинофестивале. Для создания проекта использована архивная хроника времен путча 1991 года. Режиссер обращается к фактам, свидетельствам и эмоциям, которые объясняют истоки распада Советского Союза. 5 ноября фильм выходит в украинский прокат.

В пестрой подборке "Молодости" картина Лозницы смотрится внешне бледно - черно-белая, документальная, относительно непродолжительная, не увенчанная наградами. Но в списках "обязательно к просмотру" работа Лозницы оказывается одной из немногих, не обманывающих ожидания.

Августовский путч 1991 года, одно из громких событий ХХ века, раскрывается в "Событии" тихо. Чтобы не нарушить библиотечную тишину, Сергей Лозница вскрывает забытые архивы, к которым не обращались 24 года.

Лента показывает митинг в Ленинграде - городе, который не был главной ареной тех событий. Там не подписывались ключевые документы, положившие конец СССР. Там не ездили танки и не горели административные здания. Поэтому в фильме нет вооруженного экшена и политических интриг, которым обычно отводится главное место в подобных картинах.

Ленинград был лишь эхом событий в Москве. Поэтому все происходившее тогда в городе живописует не столько политику, сколько тектонику августовского путча.

Показанная в фильме Дворцовая площадь в этом случае оказывается как бы моделью тех событий. Как и люди в центре Ленинграда, граждане всего СССР находились в ожидании малопонятных перемен. Во многих других городах миллионы людей точно так же ловили слухи, растерянно стояли на центральных площадях и судорожно припадали ухом к радиоприемнику, пытаясь услышать редкие новости.

Основные акценты в ленте - лица прохожих, которых уже не встретишь сегодня. Куцые баррикады на мирных улицах. Безвкусно одетые политики на импровизированных трибунах. Серая толпа растерянных людей.

Все это филигранно снято замечательными ленинградскими операторами. Камера очерчивает суету толпы в целом и вместе с тем выхватывает взгляды и жесты отдельных людей.

Многие кадры наполнены внутренней символикой. Например, силуэт Анатолия Собчака, возвышающегося на переднем плане над толпой, перекликается с таким же по форме силуэтом храма на заднем плане. Черный силуэт произносящего речь чиновника и белый размытый силуэт молчащего храма. Между ними и находится вся толпа.

По ходу фильма экран неоднократно затухает, и из тревожной темноты доносится фрагмент музыки Чайковского из балета "Лебединое озеро". Тогда, в августе 1991-го, эта мелодия обманчиво звучала по всем телеканалам. Но вместо нее должны были быть именно эти кадры.

"Событие" воспринимается сегодня, как письмо в бутылке, брошенное с тонущего корабля русской демократии. Судна неслыханных размеров и отчалившего в неизвестном направлении. Наверное, именно поэтому оно, как "Титаник", затонуло в первом же рейсе, так и не причалив к заветному берегу лучшей жизни.

Продвижением фильма "Событие" в Украине занимается компания "Арт-Хауз Трафик", которая и приводит слова режиссера о его работе: "Фильм состоит из эпизодов, расположенных в хронологическом порядке, представляющих жизнь города во время тех беспокойных летних дней. Мы можем наблюдать постепенное изменение в настроении людей: мы видим, как обычная жизнь становится историей; лица людей, выхваченные из толпы, несут в себе свидетельства о нерве времени, описание которого не найти в учебниках истории или записях политических выступлений. Возможно, в этих лицах людей, с их выражением замешательства, неверия, решимости, гнева, мы найдем ответ на вопрос - что же произошло с Россией в августе 1991 года и почему значение этого события по-прежнему озадачивает нас".

Из досье. В фильмографии Сергея Лозницы - 17 документальных картин. Известность режиссеру принес фильм "Блокада" (2005), созданный из архивной кинохроники. Игровой дебют "Счастье мое" (2010) участвовал в главном конкурсе МКФ в Каннах. В 2012 году вторая игровая картина Лозницы, "В тумане", также была представлена в конкурсе Каннского фестиваля и получила приз ФИПРЕССИ. Документальный фильм "Майдан" (2014), вышедший в прошлом году в широкий прокат, отражает хронику Революции достоинства в Украине.