UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕРФИНГ АЛЕКСЕЯ КУЖЕЛЬНОГО

В бурном потоке киевского Ярославового вала, среди респектабельных посольств и декорированных доходных домов рубежа веков прочно и достойно причалил многоэтажный особняк Родзянко...

Автор: Валентина Заболотная

В бурном потоке киевского Ярославового вала, среди респектабельных посольств и декорированных доходных домов рубежа веков прочно и достойно причалил многоэтажный особняк Родзянко. Уже десять лет здесь играет свои спектакли мастерская театрального искусства - театр-салон-модерн «Сузір'я» под руководством своего создателя и творческого капитана народного артиста Украины Алексея Кужельного.

В созвездии спектаклей театра, поставленных разными режиссерами и актерами, спектакли самого А.Кужельного отличаются именно очарованием. В них есть магия, нечто на уровне медитации и особой энергетики. Он вернул Украине драматурга Григория Сковороду, сотворив из его стихов, басен и притч в композиции «Сад божественных песен» В.Шевчука философский театр магического воздействия на генетическое подсознание украинского зрителя.

А.Кужельный разглядел драматурга в президенте Венгрии Арпаде Гьонце, поставив его пьесу «Венгерская Медея».

Другой президент, автор «бархатной революции» в Чехословакии Вацлав Гавел, представлен в репертуаре ««Сузір'я» спектаклем А.Кужельного «Аудиенция». Сам драматург высоко оценил этот спектакль не из дипломатической вежливости, а потому, что актеры Николай Бабенко и Сергей Джигурда пронзительно сыграли драму духовных человеческих мытарств, драму диссидентства и коллаборационизма.

И еще одного неординарного драматурга открыл для нас Алексей Кужельный. На сей раз поляка, Кароля Войтылу, бывшего актера, а ныне папу римского Иоанна-Павла II. «Излучение отцовства» - драматический теософский этюд, построенный на бесконечных монологах Мужчины и Женщины и напрочь лишенный действия этой, казалось бы, основы основ театра. Но А.Кужельному удалось превратить диалогизированный трактат в элегантное эмоциональное зрелище. Недаром спектакль покорил многие города, веси, фестивали и страны, в том числе отнюдь не христианские.

Говорят, что идеи витают в воздухе. А.Кужельный схватывает их на лету и воплощает в законченное и убедительное в своей целостности театральное произведение. Вот и в одном из последних своих спектаклей «Зачарованный круг, или Колыбельная для Леси» К.Демчук, как и в «Излучении отцовства», режиссер прочертил важнейшие принципы будущего украинского национального музыкально-драматического театра. Парафразы второй половины жизни великой поэтессы Леси Украинки драматургически выстроены на ее письмах, дневниках, стихах и пьесах. Режиссер эти тексты положил на музыку и пластику. Композитор В.Ракочи создал сложную мелодичную и полифоническую ауру, в которую время от времени вплетается вокал чистого голоса актрисы Людмилы Лымарь - то стихами, то прозой. В волнах этой музыки живут, конфликтуют, дублируются, умирают фигуры Ее и Его (арт. В.Кокотунов). Причем перед нами не классический и не бытовой вокал, не танец и не пантомима, а некое звучание души и тела в пластическом рисунке балетмейстера В.Войнятицкого.

«Колыбельная» вообще занимает особое место в творчестве А.Кужельного. Имея опыт работы с необычными драматургами, режиссер на сей раз отдал весь свой талант драматургу совсем юному, начинающему - Катерине Демчук. Пьеса на первый взгляд несценична, больше похожа на литмонтаж. Но в ней есть смелость парадоксальных образных сближений, обостренный внутренний нерв, которому постановщик и придал зримость, ощутимость, элегантную неожиданность.

Образы спектакля ткутся из обычных вещей, из света и слайдов, из какафонии фортепианных пассажей, извлекаемых мужчиной, и «музыки сфер». А.Кужельный стремится - и это ему удается - материализовать не столько хрестоматийную личность классика, сколько трагическое сознание Поэта. И вот уже ярмом, тяжкой ношей ложится на хрупкие женские плечи письменный столик. И сухой венок отсылает к известному поэтическому образу «зів'ялого листя», отзывается лесной мавкой, оборачивается терновым венцом и мученическим нимбом. Пространство заполняется узорами летящего почерка. Стена света, кружевная, легкая, как призрачный сад божественных песен, манит поэтессу - и не пускает. Свет в конце туннеля прекрасен, но за ним - каменное изваяние памятника. Пусть это изящный монумент работы Г.Кальченко, но… «це він, камінний» - финальная фраза последней пьесы Леси Украинки, финальная фраза спектакля А.Кужельного.

Можно по-разному относиться к манере игры Людмилы Лымарь, ибо ее настроенное на сложный вокал горло бывает слишком зажато, чтобы пропустить обертоны эмоций, от чего возникает некий холодок отстраненности актрисы от ее героини. Но надо отдать должное исполнителям - они звучат в унисон, создавая особый возвышенный стиль спектакля. В этом полифоническом дуэте женщины и мужчины, слабости и силы, чуткости и жесткости, искушения и стоицизма возникает исповедальный до интимности, мученический и просветленный образ Леси Украинки, «этого едва ли ни единственного мужчины», по словам И.Франко, во всей современной ему украинской литературе.

В этой работе А.Кужельный идет тропою Л.Курбаса, пересоздавая поэтический мир героя в образно-театральный мир спектакля. И тропа эта ведет в будущее.

Некоторые современные режиссеры называют свой театр театром метафоры. Хотя метафора это альфа и омега художественного образа, а безобразное искусство становится безобразным и перестает быть искусством. Работая в специфических интерьерах небольших комнат, украшенных зеркалами, лепниной, позолотой, расписными плафонами, Алексей Кужельный создает необходимый образ из самого пространства. А в условиях небольших площадей для театральной игры предпочитает детали некрупные, подлинные антикварные вещи, игру светом и фактурой.

Кужельный не только талантливый режиссер, создатель многих спектаклей, увенчанных фестивальными наградами, званиями и любовью зрителей. Он и саму жизнь воспринимает и пересоздает по-театральному. Представлениям «Сузір'я», например, предшествуют мини-спектакли радушного хозяина дома Алексея Павловича с изящным звоночком в руке и коротким спичем-импровизацией по случаю…

Он же театральный бизнесмен, грамотно прокладывающий штурманский курс своему кораблю в штормовом житейском море современности, бесконечно генерирует театральные и деловые идеи и чаще всего их осуществляет. Вот и театр создал, и даже ухитряется проводить на его базе очаровательные фестивали («Киевская парсуна»), активно участвовать в других разных театральных акциях. Устанавливает международные контакты. И вообще дипломат от искусства - искусный дипломат. Трудно найти человека, организацию или государственный уровень, с которым Алексей Павлович не смог бы сотрудничать. И главная ценность - он верен своим актерам, друзьям и партнерам.

Кужельный поймал этот мир, как в серфинге ловят крутую волну, и несется по ней и вместе с ней на доске сцены своего театра наперекор всем законам жизненной логики.