UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сердца трех. Кшиштоф Занусси задействовал в новом фильме мужскую династию Ступок

Польский режиссер Кшиштоф Занусси свою новую картину снимает в Украине. Кинокомпании SOTA Cinema Group (У...

Автор: Надежда Стешенко-Григорьева

Польский режиссер Кшиштоф Занусси свою новую картину снимает в Украине. Кинокомпании SOTA Cinema Group (Украина) и «Студия документальных и художественных фильмов» (Польша) приступили к работе над украинско-польским проектом «Сердце на ладони», в котором задействованы Богдан, Остап и Дмитрий (внук) Ступки. Бюджет проекта — более 1,5 млн. евро.

Съемки «Сердца...» начались в марте в Варшаве и на днях продолжились в Киеве. В Украину пан Занусси приехал на несколько дней в сопровождении «свиты» из 30 человек. Для съемок подогнали золотой лимузин. И с помощью украинского продюсера Олега Кохана облюбовали некоторые польские дворики — для «уходящей» натуры. В перерыве между съемками Занусси еще раз посмотрел в театре им. Ивана Франко свой спектакль «Маленькие семейные преступления». И был приятно удивлен, узнав, что вот уже полгода его детище идет с аншлагом. Заручившись поддержкой Богдана Ступки, мэтр пообещал поставить еще один спектакль на франковской сцене...

Богдан Ступка и Марек Куделко на съемках фильма «Сердце на ладони»
...И вернулся к своим съемкам. Главную роль режиссер предложил Богдану Сильвестровичу. В фильме, в общем, занята целая мужская династия Ступок: Богдан Сильвестрович, Остап Богданович и Дмитрий Остапович. Мать главного героя сыграет одна из любимых актрис Занусси — 92-летняя Нина Андрич. Сценарий нового фильма написал сам Занусси по идее польского писателя Анджея Мулярчика (автора повести «Post Mortem. Катынская повесть» и сценария резонансного фильма Анджея Вайды «Катынь»). Собственно, сюжет картины Занусси выстроен вокруг встречи пожилого олигарха (Богдан Ступка) и молодого неудачника (Марек Куделко), которая способна кардинально изменить жизнь обоих.

— Мой новый фильм — немного неожиданное для меня авторское кино «по заказу», — признался «ЗН» киноклассик. — Я написал сценарий по идее другого автора. Но получилось, по-моему, интересно. По жанру — это черная комедия. Начинается картина с того, что в городе появляется некий герой, очень богатый человек. Абсолютно не известно, кто он, какой национальности, откуда взялся и где живет... Это история о том, как не очень хороший человек пытается стать хорошим. Ну а что из этого получается — увидите сами. Дальше раскрывать сюжет фильма не буду, иначе неинтересно смотреть. Олигарха играет Богдан Ступка. Он будет говорить по-польски, с акцентом. Богдан Ступка принадлежит к категории таких актеров, как Витторио Гассман, Никита Михалков, Збигнев Запасевич. Это очень экспансивные люди, авторитарные. Порой невыносимые. Но очень жизнелюбивые. Образ главного героя, наверное, частично списан с моего отца, итальянца по происхождению. Он был большим жизнелюбом, частенько попадал в различные истории и не дружил с полицией...

Итальянские предки Занусси давно и успешно занимаются бытовой техникой. Поэтому когда Кшиш­тоф выбрал для себя такую неделовую и несерьезную профессию — кино, итальянская мафия Занусси отвергла выскочку-интеллектуала.

— Мой отец до самой смерти не признал мои киноработы. Правда, он смотрел мои фильмы, но всегда говорил, что они ему не нравятся. А мама, наоборот, говорила: «Не спрашивай меня, мне все равно все понравится. Потому что это ты сделал».

Уже более сорока лет первым зрителем и главным критиком пана Занусси является его жена Эльжбета, аристократка из рода Рюриковичей. Что отнюдь не мешает ей не только содержать в порядке большой загородный дом под Варшавой, но и принимать в нем многочисленных гостей отовсюду, приехавших по приглашению гостеприимного хозяина.

— Моя супруга привыкла к тому, что в доме всегда кто-то живет. Иногда я предупреждаю ее за полчаса до появления гостей. И Эльжбета уже наловчилась: очень быстро, как бы ниоткуда, на столе появляется еда. У нас большой дом под Варшавой — 20 комнат. Но неправильно же, если они будут пустовать! Мне в юности очень много людей помогало. Я уехал из Польши с пятью долларами в кармане, тогда больше нельзя было провезти через границу. Этих денег хватало ровно на железнодорожный билет. А дальше … Иногда приходилось ночевать в парке на скамейке. И пусть моя рубашка не всегда была безупречно чистой, зато галстук был обязательно, чтобы не походить на того парня, который спит в парке. И много хороших людей встречалось тогда на моем пути, они принимали меня, помогали мне. Теперь моя очередь отдать людям долг гостеприимства. Зимой у нас гостил курс Богдана Ступки. Ох, мы с ними намучились! (смеется) Они такие неравнодушные и любознательные! Мы с женой порой не знали, что им показать и чем их занять. Я звонил всем друзьям, просил, чтобы провели на спектакль, в музеи, в кино. Замечательные ребята! Двое из них сейчас заняты у меня в картине.

Свой путь в кино Занусси искал долго. Поднаторев в физике и философии, пошел в киношколу. Но был отчислен на третьем курсе.

Насмотревшись во Франции фильмов с эффектом движущейся, живой камеры, он снял в Польше картину по такому принципу. Профессура же французов-новаторов еще не видела и сочла невозможной и бездарной манеру молодого режиссера. Но потом Занусси зачислили обратно, и началась его настоящая жизнь в кино.

— В Польше на национальном киноконкурсе все семь моих картин получили первые премии. И тогда я понял, что, наверное, пошел правильным путем. Это было признание в первую очередь самого себя.

Наверное, поэтому сейчас я с таким удовольствием работаю с молодежью, помогаю им найти и реализовать себя, не упустить свой шанс в жизни.

В прошлом году Занусси закончил картину «Черное солнце». И как раз сейчас она выходит в прокат в Польше. Режиссер хотел бы, чтоб фильм увидели и в Украине. Но прокатные права, сетует Занусси, принадлежат француам, не заинтересованным в нашем кинорынке. Зато лента «Сердце на ладони» сразу же будет сделана и в украинском варианте, и наши зрители увидят картину одновременно с поляками. Мало кто знает о том, что Кшиштоф Занусси несколько лет назад снялся в документальном фильме Владимира Хотиненко «Паломничество в Вечный город». Эта лента, популярная в России, в украинском прокате не появилась. Это сериал о Риме, апостолах Петре и Павле, казненных здесь, о первых христианах-мучениках и об эпохе Константина Великого. В этом проекте также задействованы Владимир Машков, Ирина Купченко, Юрий Соломин, Никита Михалков.

Хотиненко хотел, чтобы историю об апостоле Петре рассказал иностранец, католик. Когда ее предложили мне, я с радостью согласился. Потому что очень хорошо знаю Рим и все, что связано в нем с апостолом Петром. Правда, я был собой очень недоволен — говорил с жутким акцентом. Но это был интересный опыт. Я и раньше сам много снимал на христианскую тематику. И уверен: все, что касается человеческой души, в основе своей христианское творчество. Сейчас мне бы хотелось снять что-нибудь костюмированное, историческое. Я люблю Генрика Сенкевича. Но его всего уже экранизировали мои польские коллеги. Так что пока думаю над новым историческим проектом.

Рабочий график пана Занусси расписан на несколько лет вперед — съемки, репетиции спектаклей, лекции, фестивали. Иногда в этом густонаселенном делами графике образуется окно в несколько дней, когда мэтр позволяет себе немного расслабиться.

— В мае вместе с супругой хотим дней на пять поехать в Альпы — покататься на лыжах. Может быть, возьмем с собой нескольких моих студентов и вернемся в зиму. А вообще я лентяй по природе. Мне бы хотелось полежать подольше в кровати, почитать книгу. Но увы! Надо вставать и идти и работать. Ведь я не снял еще свой самый главный фильм. О чем он будет, пока не знаю. Но знаю точно, если я решу, что уже снял его, значит все — пора на пенсию. Так что пока буду работать...