UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сердце Киева вырывают с корнями

История с закрытием кинотеатров вызывает праведные волны профессионального и патриотического волнения.

Автор: Олег Вергелис

Скандал с закрытием столичных кинотеатров "Кинопанорама" и "Украина" может обрести продолжение - в виде нового общественного движения, которое будет сражаться за "закрывающихся" и пытаться искать диалог с "закрывающими".

Как известно, еще в начале октября прекратил работу кинотеатр "Украина" (на улице Городецкого), доселе собиравший на идеологически важные премьеры президента, Кабмин, депутатов Рады и всю светскую рать Кати Осадчей.

"Кинопанорама" (на Шота Руставели) тоже практически свернула работу, хотя остались некоторые события, на которые прежде продавали билеты.

Причины закрытия - на поверхности. Для владельцев этих зданий кинопрокатная деятельность якобы уже не особо выгодный бизнес, поскольку конкуренция обострилась, практически в каждом торговом центре по нескольку кинозалов. И, к тому же, "Украина" и "Кинопанорама" - давно частная собственность, с легкой руки прежних столичных властей. Посему хозяева что хотят то и делают. По сообщениям СМИ, "Кинопанорама" с 2009 года принадлежит бизнесмену Мохаммаду Захуру (супругу известной певицы Камалии), а "Украина" с 2004 года в собственности Игоря Воронова и Евгения Вылгина.

Частная собственность - святое. Ну, а свято место пусто не бывает. На улицах Городецкого и Шота Руставели что-то непременно да произрастет - в виде бизнеса гостиничного или торгового, будущее покажет.

Сама эта история с закрытием кинотеатров уже какую неделю вызывает праведные волны профессионального и патриотического волнения. Речь-то идет не просто о коробках-стенах для проката попкорновой шелухи - речь о культурном ландшафте центра столицы, ее исторической памяти, культурных и культовых знаках. Если совсем образно, то дискуссия о сердце Киева, которое вырывают буквально с корнями.

Таким образом, в очередной раз историко-культурная память выходит на арену дискуссий с прагматичными и законообосноваными бизнес-интересами (закон на стороне бизнеса в данной ситуации, историческая память - за нами).

Казалось бы, логичный и разумный путь решения кинотеатральной "проблемы" - не закрытие, а хотя бы трансформация самих этих залов, с сохранением их исконного предназначения - кинопрокат. А также, возможно, и развитие в этих залах концертной, театральной деятельности, поскольку столице нужны и новые концертные залы, и новые театральные помещения. То есть мог бы быть "срединный путь", согласно философии буддизма, от старого кинотеатра - к новому культурному центру, если все это разумно просчитано и если это выгодно и владельцу, и киевлянину, и гостю города.

Владельцы "Кинопанорамы" тем временем уже заявили о возможном перепрофилировании здания. Судьба "Украины" тоже внушает тревогу.

На данном этапе всех волнений, предвкушений и тревог - предлагаю ниже три монолога кинематографистов, которые говорят о прошлом культовых кинотеатров, а также пытаются с надеждой посмотреть в их будущее.

Виктория ЛЕЩЕНКО, программный координатор Docudays UA

Пространство культуры сужается. Это особо ощущаешь, работая в сфере культуры. "Кинопанорама" и "Украина" - артерии кинофестивальной жизни. Туда всегда могли попасть молодые начинающие инициативы, у которых не хватало ресурса разместиться у более "гламурных" соседей.

Внезапно артерии перекрыты. И это очень тревожно.

Во-первых, потому, что мы вдруг, наконец, осознали: два культовых столичных кинотеатра уже давно не принадлежат городу. Что мы, как зрители этих кинотеатров, все это время спали, а когда начали просыпаться - ничего нельзя сделать. (И большой вопрос, проснулись ли!) Мы осознали только сейчас, десять лет спустя, что кинотеатры проданы.

Во-вторых, что при активном развитии кинофестивального движения и его аудитории, стратегически важные локации для этого роста исчезают. Это какой-то парадокс. С одной стороны, мы с коллегами столько сил и жизни положили, чтобы создать популярные и престижные как в Украине, так и за границей киноплощадки. Без лишней скромности, мы совершили прорыв. Десять лет назад, когда я начинала, как "Молодость", так позже и Docudays UA, помещались в Доме кино. Теперь это события, задействованные в десятках локаций. Сюда приходят не только кинопрофессионалы, но и, в глобальном смысле, киевляне. Мне кажется, наши наработки теряют смысл, ведь нам просто некуда становится пойти. Уже молчу, что ежегодно мы вынуждены оплачивать аренду кинозалов по коммерческой цене. Мы просто не можем пойти в блокбастеры - там эта цена непосильна.

В-третьих, есть системная проблема, касающаяся несетевых кинотеатров в принципе. В любой нормальной стране они субсидируются государством либо европейскими фондами вроде Eurimage. У нас же такие кинотеатры отрезаны от таких ресурсов. Они почему-то должны превратиться в коммерчески успешную модель. Их передают в руки бизнесу. И это, на мой взгляд, рождает потенциальный конфликт в обществе. Потому что даже если и передавать их бизнесу, у общества и города должны оставаться рычаги влияния.

Да, я, конечно, же прочла новость о том, что на месте "Кинопанорамы" грядет бутик-отель с кинокомнатой под названием "Панорама". Хорошая сторона - что новость сама по себе открывает возможность попытаться выстроить диалог культуры общества и бизнеса в нашем городе. Мне очень хочется, чтобы именно так и произошло.

44.ua

С другой стороны, мы все понимаем, что кинотеатр находится сейчас в очень опасной ситуации, в том смысле, что он может исчезнуть. Если диалог окажется утопией, мы потеряем часть нашей истории, часть себя.

Меня беспокоит, что по прежнему нет никаких новостей об "Украине". Мне кажется, было бы правильно, если бы журналисты сделали официальные запросы. Это уникальный кинотеатр, который получил исторический шанс. Именно здесь украинское диссидентское движение заявило о себе. Просто поразительно, что стихийный капитализм в Украине лишает его шанса быть хотя бы просто кинотеатром.

У меня есть много вопросов к нам самим. И мне хочется, чтобы мы задали их себе. Чтобы мы начали это обсуждать. Чтобы мы проснулись. Я призываю всех представителей культурного коммьюнити мобилизоваться и высказаться по этому поводу. Мне хочется верить, что тревожные новости последних недель станут катализаторами столь долгожданных перемен.

Мария СТАРОЖИЦКАЯ, режиссер

Три года назад, еще когда мы с Анастасией снимали наш фильм "Война химер", всех желающих позвали убирать в кинотеатре им. Гагарина на Сырце, дескать, скоро его отремонтируют и можно будет смотреть кино недалеко от дома. Мы вместе с другими соседями выгребали горы мусора и мечтали, что тут пройдет наша премьера.

Кинотеатр заколочен до сих пор. И таких мертвых кинотеатров в городе много - "Дружба", "Зоряний", "Экран" - можно долго продолжать, один за другим исчезают отдельно стоящие храмы кинематографа, их сменяют безликие залы внутри торговых центров, превращая кино из искусства в предмет потребления.

Да, возможно, это и есть необратимый ход истории - мамонты обречены, другие времена, можно умиляться телефонным будкам, но никто уже не откажется от мобильных. Поэтому, когда внезапно владелец "Кинопанорамы" сообщил о ее закрытии, а мы предложили провести прощальный "Последний сеанс", директор Наталья Соболева волновалась, не будет ли так, что придет человек двадцать, и будет от этого еще обиднее и тоскливее… Но в зал на четыреста человек, уникальное помещение с неповторимой акустикой, пришло полторы тысячи киевлян, очередь в кассу тянулась до синагоги, люди несколько часов прощания с любимым кинотеатром стояли в проходе и сидели на полу у экрана.

Значит, все не так просто, мамонт вполне может выжить и жить долго и счастливо. Кинотеатр - это место коллективной встречи с кинематографом, видом искусства, просмотры бок-о-бок с другими зрителями дают неповторимое ощущение полного проживания предложенной режиссером истории, получения общего эмоционального опыта.

И уже сама по себе создалась инициативная группа, собрался митинг у Киеврады с требованием вернуть зрителям "Украину" и "Кинопанораму", не оставлять кинематограф без кинотеатров в центре города. Потому что как-то странно для власти одной рукой вкладывать миллионы государственных денег в новую волну украинского кинематографа, а другой - молчаливо содействовать исчезновению площадок для показа фильмов этой самой волны.

Вопрос, конечно, не прост. И сейчас преобладают эмоции: именно в "Кинопанораме" мы смогли осуществить постановку пьесы "Котел" к первой годовщине Иловайска, здесь была премьера "Войны химер" на фестивале Docudays UA, показ ко Дню добровольца… У многих кинематографистов схожие рефлексии и о проданной-перепроданной "Украине". Поэтому хочется сейчас одного: публично и прозрачно рассмотреть интересы зрителей, государства в лице городских властей и собственников кинотеатральной недвижимости, найти оптимальный выход.

Полина КЕЛЬМ, кинорежиссер

Так случилось, что "Кинопанорама" для меня стала очень знаковым местом, ведь именно там я монтировала свою ленту "Позитив" - о монтажницах кинопленки. Там до сих пор есть оборудование для просмотра фильмов с пленки. Хотя это не мешает мне видеть проблемные моменты кинотеатра. Однако проблемы в управлении не исключают возможности создать культурную площадку в центре города.

Ведь именно такими площадками и стали "Кинопанорама" и "Украина", проводившие у себя фестивали и концерты, создававшие уникальный культурный опыт для Киева.

Именно в "Кинопанораме" во время проведения Docudays UA я увидела фильм Елены ван дер Хост "Дети воды", перевернувший мои взгляды на жизнь. Это была площадка для молодых кинематографистов и театралов, делавших свои первые шаги в профессии. Благодаря тому, что аренда стоила недорого, а зал большой, можно было собрать хорошую аудиторию для первого показа.

Однако кинотеатры "Кинопанорама" и "Украина" - это не просто место, где можно было смотреть артхаусное кино. Эти места имеют исторический контекст, столь важный для создания современного культурного пространства. Именно с показа фильма "Тени забытых предков", Сергея Параджанова и выступления после него Василя Стуса началось активное диссидентское движение.

Обидно наблюдать, как ныне усилилось давление в различных культурных направлениях. То закрываются культурные площадки, то пытаются уничтожить исторические памятники и места, несмотря на общественный запрос (например, сооружением церкви на территории Исторического музея), то снести "тарелку" на Лыбидской или велотрек, то похоронить идею музея на Почтовой площади, и т.п.

В ответ нам предлагают новые торговые центры, магазины, развлекательные шоу и танцы со звездами. Это все напоминает "451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери. Но на самом деле в обществе уже сформировался запрос на перемены, интерес к собственной культуре. Но власть по-прежнему продолжает не слышать об этом. Однако игнорирование изменений не означает, что этот процесс можно остановить. Перемены уже наступили.

"Кинопанорама" для меня - это некий украинский "Мулен Руж". Там до сих пор можно посмотреть кино с кинопленки, есть возможность проводить дни немого кино, ведь зал позволяет сочетать музыкантов и экран, чтобы никто не мешал друг другу, и при этом ее акустика позволяет реализовывать амбициозные проекты.

Именно благодаря таким местам Киев и сохраняет свой шарм: прямо посреди суеты центра мы имеем любимые многими киевлянами очаги культуры. Во всем мире стараются сохранить все, что создает уникальное лицо города. Ведь кого сейчас удивишь безликими магазинами, парковками и бизнес-центрами!

Полагаю, нам нужно создать общее культурное пространство - общественную организацию, которая будет заниматься этими вопросами и поможет разработать общий план развития инфраструктуры таких пространств. Ведь то, что произошло с кинотеатрами в центре Киева, позволяет заглянуть в глубь проблемы.

Власти, и не только киевские, не занимаются вопросами культуры. Поэтому общественность должна становиться активной и проявлять инициативу. Ведь сколько таких кинотеатров, домов культуры, библиотек не только в Киеве, но и в Украине! Что с ними произойдет или уже произошло?

Мы планируем, благодаря объединению усилий урбанистов, кинематографистов и всех неравнодушных граждан, создать реестр таких зданий и вернуть их к профильной деятельности. Ведь будущее общество формирует не только уровень дохода на душу населения, но и возможность видеть современное искусство, участвовать в нем, становиться его частью. Это напоминает мне движение "Української Просвіти" в начале ХХ века. И поэтому особенно обидно, что о смене собственника и о его планах общественность уведомили лишь десять лет спустя после продажи объекта. А в случае кинотеатра "Украина" миновало 14 лет! Мне кажется, что такие культурные объекты при смене собственника и профиля обязательно должны проходить общественные слушания.

Это не бизнес-проект, где продается абстрактный земельный участок. Эти кинотеатры являются историческими и культурными объектами.

Именно в "Кинопанораме" проходили авторские показы лент Ильенко. Здесь снимал свое кино Александр Балагура, впоследствии получивший за него приз на известном кинофестивале FID Marseille. Кстати, фильм Балагуры - именно о потерянном времени. Это весьма символично.

Однако я надеюсь, что мы еще имеем возможность остановить это, услышать друг друга. Без культуры не будет общества, не будет Украины - проверено непростой историей нашего государства.

У нас много скептиков. Но если ничего не делать, то ничего и не будет. Считаю, что ситуация с кинотеатрами - некая лакмусовая бумажка для власти, бизнеса и общества. Она показывает, насколько мы слышим друг друга и есть ли такая черта, которую не стоит переходить, поскольку общество не промолчит.