UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕМНАДЦАТЬ МГНОВЕНИЙ МУЗЫКИ

В рамках медиа-проекта «Мы о Вас помним» телеканал «Интер» начал показ одного из самых популярных...

Автор: Людмила Андреева

В рамках медиа-проекта «Мы о Вас помним» телеканал «Интер» начал показ одного из самых популярных сериалов советской эпохи — двенадцатисерийного фильма режиссера Татьяны Лиозновой по одноименному роману Юлиана Семенова «Семнадцать мгновений весны». За 27 лет своего существования «Мгновения...» прочно вошли в нашу жизнь и сознание, стали неотъемлемой частью фольклора, однако смотрятся с не меньшим интересом. Секрет успеха любого произведения искусства можно объяснять различными факторами, но объяснить, как правило, нельзя. В «Семнадцати мгновениях весны» все сложилось для успеха — сценарий и режиссерское решение, уникальные по своему попаданию актерские работы. Не последнее место в этом перечне занимает музыка Микаэла Леоновича Таривердиева. О работе над музыкой к фильму рассказывает вдова композитора Вера ТАРИВЕРДИЕВА.

— Меня тема музыки к «Семнадцати мгновениям...» всегда интересовала, и я собирала факты, связанные с работой над фильмом, даже если это не касалось работы Микаэла Леоновича. В прошлом году на НТВ вышел фильм о «Мгновениях...», проект Леонида Парфенова, там собрана большая фактология по фильму, оказавшаяся на самом деле... мифологией. Фильм настолько вошел в нашу жизнь, что даже люди, которые работали над ним, одни и те же события интерпретируют по-разному — начиная с анекдотов и заканчивая съемками эпизодов. Так и рождаются мифы. Я же могу говорить только о фактах. А фактом является партитура к фильму, которая о многом может рассказать. В свое время я переписала все, что можно было переписать, в наш домашний фоноархив, в том числе и материалы, которые хранятся на киностудии имени М. Горького. А это — шесть часов музыки к «Семнадцати мгновениям весны». В значительной мере она использована в фильме, и только часть ее осталась за кадром. Слушая ее, я будто бы входила в работу над фильмом. Каждый музыкальный фрагмент сопровождает номер дубля, название эпизода, голоса режиссера и Микаэла Леоновича. И — собственно музыка. Почему этот фильм так любим народом и стал таким долгожителем? Да потому, что он замечательно сделан. Можно принимать или не принимать картину, но она имеет свой неповторимый стиль, свою замечательную форму. «Мгновения...» очень многоплановы. К сожалению, уже нет в живых Юлиана Семенова, а у него совершенно блистательная работа. Когда мы сегодня, спустя четверть века, смотрим эту картину, понимаем, что она и о нас тоже: третий рейх, застенки гестапо, партийная номенклатура точно проецируются на нашу жизнь определенного периода. Наличие многоплановости и дает глубину картины.

— Есть у фильма и свое музыкальное лицо.

— Это благодаря Таривердиеву, который обладал своей, уникальной, как музыкальной, так и личностной интонацией. Он был профессионалом высокого класса в области кино, прекрасно чувствовал кадр и работал над фильмами как никто из композиторов — входил в творческую группу как полноправный участник. Получив сценарий «Мгновений...», долго думал, соглашаться или нет: он тогда работал на другим фильмом — о резиденте, и шпионские фильмы ему надоели. Но потом нашел ключ к «Мгновениям...», которым стал отнюдь не детективный сюжет, а внутренний мир героя. Для него Штирлиц был героем романтическим. Ощутив эту романтически-лирическую интонацию, которая ему самому была близка, он начал работать над фильмом, предложив тему ностальгии по далекой Родине. В результате музыка определила работу Лиозновой: услышав тему неба, написанную Микаэлем Леоновичем, она сняла начальные и финальные кадры фильма, когда Штирлиц с тоской смотрит на летящих журавлей.

— Сколько всего песен было написано для фильма?

— Восемь. Предполагалось, что в каждой серии будет звучать новая песня. Но в процессе работы, когда картина уже начинала жить своей жизнью, на съемочной площадке постоянно рождалось что-то новое, Лиознова и Таривердиев поняли, что такое количество песен будет разрушать структуру фильма. Все песни были замечательные, они сохранились, но в картину в результате попали только две. Кстати, история с песнями к фильму стала для меня примером того, как создаются шедевры. А они появляются только тогда, когда человек может от чего-то отказаться, даже если это сделано очень хорошо. Так в процессе монтажа режиссер отказывается от удачно снятых кадров, сцен и планов во имя того, чтобы сохранить целое, общее впечатление. Так же получилось и с музыкой Микаэла Леоновича...

— Самая знаменитая сцена фильма — встреча Штирлица с женой.

— И эта сцена — самый показательный пример действенности музыки в картине. Беспрецедентный случай и идея снять немую сцену, выстроив ее только на музыке. Во время встречи Штирлица с женой убраны все шумы, и четыре минуты семнадцать секунд звучит только музыка. Изначально этой сцены в сценарии не было, ее придумали по ходу съемок. Консультантом картины был известный разведчик Семен Цвигун. Он рассказывал много интересных историй, в том числе и эту. Многие обвиняли Семенова и Лиознову в надуманности сцены, но такое действительно было: для разведчиков, живущих долгое время за рубежом без близких, устраивали такие свидания. Известен тот факт, что актеров в этой сцене снимали не вместе, а поодиночке. И было удивительным, что, не глядя друг на друга, они смогли передать такой накал чувств. А все очень просто — снимали сцену под музыку Таривердиева, она и помогала актерам играть.