UA / RU
Поддержать ZN.ua

Семейные сцены. Театральные события 2017-го

Все бегут, бегут, бегут. А он - театр - стоит!

Автор: Олег Вергелис

Уходящий год подарил театралам: новый амбициозный фестиваль, новое театральное здание в историческом центре столицы, россыпь удачных актерских работ и россыпь межотраслевых скандалов. Лишь о некоторых событиях - в традиционном предновогоднем обозрении.

Наконец, построили. Символ на Подоле

Осенью все-таки состоялось открытие нового здания Киевского театра на Подоле - на Андреевском спуске. Корпорация Roshen инвестировала в реконструкцию 174 млн гривен.

С учетом того, что стройка тянулась около двух десятилетий, трудно представить, сколько денег зарыли на Андреевском прежние городские власти.

Здание Театра на Подоле одни считают спорным, другие - ультрасовременным. Но, безусловно, это уже знак новой истории. Символ прогресса, символ "перестройки" (нужное подчеркнуть и нужное дописать).

espreso.tv

Несмотря на все напасти, театр начал активную работу. Приглашает на площадку украинские и европейские коллективы, адаптирует к новым сценическим условиям свой прежний репертуар.

В 2018-м в планах театра - премьеры на основе украинской классики: "Дівчинка з ведмедиком" В.Домонтовича, "Хіба ревуть воли, як ясла повні" П.Мирного. "Украинский Декамерон" поставит В.Троицкий, а В.Козьменко-Делинде - "Яму" А.Куприна.

Двери закрываются. Драма ГОГОЛЬFEST

Минорное событие театрального года - заявление Влада Троицкого о приостановке популярного проекта ГОГОЛЬFEST. Несмотря на прогрессивное воздействие этого фестиваля, который в течении доброго десятка лет обновлял нашу сценическую почву: предлагал новые форматы, навязывал новые тренды.

Громадське телебачення

Причина приостановки - финансы.

Но поскольку в мистической театральной среде все меняется стремительно, прощаться с ГОГОЛЬFEST было бы преждевременно. Он еще вернется.

Город мастеров. Бюджет и контент "Кропивницкого"

На рубеже августа-сентября заявил о себе новый фестиваль "Кропивницкий" (в одноименном городе, на родине корифеев украинского театра). Критики отмечают прогрессивный и насыщенный творческий контент (театр, арт, кино, литература). Аналитики обсуждают финансирование фестиваля - около 7 млн гривен (из госбюджета).

Кстати, подобная цифра предписана бюджетом и на 2018-й.

Как говорят организаторы, одна из сверхзадач проекта - смена парадигмы в контексте переименования города и в плане обновления художественного пространства внутри самого Кропивницкого. Первый фест оказался бодрым и конкурентоспособным, оказавшись в первом ряду главных фестивалей страны - "Мельпомена Таврии", ГОГОЛЬFEST.

Станиславский Някрошюс. Старт PORTO FRANKO

В июне 2017-го стартовал фестиваль PORTO FRANKO - в Ивано-Франковске (бывшем Станиславе). Проект независим от государства, здесь частные инвестиции и актуальный формат (разные направления, модные тренды, громкие проекты).

PORTO FRANKO компенсировал тоску украинских театралов по подлинным международным театральным звездам. В Станиславе в 2017-м показали новый спектакль Эймунтаса Някрошюса "Мастер голода" по Ф.Кафке. Рядом с тонкой работой сумрачного прибалтийского гения - достойные украинские постановки в фестивальной афише: "12-я ночь" Д.Богомазова, "Вона - Земля" Р.Держипильского, "Буна" Д.Петросяна, "…але вітер…" В.Троицкого.

Новая сцена. Пристань на "Довженко"

Осенью в районе метро "Голосеевская" развернула деятельность "Сцена 6". Инициаторы, а также инвесторы проекта - Сергей Перекрест, Ярослава Кравченко, Алексей Ананов, Владимир Шейко, плюс Национальный центр Александра Довженко (некоторые помещения центра переоборудованы под театральное пространство).

Владимир Шейко / Facebook

Мало-помалу "Сцена 6" раскручивается, там уже есть своя театральная энергетика. И поскольку г-жа Кравченко - королева пиара, то маховик популяризации "Сцены" работает максимально активно.

Здесь уже прописаны проекты "Дикого театра". Британский Совет в Украине тоже не обошел своим вниманием модное место.

Уроки самокопания. Актуальный театр

В этой нише необходимо отметить польско-украинский перформативный проект "Мапи страху/мапи ідентичності", в рамках которого в 2017-м активно презентовали-играли польско-украинскую копродукцию "Мій дід копав. Мій батько копав. А я не буду". Актеры из Украины и Польши исследовали былое и нынешнее - сквозь призму индивидуального опыта, сквозь призму коллективной памяти.

Валентин Ландарь / EEPAP

Впервые этот проект засветился на ГОГОЛЬFEST еще в прошлом году, а в году уходящем не только раскрутился, но стал важным знаком нового театрального времени. Проект высоко оценивает новая генерация критики. "Мій дід копав…", а также "ДПЮ", по мнению коллег, - это эксперименты на пересечении перфомарса и документалистики. Важные персоны, причастные к реализации подобных знаковых проектов, - Роза Саркисян, Дмитрий Левицкий.

Господа рекордсмены. Режиссеры-лидеры

Так уже складывается исторически: в тридевятом царстве нашего репертуарного театра многие высокооплачиваемые режиссеры вымучивают свои спектакли хорошо если по два или по три года, но могут и пять лет носиться с некоторыми замыслами (если эти режиссеры - гении, то, конечно же, им все простительно). Однако новое время активизирует репертуарные обороты и стимулирует коэффициент полезного действия. Рассказывают, что есть в Украине режиссер Сергей Павлюк, который за год умудряется поставить несметное количество спектаклей в разных городах. Но ничего о них сказать не могу, поскольку не видел. Сообщу о том, что видел.

На фронтах количества-качества лидирует режиссер Максим Голенко. Работает лихо, умудряется приноравливаться к идеологическим постулатам "Дикого театра" и к коммерческим потребностям местной антрепризы. Среди его спектаклей - "Виталик", "Хаос", "Хозяин", "Белая ворона" (в Николаеве).

Не менее, а в чем-то даже и более активен - Стас Жирков (худрук "Золотых Ворот"). У него в 2017-м - украино-немецкий проект "Чому Михайло Гурман не вижив"; один из лучших столичных спектаклей 2017-го "Август. Графство Оссейдж" (Молодой театр); камерная и душу выворачивающая постановка "Тату, ти мене любив?" ("Золотые Ворота"). А еще его недавний эксперимент в театре "Актер", где он поставил проект в формате "Домашний театр" с 15-ю актрисами - "Любимые люди, которые как-то так говорят".

Два сильных и разных спектакля в 2017-м у театрального гуру Дмитрия Богомазова - "12-я ночь" В.Шекспира и "Жизнь впереди" Э.Ажара (Театр драмы и комедии на Левом берегу Днепра).

Два сильных и разных спектакля от режиссера Ростислава Держипильского: экспрессивный, надрывный и демонстративно-концептуальный "Гамлет", а еще камерная, пронзительная, в библейском стиле исполненная - проза В. Стефаника ("Вона - Земля").

"Молоко" не скисло. Вдали от Привоза

Единственный в Украине заметный театральный фестиваль (отметивший в этом году свое 10-летие), существующий не на средства госбюджета и не на масштабные частные инвестиции. Одесский фест "Молоко" (его модерирует Михаил Журавель) действует в режиме fundraising. При этом фестивалю удается приглашать в Одессу - в жарком августе! - громкие проекты, ярких звезд. На юбилейном фестивале, в духе времени, расширена репертуарная палитра: к традиционной программе добавился мощный литературный блок

Проза жизни. И кризис жанра

Ни благородные усилия смотров новой драматургии, ни активность двух современных классиков (Н.Ворожбит и П.Арье) пока что не могут полностью удовлетворить живой интерес некоторых театров к современной сценичной талантливой украинской драматургии.

Поэтому одна из интересных тенденций театрального года (если опустить некоторые мнимые "тенденции" относительно евроинтеграции, интертекстуальности, документальности, иммерсивности и т.д.) - это все-таки поиск хорошего Текста.

Совершенно правильно некоторые театры обратили свои искренние взоры на залежи украинской прозы - классической и теперешней.

Катя Пташка

В Молодом театре получился интересный спектакль на основе современных рассказов - "Гагарин и Барселона" (режиссер Андрий Билоус). В Малом театре столицы, расположенном на улице О.Гончара, поставили рассказы Г.Тютюнныка - спектакль "Холодна м'ята". Режиссер этой "М'яти", Анна Огий, еще недавно играла Ларису Огудалову в "Бесприданнице" на Левом берегу. И вот теперь проявила женский такт, режиссерский вкус и явную способность к чувственному и сценичному осмыслению хорошего литературного материала.

Музыкальный ринг. Арии из опер

Нет желания отнимать хлеб у музыкальных обозревателей, но есть желание обозначить приятные события театрального музыкального года. Одно из них - "Севильский цирюльник" Дж.Россини в Национальной оперетте (постановка Б.Струтинского). По мнению коллег и моему собственному, это удачный проект на территории театрального эксперимента. Во-первых, в оперетте - сложная опера. Во-вторых, современный, местами провокативный режиссерский язык.

Переполненные залы принимают эксперимент благожелательно.

Национальная опера Украины

Одноактная опера Н.Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери" на сцене Национальной оперы Украины свела в ответственном вокальном и харизматичном поединке очень сильных солистов - Тараса Штонду и Валентина Дитюка. Деликатное, но образное сценографическое решение (Мария Левитская), режиссерские усилия, потребовавшие от исполнителей объемности едва ли не каждого слова (постановка А.Соловьяненко). И, само собой, дуэль выдающегося баса и перспективного тенора - создают в течении часа мощное энергетическое поле.

Нашествие кукол. Необыкновенный концерт

Непроизвольно, но уверенно этот театральный год войдет в историю еще и как "кукольный". Не случайно. Лауреатом премии имени Леся Курбаса (на этой неделе) названа режиссер Оксана Дмитриева из Харькова: кукольных дел мастер.

Оксана востребована разными фестивалями (отечественными и зарубежными), она возвела свое кукольное ремесло до уровня театральной религии. У нее глубокие и многомерные кукольные спектакли по Чехову, Платонову, Шекспиру.

Харьковский кукольный театр

"Нашествие кукол" в этом же театральном году определяет и рождение нового сценического форума в Киеве (на базе столичного Театра кукол), и яркость львовского трехдневного фест-проекта "И люди, и куклы". А еще резонанс в СМИ вокруг спектакля "Олеся. Мистификация" в Одесском театре кукол. И это далеко не все факторы интереса к искусству кукол - со стороны режиссеров, фестивалей, критиков, аналитиков.

Почему так происходит? Возможно, кукла нахально хочет подменить собою "живого артиста", поскольку "живой артист" все чаще норовит ускользнуть в ширпотребный сериал? Это, конечно же, шутка. Хотя с куклами не шутят.

Перезагрузка "Франко". Кадры решают

Бархатная революция свершилась в 2017-м в главном драматическом театре страны - в Национальном им.И.Франко. Станислав Моисеев неожиданно тихо и безо всяких громких заявлений ушел с поста художественного руководителя престижного театра. Дмитрий Богомазов неожиданно тихо и безо всяких громких заявлений пришел в этот же театр на пост главного режиссера. Его туда пригласили корифеи.

Как эта бархатная революция отразится на репертуарной политике франковцев и на политике вообще - будущее покажет.

На мой взгляд, Богомазов пришел в театр с намерениями добрыми, гуманными, высокими и художественными.

Впрочем, он тоже прекрасно понимает, что эта игра еще не окончена. Пока очень высоки ставки в игре на должность генерального директора-худрука Национального театра: судьбу важной должности в 2018-м решит конкурсная комиссия, точнее, - те, кто в ней окажутся.

Наше все. Лучшие роли

Нашествие кукол пока еще никак не затмевает парад живых актерских откровений 2017-го. Хороших актерских работ было немало. Если о Киеве, то среди лучших актеров года - Наталья Кленина и Екатерина Кистень ("Август. Графство Оссейдж", Молодой театр), Александр Ярема и Роман Ясиновский ("Тату, ти мене любив?", "Золотые Ворота"). Лев Сомов и Оксана Жданова ("Жизнь впереди", Театр драмы и комедии), Александр Рудинский, Павел Шпегун, Александр Бегма ("12-я ночь", Театр драмы и комедии), Татьяна Михина ("Путешествие Алисы в Швейцарию", Театр им.И.Франко), Евгений Храмцов ("Цена", Театр Леси Украинки), Христина Федорак и Иван Шаран ("Буна", театр "ДАХ"), Анастасия Блажчук и Анатоль фон Филандра ("Нагадай собі згадати", Молодой театр), Андрей Кронглевский и Алексей Доричевский ("Виталик", Дикий театр), Татьяна Печёнкина ("Мать", Театр на Подоле). И это далеко не полный список киевской россыпи театральных звезд.

Анастасия Мантач/PORTOFRANKOfest

Если о ценном и высокохудожественном в регионах (в 2017-м) - это Наталья Половинка ("Вона - Земля", Ивано-Франковск), Надежда Крат ("Гамлет, Львов), Вадим Головко и Иван Цуркан ("Олеся. Мистификация", Одесса). Простите, кого не вспомнил.

Гамлет. Быть

Неиссякающий интерес к главной пьесе человечества - "Гамлету" В.Шекспира - по-прежнему рождает разные трактовки, интерпретации, концепции. Во Франковске "Гамлет" - в подвале (вместе с эриниями, звездами и прекрасной музыкой Разумейко-Грыгорива). Во Львове "Гамлет" - это женщина в обнимку с куклой - в зале на сорок мест. В Сумах свой "Гамлет" - в шикарных костюмах от художницы Алии Межениной.

В общем, "Гамлет" - по-прежнему главная пьеса и 2017-го, и всех остальных бренных лет.

Голодные бунты. Провинциальные будни

В конце года решился на голодовку и митинги Киевский областной театр им. П.Саксаганского. Конфликт этого театра и Киевского областного совета - многосерийный. Но в основе всех конфликтов не только неразделенная любовь, но и деньги (чаще всего).

Областные депутаты по каким-то причинам волынят с голосованием, которое вернет театру полагающиеся средства. Актеры не хотят уступать. И правильно делают.

Депутаты хотят убрать директора-худрука - "неугодный". Коллектив тем временем проявляет чудеса сплоченности и даже человеческого мужества.

ГО Белая церковь вместе / Facebook

В подобном конфликте всегда будет крайним - чиновник, политик. Чтобы он ни разъяснял впоследствии своему электорату. Тем более что подоплека для подобных конфликтов - еще и текущая "децентрализация". Когда судьбы творческих коллективов могут решать непрофессионалы из алчной политической среды. Вот они и решают.

В Сети активно постят заявление, приписываемое одному из местных депутатов: мол, театр на теле Киевской области - как вредный гнойник, и его нужно удалить!

Так что трудными путями движется "театральная реформа". Во-первых, дороги разбитые. Во-вторых, дураков очень много.

Бегущие по лезвию. Любопытная тенденция

В очередной раз сняв накипь псевдо"ведческих" тенденций с финальных сцен 2017-го, отмечу тенденцию иную - социально-хореографическую. Как оказалось, наиболее активный спрос у наших дружественных зарубежных театральных импресарио - вовсе не на лучшие украинские спектакли Д.Богомазова, Э.Митницкого или Р.Держипильского. Глобальный и повсеместный спрос - на украинские ноги. То есть на наших танцовщиков, которые прежде мирно работали в музыкальных и драматических театрах разных городов, получали там трогательные зарплаты. Теперь на эти "ноги" - охота. Их вымывают, как золотой песок, из разных трупп, изымают из репертуарных оборотов. Дирекция в шоке. Латают дыры.

Но все бегут, бегут, бегут. А он - театр - стоит!