До 19 мая продлится главный кинофестиваль планеты - Каннский международный. В центре внимания - новые фильмы и культовые фигуры, о которых активно пишут мировые СМИ.
Как известно, в этом году на Каннском фестивале много нововведений. Некоторые из них приняты настороженно, а иногда даже с протестным оттенком. Например, отменены допремьерные показы для прессы и кинокритиков, запрещено делать селфи на красной дорожке.
Но, к счастью, "разрешено" смотреть очень хорошее кино, которого и в этом году, судя по стартовавшей программе, как всегда, немало.
За "Золотую пальмовую ветвь" соревнуются 18 картин. Есть также престижная программа "Особый взгляд", есть внеконкурсная программа, конкурс короткометражных фильмов.
Украина представила в Каннах свой кинопавильон. Эта площадка предлагает гостям и участникам феста информацию об отечественном кино, новых проектах, преимуществах копродукции с нашей страной.
Естественно, максимальное внимание гостей и участников приковано к основной конкурсной программе. А фильм-открытие главного конкурса - "Все знают" режиссера Асгара Фархади - уже спровоцировал споры, даже острые критические замечания.
Пенелопа Крус играет в фильме "Все знают" главную роль, ее героиню зовут Каролина, вместе с семьей она возвращается в испанский городок - к отцу, другим родственникам. И вот тут-то - нечаянная встреча с прошлым. "Прошлое" играет харизматичный Хавьер Бардем. У режиссера этой ленты Асгара Фархади уже есть два "Оскара", есть много других престижных кинонаград. Впрочем, кинокритики отмечают издержки сценария каннской картины. Некоторым он напоминает не серьезную европейскую драму, а эдакую продукцию Болливуда, слишком много банальных мелодраматичных ходов. Впрочем, мнения критиков не всегда влияют на кассовые сборы. И вполне возможно, что у картины будет благожелательная массовая аудитория.
Сергей Лозница приехал в Канны с новым фильмом "Донбасс" (это копродукция Украины и еще нескольких стран). Канны любят этого режиссера, к нему в свое время доброжелательно отнеслись кинокритики после фильма "Счастье мое" в рамках этого же фестиваля. В каком-то смысле "Донбасс" продолжает изучение "трудных дорог" такой же трудной жизни нашей современности. Но если в картине "Счастье мое" было относительно мирное время с флешбеками из военного прошлого, то в "Донбассе" - жизнь как она есть на Востоке нашей страны. Лента открыла престижный конкурс Канн - "Особый взгляд". В "Донбассе" снимались украинские и российские актеры. Некоторые рецензенты утверждают, что "Донбасс" - лучший фильм Лозницы на сегодняшний день. Жанровые особенности этой картины близки к трагифарсу, а ее атмосфера - атмосфера адского абсурда, в который погружены люди, оказавшиеся в тисках военной напасти, агрессии, манипуляций политиков. Как ни странно, "Донбасс" довольно высоко оценили в ряде российских СМИ. Хотя в некоторых из них прежде эту же ленту клеймили как "пропагандистскую". Осталось дождаться премьеры в Украине и сделать свои собственные выводы.
Жан-Люк Годар - великий кинорежиссер и двойной символ нынешних Канн. Во-первых, прекрасный кадр из его фильма "Безумный Пьеро" стал "образом" нынешнего феста (в той ленте Годара снимались Жан-Поль Бельмондо и Анна Карина, оставившие миру свой бессмертный звездный поцелуй). Во-вторых, 87-летний Годар представлен и в главном конкурсе своей новой лентой "Образ и речь". Эта картина из шести фрагментов, с длительным вступлением, с авторскими размышлениями о революции, социальных изменениях-потрясениях, позиции художника в этом пестром мире. Несмотря на почтенный возраст, Годар довольно активен и в текущем тысячелетии. Сразу несколько фильмов за истекший период: "Хвала любви", "Виолончель", "Наша музыка", "Социализм", "Прощай, речь". Эксперты пока не сулят Годару "Пальмовую ветвь", впрочем, режиссер и так давно занял незыблемое место в истории мирового кино - и как один из авторов "французской новой волны", и просто как большой режиссер.
Терри Гиллиам накануне Канн оказался втянут в судебный процесс. Продюсер его фильма "Человек, который убил Дон-Кихота", мягко говоря, не договорился с режиссером (как всегда конфликт на основе финансов и авторских прав). Но парижский суд, несмотря на разногласия партнеров, все-таки разрешил показать новую ленту в Каннах. Этот фильм - долгострой, он был запущен еще в 2000-м. В главных ролях изначально предполагались Джонни Депп и Жан Рошфор (последний не так давно ушел из жизни). Теперь в картине играют Джонатан Прайс и Адам Драйвер. Так вот, ближе к завершению работы над фильмом, продюсер Паоло Бранко и потребовал запретить показ ленты. Однако Гиллиам доказал, что именно продюсер не сдержал своего слова, не нашел средств, а значит, не имеет права диктовать условия. На счету Гиллиама такие успешные картины, как
"12 обезьян", "Страх и ненависть в Лас-Вегасе", "Бразилия".
Вим Вендерс - культовый режиссер европейского кино - представляет в Каннах свою ленту "Папа Франциск. Человек слова". В этой связи Святой Престол заявил, что цель кинопроекта - не столько рассказ о Папе Римском, а фильм с Папой, т.е. диалог Франциска с окружающим миром. Папа в фильме Вендерса действительно отвечает на многие вопросы, адресованные людьми разных сословий - мигрантами, беженцами, земледельцами, рабочими. Некоторые критики назвали стихию этой ленты "симфонией вопросов". Для Вима Вендерса, снявшего великий фильм "Небо над Берлином", эта картина - как некая попытка снова посмотреть в небо, поставив вопросы не только Папе Римскому, но, возможно, и самому Господу Богу.
Кирилл Серебренников, увы, по-прежнему находится в Москве под домашним арестом - в связи с темной историей вокруг "Гоголь-центра". Российский режиссер, никогда не скрывавший своих свободных и даже оппозиционных взглядов, к сожалению, так и не увидит, как приняли его новую картину о Викторе Цое на самом престижном кинофестивале. Его лента "Лето" - рассказ о старте карьеры Цоя и группы "Кино". Серебренников также пытается проследить взаимоотношения Цоя с Майком Науменко и многими другими рок-подвижниками Ленинграда в начале 80-х прошлого века. По мнению критика Антона Долина "Лето" - лучшая лента Серебренникова (напомним, прежде он снял нашумевшие "Изображая жертву", "Ученик", "Юрьев день", "Измена"). "Лето" также называют "коллективным сном о минувшей эпохе".
Ларс фон Триер, по сообщениям некоторых СМИ, якобы заинтересовался "идеей" снять и свой фильм о Донбассе, но пока не готов приступить к съемкам такого проекта. Об этом намедни сообщила помощница режиссера Стине Вестерсков. Скандальность данной ситуации хотя бы в том, что идея подобного проекта исходит от писателя Захара Прилепина… А после скандала в Каннах (когда Триер недвусмысленно высказался о Гитлере), вряд ли он снова захочет очередных проблем. Тем более что мораторий в Каннах растянулся для него на семь лет. Да и свой новый фильм "Дом, который построил Джек" датский режиссер презентует не в основном конкурсе, а вне конкурса. Эта многими ожидаемая лента от одного из главных режиссеров современности - о серийном убийце по имени Джек. Он орудует в штате Вашингтон. Время - 70–80-е. Предполагалось, что на основе сюжета о маньяке режиссер снимет сериал, но Ларс ограничился полным метром. Как всегда, фон Триер не мог обойтись без подтекста и, представляя свой фильм, намекнул, что на это произведение его вдохновила монолитная фигура Дональда Трампа. В главной роли - Мэтт Диллон. Съемки проходили в Швеции и Дании. Напомним, что Ларс фон Триер в 2000-м получил свою "Золотую пальмовую ветвь" за картину "Танцующая в темноте".
P.S. Это далеко не все культовые фигуры Канн-2018. Подробнее о фестивале - в ближайшее время - в специальном репортаже кинокритика Екатерины Слипченко.