UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЕКРЕТ ЮНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ

Театр «Современник» явил себя миру на волне оттепели из недр дряхлеющего МХАТа. Сплотившись вокру...

Автор: Светлана Короткова

Театр «Современник» явил себя миру на волне оттепели из недр дряхлеющего МХАТа. Сплотившись вокруг Олега Ефремова, коллектив показал яркий пример забытой в сталинские годы студийности и романтического коллективизма. И, как всякое мощное явление, тут же приобрел ярых поклонников и не менее ярых неприятелей. Неробкий росток театральной оттепели был первоцветом. Это потом появилась любимовская Таганка и фанфарный захаровский Ленком, Театр у Никитских ворот и Студия на Юго-Западе.

«Современник» «прописался» на площади Маяковского, где зал Чайковского соседствовал с театром Моссовета, руководимым Юрием Завадским, и Театром Сатиры Валентина Плучека. Перебегая площадь из метро к театру, молодые актеры чуть притормаживали в толпе у памятника, где молодые поэты страстно читали свои новые стихи, а потом в переполненном зале публика, затаив дыхание, сопереживала героям «Вечно живых» Виктора Розова - первому программному спектаклю студийцев. Молодые Олег Ефремов и Галина Волчек, Олег Табаков и Лилия Толмачева, Евгений Евтигнеев и Людмила Иванова, Игорь Кваша и Михаил Казаков и все те, без кого немыслим сегодня наш театр, самозабвенно спорили в поисках новой театральной истины, деля поровну зарплату и неприятие официальной критики, бытовую неустроенность и радость будничных побед.

Они были первыми, истинными шестидесятниками в театре. Ночами в бесконечных очередях мерзли старые и молодые азартные театралы, чтобы достать билетик на очередной спектакль. Сегодня стало хорошим тоном скептически относиться к знаменитой трилогии, поставленной в 67-м, - «Декабристы», «Народовольцы», «Большевики», но тогдашнюю живую реакцию зала никуда не денешь, как не сотрешь из памяти того зрителя совместное пение «Интернационала» в финале «Большевиков». Ведь все это было до 68-го, после которого свободное дыхание гуманного советского сообщества сбилось, захлебнувшись Пражской весной, и народ стал собираться в крохотных кухоньках, спасаясь в тихом диссидентском шепоте от наступающих холодов.

Позднее Олег Ефремов скажет: «От нас чего-то ждали, сейчас понимаю - нас прямо-таки подталкивали вперед и требовали, чтоб мы держались вместе. И каждый чувствовал душой, телом, локтем, нервами: я не один. Это важнейшее и драгоценное в театре чувство».

Потом случилась настоящая беда - и для театра, и для его неистового лидера Олега Ефремова. Он ушел во МХАТ, за ним- несколько ведущих артистов, но... не весь коллектив «Современника». Многие тогда предрекали неминуемую гибель театру-студии, вспоминая непреклонные законы взлета и падения. Но, отбросив личные амбиции, «Современник» сплотился ради общего дела, вспомнив студийный устав. Театром два года руководила коллегия. Директором был Олег Табаков, Галина Волчек отвечала за труппу, Игорь Кваша - за репертуар. Но существование театра без главного режиссера немыслимо, к тому же - тучей висит опасность номенклатурного назначения «со стороны». И тогда лидером стала умная, мужественная (что вряд ли является утешительным комплиментом для женщины) и по-женски мудрая - великолепная Галина Волчек. «Современник» пошел на второй виток славы, тем более ценный, что не всякий творческий коллектив на него способен, и доказал свое право на элитность существования в жестком театральном мире репертуаром, полным залом, триумфальными мировыми гастролями и пристальным интересом специалистов-театроведов.

В конце октября впервые театр почти в полном составе гастролирует в Киеве. В помещении театра им.Ивана Франко будут показаны четыре спектакля, в которых играют любимые и хорошо знакомые актеры - Марина Неелова и Игорь Кваша, Лия Ахеджакова и Валентин Гафт, Елена Яковлева и Авангард Леонтьев, всех не перечислить, лучше посмотреть «живьем».

В гастрольной афише «Вишневый сад» А.Чехова, который всегда интересен не новомодными режиссерскими изысками, а актерскими индивидуальными трактовками. Волчек актеров любит и умеет дать им на сцене разумный творческий простор в психологических рамках спектакля, сохранив при этом цельность коллективного действа.

Жуткое ГУЛАГовское время, разъятое миру Солженицыным в «Одном дне Ивана Денисовича», навсегда останется незаживающей раной нашей страны, открывая все новые свои черные грани в воспоминаниях очевидцев. В спектакле «Крутой маршрут» Е.Гинзбург, как и в одноименной книге, на первый план выходят человеческие чувства, умение оставаться людьми в экстремальных условиях страшного унижения и нивелировки человеческой личности.

Современную драматургию представляет спектакль по пьесе Н.Коляды «Мы едем, едем, едем», ярко окрашенный блестящим актерским дуэтом Елены Яковлевой и Лии Ахеджаковой.

Эстеты оценят окрашенный художником-постановщиком в розово-сиреневый туман «Пигмалион» Б.Шоу, где из замарашки-цветочницы Элизы Дулитл (Елена Яковлева) по-английски несдержанный профессор Хиггинс (Валентин Гафт) вылепит герцогиню.

Все спектакли не сегодня появились в репертуаре театра, но они свежи по своей сути, по принципу сохраненной, хоть и в новом качестве, студийности. Украинский зритель увидит их впервые и, думаю, получит истинное наслаждение от общения с «Современником» и его обитателями, как и зрители других городов и стран, включая непререкаемый театральный камертон - Бродвей, в которых гастроли проходили с триумфом.