UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЩЕДРИКУ» — ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ

Что такое детский хор «Щедрик» Дворца творчества детей и юношества Старокиевского района столицы?..

Автор: Галина Степанченко

Что такое детский хор «Щедрик» Дворца творчества детей и юношества Старокиевского района столицы?

Это - флагман украинского хорового искусства.

Это - лауреат и обладатель Гран-при международных конкурсов в США и Канаде.

Это - несколько поколений, влюбленных в музыку и всецело отданных ей.

Четверть века за плечами «Щедрика», возглавляемого мастером своего дела - Музыкантом, с большой буквы, Ираидой Саблиной. Организовав 25 лет назад детский хоровой коллектив, И.Саблина не пошла по проторенному пути - ни в репертуарной политике, ни в манере работы, ни в поставленных перед «Щедриком» задачах.

«Щедрик» - это настоящая школа хорового пения - со своими традициями, принципами. А раз так - базисом должно стать не столько «детское» творчество советских композиторов (уж очень сильно заидеологизированное), но в первую очередь - классическое наследие. Сколько прекрасных произведений на духовные тексты создали за последние пять столетий европейские композиторы! Детский хор - непременный участник мессы и литургии, ангельское пение - сильнейшее средство, найденное христианской церковью. И грешно было бы в угоду идеологической конъюнктуре отказываться от этого богатейшего наследия. Поэтому в репертуаре «Щедрика» ведущее место занимает именно духовная музыка - Палестрины и Гоемана, Баха и Шуберта, Мендельсона и Перголези, Моцарта и Сен-Санса, Леонтовича и Стеценко.

Другая приоритетная сфера репертуара «Шедрика» - обработки народных песен, ведь именно народная песня - основа подлинной музыкальной культуры. Песни Испании и Венгрии, Эстонии, Японии и России - и все на языках оригинала. Это ли не лучшее свидетельство подлинного профессионализма?

Ориентация на европейские традиции, включение в репертуар духовной музыки, современных по языку обработок народных песен потребовали от «Щедрика» особой манеры звукоизвлечения, абсолютно нехарактерной для детских («пионерских») хоров советского времени. Пение «Щедрика» отличается удивительно точным, несколько инструментальным звуком, наподобие того, которым славятся прибалтийские хоры. Но материал, с которым работает Ираида Саблина, - богатые в тембровом отношении украинские голоса, и «Щедрик» вырабатывает свой вокально-хоровой стиль, в котором соединяется тембровая красочность с инструментальной легкостью, богатство колористической палитры с филигранно точно очерченными линиями.

И.Саблина буквально на глазах «лепит» необходимый для каждого конкретного случая звук - то бесплотно-ангельский, то насыщенно-кантиленный, то подчеркнуто аффектированный, то изысканно-утонченный. Порой может показаться, что именно здесь, в зале, и создается шедевр - настолько легко, играя, с видимым удовольствием поют дети. И только специалисты знают, какой титанический труд стоит за каждой удачно спетой нотой, сколько сил, умения, мастерства вложили в каждое исполняемое произведение второй дирижер Марианна Саблина, концертмейстер Наталья Селина и хормейстер Александра Тихомирова.

Юбилейный концерт «Щедрика», состоявшийся в Доме органной и камерной музыки, сконцентрировал все искания коллектива и его руководителей. Звучала духовная музыка (от Ренессанса - до XX века) и обработки народных песен. «Щедрик» звучал божественно. И публика - заинтересованная, сопереживающая, благодарная - одарила юных исполнителей шквалом аплодисментов. Было много цветов, были «бисы». Не было торжественных речей, официоза, показухи - всего того, чего «Щедрик» избегал и избегает. Потому что творчество и показуха - несовместимы. А «Щедрик» во главе с Ираидой Саблиной - творит. Уже четверть века!