UA / RU
Поддержать ZN.ua

СЧАСТЛИВАЯ И ОДИНОКАЯ КРИС НИКЛИСОН

В шестой раз в Киеве проходил Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «Киевская парсуна»...

Автор: Светлана Короткова

В шестой раз в Киеве проходил Международный фестиваль камерных и моноспектаклей «Киевская парсуна». Преодолевая все сложности, у его руля - мастерская театрального искусства «Сузір'я» под руководством Алексея Кужельного и Главное управление культуры нашего города, которое, надо отдать ему должное, в меру сил поддерживает этот и другие фестивали. В этом году в «Киевской парсуне» участвовали театры Украины и Белоруссии, России и Канады, США и Голландии.

Показанные спектакли неравнозначны, но каждый интересен по-своему. Приятной и творчески, и эмоционально была встреча с нашим бывшим земляком Григорием Гладием. Если можно так сказать, то география украинских театров была представлена достаточно широко: спектакли самого театра «Сузір'я», камерный театр из Донецка «Жуки», «Театральний осередок» из Белой Церкви. Профессионально отработал Государственный молодежный театр из Минска, традиционную театральную культуру показал спектакль «Борис Годунов» в исполнении БДТ им. Товстоногова. Но самым, на мой взгляд, ярким событием этого фестиваля было открытие нового для нас имени - голландской актрисы Крис Никлисон. Ее удивительный, космополитичный, если кому-то ближе - интернациональный, спектакль наполнен не только разносторонним мастерством актрисы, но и ее мощнейшей энергетикой. Спектакль, который надо видеть, - маленькая философская притча о природе бытия, о любви и о человеческих ценностях. Благодарна устроителям за открытие для нас этого имени, попытаюсь немного познакомить с Крис Никлисон и читателей «ЗН».

- Крис, вы впервые в нашей стране, хотя уже достаточно попутешествовали по миру с гастролями, участвовали в различных театральных фестивалях. Расскажите о себе.

- Я родом из Аргентины. Родители никакого отношения к театру и к искусству не имеют: отец - инженер, мама - лингвист, знает много языков. В доме всегда было много книг, но не из области театра. Я же, сколько себя помню, всегда хотела быть актрисой. Училась в театральной школе Буэнос-Айреса.

- К сожалению, мы мало знаем об аргентинском театре. Есть ли какие-то особенности, присущие именно этому театру, что это за школа?

- Школа, в которой я училась, - классически-традиционная. Мы играли Шекспира, другую классику, много аргентинской драматургии. Параллельно я училась в школе пантомимы, которая очень помогла мне узнать свое тело и научиться им владеть. По окончании впервые попала в Европу - там проводила каникулы. В Голландии познакомилась с людьми, которые жили театром, интересующим меня. Очень захотелось попробовать самой. Это был театр, соединяющий в себе элементы драмы и цирка, балета и музыки - синтетический театр. Конечно, для цирка я не гожусь, как профессиональная гимнастка, но для драматической актрисы владею этой профессией в достаточной мере.

- В программке спектакля, представленного на фестивале, написано, что идея спектакля принадлежит вам. А кто писал текст?

- Идея моя и текст тоже мой, но был режиссер, который наблюдал меня со стороны, отмечая промахи и находки. Я очень долго шла к этому.

- Какие еще спектакли в вашем активе?

- Этот - первый большой моноспектакль. До этого были «короткометражки» - десяти- и двадцатиминутные. В мае следующего года я выпускаю новый большой моноспектакль. Сейчас работаю с другими людьми, в частности с Питером Гринуэем, очень известным актером. Я с этой театральной группой уже три года, было сыграно огромное количество ролей - от Дездемоны Шекспира до аргентинских классиков, но это было очень много лет назад. Мой первый моноспектакль был основан на «Ромео и Джульетте». Да, я очень люблю классику, но сейчас предпочитаю современное искусство.

- За это представление вы получили первый приз?

- Да, на экспериментальном фестивале искусств в Каире происходил конкурс между актерами из 50 стран мира, и я выиграла первый приз. Собственно, два приза: один - международного жюри, а другой - прессы.

- Много путешествуете с этим спектаклем?

- Да, только в этом месяце я была в Филадельфии, потом в Нью-Йорке, теперь здесь. Потом я снова буду выступать с ним в Голландии. И это прекрасно, потому что создавала его с идеей показать во всем мире. После фестиваля у меня огромное количество приглашений - в Гонконг, Багдад, Лондон. Счастлива, что так случилось.

- Театр - это не бизнес. Кто же вас поддерживает финансово?

- О, я очень умная. Когда стала популярной в Голландии, правительство начало платить мне деньги за выступления, инвестирую их в поездки типа этой, в Украину, где театр не является коммерцией.

- Из века в век говорят об умирании театра. Что вы скажете на этот счет?

- Знаете, я могла бы быть очень богатой, потому что получала огромное количество предложений с телевидения. Предлагали роли в кино, но я отвергла все это, потому что верю в театр, это позволяет мне гордиться собой. Но иногда думаю, что я сумасшедшая, потому что никто сегодня не верит в театр. Это то же самое, что верить в поэзию сегодня. Но есть люди, которые любят и верят так же, как я. Вынуждена признать, что театр сегодня не выдерживает конкуренции с киноискусством, он существует для очень небольшого количества людей. Считаю, существует мертвый и живой театр. Театр сам по себе должен быть экспериментом. Если это не так, театр мертв. Это моя точка зрения.

- Вы читаете театральную литературу?

- Мне очень стыдно, но это усыпляет меня лучше всякого снотворного. Последний раз читала ее, когда была в театральной школе, и то только потому, что надо было. Очень люблю Шекспира, но предпочитаю посмотреть спектакль, а не читать. Все тексты моего спектакля идут из сердца, из общения с людьми. Я хороший импровизатор, но совершенно никакой писатель.

- Вы работаете в кино?

- Да, два года назад снималась в Аргентине, были небольшие работы на телевидении, но моя цель - собственная телепрограмма, которая обязательно будет.

- Видели другие спектакли на этом фестивале?

- Видела один, но там было очень много текста и весь он был на украинском, так что я ничего не поняла. Не могу ничего сказать, потому что они на 90% состоят из текста, а я не понимаю ни слова. Мой основан на интернациональном языке - языке движений.

- При таком ритме гастролей и «громадье планов» есть личная жизнь и планы вне театра?

- Несколько дней назад я была в опере и увидела знаменитую балерину, которая сидела одна. Это почти заставило меня плакать. Все, что у меня есть в жизни, вкладываю в театр. Очень трудно думать о чем-то другом и заниматься другим, да и не хочу этого сегодня. Может быть, однажды пожалею о том, что нет семьи, сейчас об этом не думаю. Я много раз влюблялась, но не верю, что кто-то может вкладывать всю свою энергию в несколько вещей одновременно. Иногда быть одинокой очень хорошо - я много путешествую и могу чувствовать себя совершенно независимой. В общем я счастлива, как любой человек, который верит во что-то и вкладывает в это всю свою энергию.