А слона-то мы, конечно, приметили?! Уже которую неделю сомнительный трэш-проект режиссера Марюса Бальчунаса-Вайсберга «Гитлер, капут!» бьет прокатные рекорды в СНГ. В России лента стала лидером уикэнда, заработав, глазом не моргнув, почти 144 млн. рублей. В Украине, по мнению Антона Пугача (генерального директора компании «Мультиплекс-холдинг»), эта же комедия для идиотов с неоконченным образованием стала одним из самых прибыльных уикэндовских развлечений «со времен старта тотальной киноукраинизации». Наконец, о, диво-дивное, этот же бред сивой кобылы, заснятый на пленку, удостоился пространных комментариев The New York Times. И это втройне «дивно», так как уважаемое издание, очевидно, и вспоминало-то в последний раз о российском кино еще во времена триумфов картины «Москва слезам не верит» на «Оскаре» в 1980-м. Поддадимся же «стадному инстинкту»… И вернемся в кинозал — чтобы увидеть «это» и онеметь.
Под небом голубым есть город «золотой». Именно там дегенерат-разведчик Александр Исаевич Осечкин-Шуренберг (артист Павел Деревянко) юлой вальсирует по готовым сдаться в плен улицам. Город этот густо населен попсовым зверинцем из популярных телепередач: «Городок», «Новые песни о главном», «Дом-2», «Аншлаг» и так далее. Нацисты в граде изъясняются исключительно на новорусской «фене». Своих потаскушек фрахтуют в офшоры. Во время оргий обязательно приспускают штаны. Их «достоинства» непременно пройдут проверку нежной ручкой российской радистки Зины. Дурными голосами они орут еврейские и российские песни. Танцуют — часто без сюжетной надобности (сюжета в фильме нет вообще). Разумеется, нацисты-клоуны дерибанят бюджеты местной партийной организации.
И здесь же каждый опытный телезритель найдет в толпе «любимое лицо». Например, есть физиономия дочери бывшего партийного идола Санкт-Петербурга, гламурной Ксении Собчак, изображающая Еву Браун: беспощадную кокаинистку, ноющую сучку, которая умоляет фюрера договориться с Муссолини, чтобы отбыть на майские в Дубай — подальше от военных развалин.
Тут же и кривая маска из совокупной телепошлости — комик Гальцев, который косит под Мюллера как больного на всю голову суицидника, страждущего без надобности прыгнуть из окна. Здесь же — в роли Бормана — лицо «Городка» артист Стоянов, адаптированный под гомосексуалиста (кофта в голубой цветочек).
А «лучшая певица 2008 года» — особа без признаков вокала Анна Семенович — прообраз радистки Кэт: с пятым размером и с опилками в голове.
Разумеется, куда же без них — варяги из Comedy Club — этих где ни посей, там они и будут колоситься.
Действие кинокапустника-издевательства (над «прахом» Штирлица и над «коридорами» гестапо), как и полагается, происходит весной 1945-го. Когда уже «некуда бежать». Поэтому нацисты (повсеместно) и сошли дружно с ума — в ночных клубах, на хазах-малинах, в наркопритонах, на конспиративных квартирах.
У всех жизнь бьет ключом. Нам — по голове.
Что особо приятно, съемки некоторых эпизодов произведения проходили в Украине, во Львове в частности. СМИ артисты с радостью докладывали, как отдельные местные жители, завидев украшенные свастикой здания (а также героев в эсесовской форме), вдруг воодушевленно начинали бежать им навстречу... Едва ли не обнимать. Что напомнило мне эпизод из советского телесериала «Тени исчезают в полдень», когда подпольщица-кулачка Пистимея, прослушав по радио сообщение о нападении Гитлера на СССР, вдруг вылезла из своего погреба со словами: «Наконец-то! Дождались-таки, Устинушка…»
Несомненно: этот шедевр, еще на этапе интеллектуального оплодотворения сценария, однозначно был обречен на успех. Тем более что нынче, как правило, и сценариста-то не нужно. Над «проектами» по новым технологиям работает загадочная должность «скрипт супервайзера», лицо без определенных творческих наклонностей. То есть художественного спросу — никакого. Веселит, когда велят.
Но зато у фильма есть высоконравственный идеолог. Это режиссер-постановщик. Человек, который еще накануне проката проекта стыдливо отгрыз первый кусочек своей прибалтийской фамилии — Бальчунас… И осталась только ее вторая составляющая — Вайсберг. Этот творец-литовец мастерству да опыту учился в Голливуде. Там отпахал семнадцать лет. Но «Оскар» так ему и не приснился. В послужном списке создателя «Гитлера» до сего победного дня значилось два малозаметных фильма. И еще — заметные амбиции. Так как закончил ту же Калифорнийскую киношколу, что и Джордж Лукас. У последнего, как известно, «Звездные войны». У этого — индивидуальная «война» за место под… Под солнцем? Под сенью барышей.
С этой последней выгодной целью в общую кинотелегу капустника впрягся до сего момента казавшийся приличным человеком — продюсер Сергей Ливнев. В итоге — после некоторых «аранжировок» сценария, адаптированных под «феню-малину» и жизненные запросы поп-корн-аудитории — и возник этот лидер проката.
Кино «туалетного юмора» — реальность дня. Деграданс победил во всех направлениях «прекрасного». Против лома нет приема. Супротив него бесполезно бунтовать и бороться: что в Минкульте, что на страницах серьезных изданий. Ну и пусть себе бегут неуклюже эти пешеходы по лужам… Ибо это стойкое — достаточно вонючее — кинотечение, в русле которого созидали и Мел Брукс, и братья Цукеры. Это так называемое «очень страшное кино» с голым пистолетом в главной роли.
Правда, даже в мусорной нише есть безусловные достижения низкого жанра. Это те светлые моменты, когда беспощадная и бессмысленная пародия порою может переплюнуть сам «оригинал». Так как и на некоторых оригиналах клейма негде ставить. (В этом плане, субъективно для меня, полтора часа радости — «Очень страшное кино-3», где не в бровь, а в глаз — всем издержкам голливудской бензопилы!)
Им там, в Америке, конечно, полегче махать кулаками. Фабрика грез за свою-то многолетнюю трудовую историю наработала немало шлаков. А вот новейший русский кинематограф, который только пыжится поиграть в «кинотрэш», за редкими исключениями — и так сплошной мусор. И вроде бы даже нет надобности «перепародировать» то, что в своей изначальной основе уже готовая пародия. Скажем, был недавно странный «Параграф 78» — типичная голливудская калька. Или «Код Апокалипсиса» — тоже псевдоамериканский экшн, только с русской няней. Уж как пыжилась что-либо пародировать предшественница «Гитлера» — убойная сила под названием «Самый смешной фильм» (производство Comedy Club), так и там на полпути гонцы выдохлись, потому что обстебав «Бригаду», «Девятую роту», докатились, бедные, до Билана — источник вдохновения иссяк.
Зато некоторые образцы качественного советского кино — для некоторых просто неиссякаемый «источник». Есть куда ручонку запустить. Голливудский «волшебник-недоучка» точно метил. Штирлиц для массового сознания — мишень благодарная. Киномиф — с необъятным фольклорным разветвлением.
Но стебать только лишь Штирлица-Тихонова — совершенно неблагодарное занятие. Ну нет для этого особо насущного повода! Думает себе человек двенадцать серий — так и что ж тут зловредного? Ведь не на унитазе думает (как это снял бы Цукер или Вайсберг). А впервые, понимаешь, в советском кино и показали-то адекватных фашистов — толковых, коварных, сильных противников мудрого Сталина, а не картонных злодеев. За это, что ли, над выдающимся режиссером Лиозновой какому-то шабашнику пристало измываться?
Поэтому главная мишень — и пусть не врут мне креаторы — совсем не «анекдоты про Штирлица». Здесь-то все позаковыристей. И, как на мой взгляд, все и ниже, и подлей…
(Хотя, кажется, и «ниже» уже некуда в данном фильме, рабски подражающему худшим образцам всего что только может быть.)
И ведь не «Штирлиц» был той картиной, которая как-либо определяла маразматические стороны советской киноидеологии! И не Лиознова в свое время славила партию-Ленина-Брежнева посредством шпионского сюжета Юлиана Семенова. И не те наши старинные блестящие актеры — спустя-то десятилетия — достойны уж такого нынешнего гадкого паясничанья со стороны теперешних продажных клоунов. По адресному счету этот «Гитлер» — загородный досуг для олигархов с Рублевки. Сняли по заказу «Газпрома», погоготали тесным кругом, затем «телок» развлекли. Затем в бани все вместе. После можно на корпоратив вызвать и живых участников «великого события» — Собчак, Галустяна, Анфису Чехову. И остальных «бледанс» (есть реальная артистка с такой фамилией, она тоже играет).
Только у данной киномедали — «За победу бреда» — есть и обратная сторона.
В гораздо меньшей степени связанная с издержками трэша, туалетного юмора и т. д..
Недвусмысленность этого вызывающего кинокапустника вдруг просвечивает уже минуте на двадцатой. Когда голливудский креативщик все муторней начинает попсить, слюнявить, гнусавить, легкомыслить, камедиклабить, корпоративить и оперетить — не на такую уж легкомысленную тематику (хотя бы для меня персонально, я тоже зритель).
Эта тема отсвечивает тотальной свастикой — на всех бутафорских зданиях «павшего Берлина».
Она лезет в глаза и уши бликами Адольфа Гитлера — даже в его карикатурных амплуа (небось, не «Великий диктатор» Чаплина; куда этим-то трехгрошовым подельникам до его великого гения).
Она — эта тема — вдруг вызывает какую-то муторность уже одной навязчивой эсесовской униформой, в которой радостно прыгают скоморохи…
И вот за что следовало бы надавать по рукам этим «айсбергам-вайсбергам», так за то, что в угаре наживы, они уже совершенно сознательно лепят-творят-малюют «новую мифологию», согласно своим бредовым сюжетам. Дескать, вы посмотрите: нацизм — это легко, прикольно, клево, весело! Это типичное офисное сообщество, это труженики факса-ксерокса и совсем уж веселые ребята в форме СС! Нацизм — это тот же развязный Comedy Club, то же «Кривое зеркало» (кстати, а где Петросян?) только в исполнении иных ряженных чучел! Нацизм — это веселья час и час вампуки…
Смеяться дальше? Или сунуть под нос этому провокатору диск с фильмом его же «старшего товарища» — кинодокумент Михаила Ромма «Обыкновенный фашизм»? Чтобы эта ватага безтормозных конъюнктурщиков, наконец, угомонилась…
The New York Times, удивляясь неоднозначной реакции на этот фильм в некоторых странах СНГ, отчего-то не прогнозирует на своих страницах, как бы приняли американские вдовы или уцелевшие солдаты клоунские пляски дебилов в режиссуре какого-нибудь «…берга» на гробах сотен и тысяч погибших во Вьетнаме или в Ираке. Политкорректность, кстати, не худшее из зол в американском кино. Русским бы это взять на вооружение. Одно дело — издевательство над штампами, подтрунивание над монахами, над проповедниками, над Пентагоном даже, иное умонастроение — нацизм во всей «веселой» его красе… Обыкновенный нацизм. Тема теме — рознь. И нравственные тормоза особо важны для комической гонки на бешеной скорости по этой скользкой магистрали. В тех же всем известных анекдотах о Штирлице — совсем не злоба и не низкая пошлость, не гнусная издевка, а лишь лукавое подтрунивание над «своим среди чужих». Чувствуете разницу? Мол, Штирлиц-то, конечно, большой герой Кремля и рейха, но все-таки парень наш в доску!
Для пародии (талантливой, конечно) важна умеренность дистанции — между объектом и субъектом. Впрочем, кому я это говорю? Этим сальным пошлякам? А то они этот бисер прочтут в Интернете…
Больше иных меня, безусловно, порадовал своим восторгом (после киевской премьеры) новоиспеченный украинский кинорежиссер Илья Ноябрев (см.цитату). Далеко пойдем, товарищи, с такими-то вкусами и с такими приоритетами и с такими нравственными установками от мастеров прекрасного и непостижимого. Будущее за ноябрьскими тезисами — ура-ура!
И, обожая загодя нащупать перспективу, совершенно не напрасно после триумфа «Гитлера» настоятельно советую тому же Ноябреву (с его вкусовыми рецепторами вкупе) — сообразить, например, во славу актуальных идеалов аналогичный кинокапустник, только уже на национальную тему — «Как казаки-запорожцы друг друга под голубой луной познавали…» Вот и оценим тогда «чувство юмора» нашего духовного синклита во главе с моральными авторитетами с улицы Банковой! Уж «посмеемся» тогда все вместе…
А «вайсбергу-айсбергу», конечно, после такого-то кассового успеха посредством удачного осмеяния преступности Третьего рейха надо немедленно идти еще дальше — и, не мешкая, снимать веселый лубок, к примеру, «Как в печках лагеря Дахау из евреев чипсы делали…».
Тоже смешно? Так ведь тоже «родственные» сюжетные линии…
Говорят, премьеру этого «Гитлера» решили было подгадать к… 9 Мая 2007 года — к Дню Великой Победы. Но что-то, видно, у шустрых творцов что-то корпоративно не сложилось: факс с ксероксом не сошелся, возможно? Впрочем, еще не поздно «это» же показать и 9 Мая 2009 года по Первому российскому телеканалу — сразу после парада на Красной площади. После торжественной речи Медведева (или Путина — какая разница). Авось у этих несчастных победивших оставшихся старцев не разорвутся сердца…
Мнение
— Это по-настоящему смешная комедия, отрадно, что за последнее время, наконец, вышло что-то хорошее!
Илья НОЯБРЕВ, новоиспеченный украинский кинорежиссер (из комментариев украинским СМИ)