В Щедрый вечер, 13 января, перед старым Новым годом, в дома украинцев приходит Маланка. И хотя это действо почти выпало из нашего обрядового календаря, в некоторых местностях Украины оно сохранилось в традиционных формах и очень привлекает туристов.
В надднестрянских селах Тернопольщины с ранней весны до поздней осени люди тяжело работают, выращивая овощи, - помидоры, огурцы, перец. А в зимние месяцы заявляет о себе естественная потребность - отдохнуть, оторваться на полную. Неплохие заработки, подкрепленные творческим мышлением и богатой фантазией, дают местным жителям возможность организовать карнавальное действо с дорогими костюмами и оригинальными декорациями. Лучшим поводом повеселиться и показать свой творческий потенциал стало празднование Маланки.
К счастью, народный и религиозный обряд Маланки сегодня бытует в разных этнографических регионах - от Закарпатья до Киевщины. Но в основном уделяют внимание фигуре Маланки именно в подольской части Тернопольщины и на Буковине.
В селе Устье Борщевского района на Тернопольщине создание образа Маланки берет начало с традиций свадьбы. В давние времена, когда жених приходил забирать невесту в свой дом, ее перематывали тканью (отсюда и присказка: вили, вили, пока всю молодую не покрыли). Маланка в этом селе олицетворяла замужнюю женщину, которая вместе с другим персонажем - девкой - ходила по селу поздравлять едва ли не каждую семью со старым Новым годом и рождественскими праздниками. Маланка танцевала (по-местному - "плясала") со всеми, а девка - только с неженатыми парнями. "В дом хозяина в давние времена заходил весь обрядовый коллектив. Кроме Маланки с девкой, были дед с бабой, жид с жидовкой, цыган, а всякая нечисть - черти, ведьмы - делала убытки (озорничала. - Р.Я.), - рассказывает коренная жительница Устья Мария Романюк. - Черти любили воровать хлеб, калачи, рубцы, лежавшие в доме на полке. В советские атеистические времена празднования Маланки власть запрещала. А когда распадался Советский Союз, этот обряд возродили...".
Роли Маланки и девки традиционно исполняют парни. Воплотиться в главный образ - очень большая честь для парня, ведь надо многому научиться. В селе Устье ответственная миссия достается в результате острой конкуренции между парнями. Александр Буряк - нынешняя Маланка - унаследовал эту роль от отца, который в свое время маланкував в соседнем селе Горошова. Он учил сына, как должна себя вести Маланка, что должна делать, проводил мастер-класс по танцам. Но время внесло существенные коррективы в обряд Маланки. Сейчас Маланка в Устье почти не ходит по селу, - она выступает на сцене Дома культуры, чтобы как можно больше местных жителей и гостей увидели этот обряд. Ведь он уже перерос рамки сельского события. Увидеть действо Маланки вместе с вертепом, который не потерял популярности в этой местности, а также осмотреть военные и полицейские объекты, сконструированные в пародийном стиле, приезжают туристы со всей Тернопольщины.
С деда-прадеда праздновали Маланку и в соседнем селе Горошова. Очевидно, следует согласиться с краеведами, которые убеждают: их героиня не идет корнями от римской великомученицы, мученицы за веру Христовую - Мелании, день рождения которой православные христиане отмечают 13 января. Родоначальницей своей Маланки горошовцы считают, скорее всего, языческую богиню древних украинцев Макошь - покровительницу женщин и плодородия. Поэтому и неудивительно, что у Маланки в с. Горошова традиционно выразительное украинское лицо. Прежде всего, в ее одежде соединены старинные и современные элементы. Яркий пример: у одной из двух нынешних Маланок - Руслана Яремия - современную блузку, вышитую бисером (этой сложной и дорогой техникой вышивки село Горошова славится во всей Украине!), гармонично дополняет фартук, взятый из бабушкиного сундука. Здешнюю Маланку сопровождают два гетмана, с которыми она должны обойти дома, где живут незамужние девушки. В селе сохранился древний обычай: на Крещение в церкви Маланку погружают головой в воду, ибо верят, что освященная вода очищает от грехов.
Горошовские артисты всегда оригинально реагировали на украинские и международные события. Вечером 13 января зрители в разные годы здесь смогли увидеть фигуры Ленина, Сталина, Горбачева, Усамы бен Ладена, Кучмы, Януковича, Путина, популярных певцов и актеров. К сожалению, в последние годы политические деятели покинули местный театральный мир. Зато под старый (украинский) Новый 2018-й в селе Горошова появились не менее колоритные сценические композиции. Например, в село наведались на яхте арабские шейхи, которые привезли золото для спасения Украины. Приехали сюда и бременские музыканты. Горошову стала охранять собственная полиция на длиннющем лимузине. А бутафорные собаки словно приехали напомнить: Украина входит в 2018-й, который, по китайскому календарю, является годом Собаки.
Староста села Устье Мария Тымкив рассказывает, что у энтузиастов есть идея создать одну фестивальную Маланку с участием всех сел Мельнице-Подольской объединенной громады, куда вошли издавна маланкующие села Устье и Горошова. Но вызывает сомнение, что эта инициатива найдет отклик у власти. Ведь еще в начале 2000-х праздник Маланки в с. Горошова из года в год должен был стать международным. Его посещали гости из Польши, Словакии и даже Канады, изъявляющие желание привозить в село свои обряды новогодне-рождественского цикла и художественные коллективы. Но постепенно областная власть, не говоря уже о центральной, к таким инициативам стала равнодушной. Нынешние власть предержащие словно забыли, что Маланка в с. Горошова - популярный художественный и туристический бренд. Так почему же тогда никто из руководства облгосадминистрации и облрады не удостоил своим присутствием нынешнее празднование в упомянутых двух селах? Пусть этот обряд развивается, как хочет?