UA / RU
Поддержать ZN.ua

САГА О МЕДВЕДЕ

Медведь — культовая фигура, герой сказок, мифов, преданий у многих народов. Кто из нас не играл в детстве любимым мишкой и не знал наизусть сказку про Машу и Медведя?!..

Автор: Елена Новикова
Маргарет Штайфф — основательница фабрики игрушек в г. Гинген, Германия

Медведь — культовая фигура, герой сказок, мифов, преданий у многих народов. Кто из нас не играл в детстве любимым мишкой и не знал наизусть сказку про Машу и Медведя?!

У берлинцев Миша в гербе города, эмблема Международного кинофестиваля, главный сувенир.

Недавно немцы чествовали 100-летний юбилей фирмы «Steiff», плюшевые мишки которой покорили не только Германию, но и весь мир.

А началось все в XIX веке – с любви к самодельным игрушкам одной немецкой девушки из маленького городка Гингена, которая с детства после перенесенного полиомиелита оказалась прикованной к инвалидной коляске. Но руки у нее были золотые, ум светлый, а воля к жизни стальная. Сделанные талантливой Маргарет игрушки моментально расходились среди знакомых. После окончания гимназии родители помогли девушке основать небольшую мастерскую игрушек. Там появились на свет слоны, обезьяны, мишки, лягушки, полицейские с выразительными лицами и фигурами. Со временем мастерская превратилась в фабрику игрушек фрау Маргарет Штайфф, семейное предприятие с фирменным знаком «Steiff», где стали работать и сыновья ее старшего брата. Племянник Рихард, окончивший специальную школу в Штутгарте, совершил настоящую революцию в мире игрушечных мишек. Их делали вручную из шерсти, плюша, набивали копрой или древесной стружкой. Моделью служили живые сородичи — гризли, альпийские медведи и другие с их анатомическими особенностями. По окончании работы в ушко игрушечного мишки вставляли металлическую кнопку с номером и названием фирмы. А Рихард Штайфф научил их двигать лапами, использовав систему шнуров. 23 октября 1902 г. на фабрике игрушек Маргарет Штайфф в Гингене, что под Ульмом, увидел свет Мишка, который мог двигаться, и это было настоящей революцией. На Лейпцигской ярмарке кустарной промышленности он получил награду, посыпались заказы. Конечно, и другие игрушки Маргарет были хороши, но Мишку люди полюбили больше всех.

В 10-х гг. прошлого века брат Рихарда открыл магазин игрушек от фабрики Штайфф в Англии, а затем направился в Америку. Здесь успех пришел почему-то не сразу, причем появление мишки «Steiff» окутано массой историй. Американцы связывают его с президентом Теодором (Тэдди) Рузвельтом. Рассказывали, что якобы на свадьбу его дочери устроители приема, зная страсть президента к охоте, заказали в Германии для декора зала и оригинальности больших плюшевых медведей, где они и покорили Рузвельта. Но историю эту многие считают выдумкой. А вот другие приписывают игрушечному косолапому очень важное, даже магическое влияние на американского президента. Будто они так ему понравились, так оказались симпатичны своим обликом, пробудили такое доброе чувство к природе, что Теодор Рузвельт выступил в защиту живой природы, делая это одним из направлений своей политики. Медведей перестали истреблять. Если в 80-х гг. XX ст. в США насчитывалось около 160 000 экземпляров черного красавца (Ursus americanus), то теперь их около 750 000. Есть старая открытка, в центре которой силуэт президента Рузвельта, по бокам — умильные рожицы мишек и надпись: «Спасибо, Тэдди». И плюшевых мишек поголовно стали называть Тэдди. Вот откуда появился сленг: «Плюшевые мишки спасли своих живых сородичей!»

На фабрике «Steiff» родилось великое множество разных мишек и сюжетов из их жизни. Это влюбленные Он и Она. И их большие семьи с детьми-медвежатами. Мишки с кольцом в носу и на цепи из бродячего цирка. Огромные, на колесиках, на которых можно покататься верхом и детям, и взрослым. Мишки Маргарет Штайфф как бы участвовали и в общественной жизни. Когда случилась трагедия с «Титаником», фирма выпустила мишек черного, траурного цвета... Все это разнообразие тиражировалось в Германии в рисованных открытках. Особенно ценились открытки с автографом Маргарет, которая пользовалась у сограждан огромным авторитетом. Деньги от их продажи шли на благотворительные нужды. Умерла Штайфф в 62 года, но благодарные немцы чтят ее память, а питомцы стали не только культовыми на родине, но и разлетелись по свету.

Судьба одного такого мишки неожиданным образом переплелась с жизнью киевской семьи, войной, страданиями, перемещением в иные края и возвращением в Германию через долгих 50 лет... История такая. Недавно девушка из Киева собралась на учебу в Берлин и захватила с собой любимую игрушку. Этим мишкой играла в детстве еще ее мама. Девушка знала, как однажды дедушка с войны 41-го года привез своей дочке, ставшей в эвакуации дистрофиком и разучившейся улыбаться, плюшевых мишку и обезьянку. Нашел их валявшимися в грязи в разбомбленном немецком доме. Девочка повеселела и особенно полюбила мишку. Не раз, глядя на нее, отец думал, что вот так же играли с ним ни в чем не повинные немецкие дети, которым пришлось пострадать так же, как и его дочке. А дом, где жили киевляне, между прочим, тоже был разбомблен в первый день войны...

Однажды берлинский гость заприметил у девушки потертого плюшевого мишку с погнутой металлической кнопкой в ушке. Оказалось, что Мишка родом из очень благородного дома — уважаемой фирмы «Steiff». Когда хозяйка вознамерилась зашить прорвавшиеся лапы старого друга, гость уговорил зайти с ним в специальную мастерскую по ремонту мишек и узнать, сколько бы стоил профессиональный ремонт. Приемщица вначале сухо сообщила цену. Затем вдруг зарумянилась, руки у нее задрожали, и она предложила продать мишку в таком виде, как он есть, сейчас же. Заглянув позже в каталог фирмы, девушка определила по фото, что он, хоть неплохо еще выглядит, но относится скорее всего к экземплярам 1904—1910 годов выпуска. Расставаться с ним, равно как и с обезьянкой, девушка не собирается. Хотя игрушки сейчас оказались на своей исторической родине, но, несмотря на преклонный возраст, им вновь придется попутешествовать и вернуться с хозяйкой назад. Потому что девушка мечтает, чтобы ими играли и ее будущие дети.

А пока юбилей мишек празднуют с размахом в Германии, Англии и Америке. У них масса фанов. В 2000 г. на аукционе Кристи черного мишку времен гибели «Титаника» купили за 150 000 (в пересчете на евро). В этом году на аукционе в честь столетия фирмы «Steiff» старый экземпляр был продан за еще большую сумму. Любовь к плюшевому мишке так заразила одну берлинскую даму интересом к разным мишкам-игрушкам, что она насобирала их несколько тысяч и даже открыла приватный музей.

Мишки «Steiff» не стареют, фирма, несмотря на множество разных современных игрушек, даже переживает период Ренессанса. В чем же секрет долголетия успеха плюшевого Мишки и любви к нему? В мире стальных выхолощенных игрушек нашего времени Мишка «Steiff» остается для малышей островом любви и защиты. Психологи ценят эту игрушку за благотворное влияние на детей, пробуждающее в них любовь к живой природе и воспитывающее человечность. В дискуссии о феномене мишек Маргарет и Рихарда Штайфф один известный английский писатель говорил о том, что он для взрослых символ счастливых дней детства, память об ушедших родителях, ностальгия по дорогому прошлому. Популярная немецкая телеведущая заявила, что мишка для женщин символ силы, мужественности и надежности, чего бы они так хотели видеть в мужчинах...

Наверное, многое из того, что нынче объясняют психологи, чувствовала киевская девочка, дитя войны. Не случайно она сохранила игрушку для своих детей, а Мишка стал драгоценной семейной реликвией.