UA / RU
Поддержать ZN.ua

С МОДЕРНОМ ПО ЖИЗНИ

Третий международный фестиваль современной хореографии «Танец ХХІ столетия» проходил всего один день в Национальной опере, в аккурат между гастролями Московского театра классического балета...

Автор: Ольга Стельмашевская

Третий международный фестиваль современной хореографии «Танец ХХІ столетия» проходил всего один день в Национальной опере, в аккурат между гастролями Московского театра классического балета. Что прозвучало весьма концептуально и контрастно по отношению к стихии традиционной классики.

Контраст же самого фестиваля был заложен уже в самом подборе участников: уровне их мастерства, постановочной фантазии, разнообразии жанров и стилей, отношению к музыкальному материалу и стилю модерн вообще.

В первом отделении мы увидели истоки танца-модерн, во втором — целый мир современного танца во всех его ипостасях и технических новшествах.

Danse Solo «ZELLE» по новелле Рене Мезона — современника Мата Хари «La Parane pour une espione Mata Hari» (Париж, 1935 г.) в исполнении всемирно известной танцовщицы Адрианы Аи Янг (Югославия) — достаточно скрупулезно восстановленная манера и стиль танца первой в мире танцовщицы модерн Мата Хари, вошедшей в историю легендарной шпионкой-авантюристкой. Этот балет с изумительной, атмосферной музыкой французских композиторов Жана Мюси и Рене Обри интересен, прежде всего, как исторический слепок времени в танце, что и дало повод написать в программке «мировой хит 2000 года». Хореография Милы Севич для очень интересной югославской танцовщицы, обладательницы многочисленных титулов, как бы перебрасывает исторический мостик от первых шагов модерна до современных техник исполнения. Простой сюжет о последних часах жизни танцовщицы Мата Хари — Маргариты Гертруды ZELLE (1876—1917) в тюремной камере перед казнью, где она вспоминает всю свою бурную биографию, моделирует «маленький красный театр», переодевается, танцует, почти физически ощущает тени ушедших и ушедшего, сценограф Прегард Дьяпич превратил в достаточно функциональный образ.

Этот первый балет позволил ярко представить ту эволюцию, которую проделал танец-модерн за эти сто лет.

Поэтому целым эмоциональным взрывом выплеснулся на сцену израильский дуэт Ронит Зив и Галит Немировски, показавший фактически премьерный балет «Rose can’t wait» — «Роза не ждет» на музыку Вассермана и Галласа. Очевидно, не зря мини-спектакль получил первую премию на престижном фестивале «Shades in dance-99», ибо уровень мастерства, владения пластикой, жестом — как инструментом для создания очень объемной, динамичной картинки безусловно выделил этот дуэт среди всех достаточно сильных участников фестиваля, не считая представителя Украины Эрнеста Пальчикова, работающего в жанре эстрадно-циркового танца.

Израильтяне, которых сейчас в мире считают первыми в области достижений современного танца, показали, как с помощью тела можно создавать вполне осязаемый образ, богатый всеми красками ассоциаций, свойственных современному зрительскому восприятию.

Ронит Зив и Галит Немировски в миниатюрном спектакле добились того эффекта узнавания, понимания, эмоционального отклика, которого югославская танцовщица пыталась достичь в часовом представлении, но показала лишь очень добротную реконструкцию манеры танца, свойственной Мата Хари, несмотря на добавления и попытки переосмысления исторического опыта при помощи некоторых суперсовременных приемов постановки и танца.

Большие надежды возлагались на группу Ballet Form Novozesnich AGH — «Балет современных форм» под руководством хореографа Ежи-Мария Бирчински. Своеобразный польский Морис Бежар очень тонко, со всеми нюансировками иллюстрирует музыкальных гениев — Баха, Шопена, Пьяцоллу. И если это фуга Баха — танец многоголосный, если это Шопен — бережное следование мелодике и стилю, если Пьяцолла — ритм, краска, акцент. Но некоторая наивность хореографии, в сочетании с неопытностью и детскостью исполнителей, превратила заведомо эффектные номера в парад танцевальных вариаций на темы того или иного композитора.

Украина на радость всем выступила единым и мощным фронтом.

Танцевальная группа «Легион» и прекрасная молодая балерина Наталья Домрачева явили зрителю достаточно крепкого и яркого хореографа Евгения Чернова. Самые молодые участники фестиваля Татьяна Калишенко и Ольга Хомусько показали, каково наше будущее в современном танце.

Безусловно, ошарашил всех Эрнест Пальчиков (ДК «Промзона»), безукоризненно владеющий телом и обладающий тонкой натурой художника в танце. Ведь ему, пожалуй, сложнее всех было вписаться в этот фестиваль, имея за плечами опыт эстрады и цирка с их манерой подачи номера — во что бы то ни стало эффектной. Не отказавшись от эффектности (привилегия трюков), Эрнест показал путь, по которому «классический» танец-модерн пробивается в смежные виды искусств. Его номер «Destiny» на музыку к культовому фильму «Матрица», пожалуй, единственный соответствовал высочайшей планке мастерства и энергетического посыла, заданного израильским дуэтом.

Итак, фестиваль продемонстрировал целую гамму современного танца и современного танцевального мышления и даже умудрился показать некую столетнюю эволюцию этого направления в балете. Весьма полезный опыт накануне вступления в третье тысячелетие.

Фестиваль проводился при содействии посольства Государства Израиль в Украине и «Фонда Про-Гельвеция-Украина».