Ее называют «Золушкой», «Голубой розой», «Увядшей хризантемой», а еще просто Валерией, Лерой, Леронькой...
Прошедший год стал для актрисы ТЮЗа Валерии Чайковской особенно памятным - в этом году она отметила свой юбилей. Наблюдая за этой маленькой, нежной, хрупкой женщиной, трудно представить, что за ее плечами почетное звание заслуженной артистки Украины, 25 лет сценической жизни, более 50-ти ролей, многочисленные гастроли. Скромная, ласковая, искренне улыбающаяся. Мне посчастливилось лично познакомиться с этой удивительной женщиной после одного из спектаклей ТЮЗа.
Валерия Викторовна очень любит свою театральную жизнь. С особым увлечением рассказывает она про спектакль «Любовь, джаз и черт» по пьесе литовского драматурга Ю.Грушаса в постановке заслуженного деятеля искусств Н.Мерзликина. И не только потому, что за роль Беатриче Валерия Чайковская получила звание заслуженной артистки.
«Любовь, джаз и черт» для молодых людей 70-х стал грандиозным взрывом. Темы юношеской наркомании, личных поисков, духовного неудовлетворения были настолько смелыми и неожиданными, что заставляли задуматься. В основе сюжета пьесы - отношения среди семнадцатилетних, которые увлекаются джазом. Героиня пьесы Беатриче своей любовью пытается помочь им жить. Девочка, которая имеет сердце, ум взрослой женщины, готова на самопожертвование ради спасения чести «своих» мальчиков. Пьеса заканчивается трагически: юноши пытаются изнасиловать Беатриче, а она - выбрасывается из окна и погибает. Но уходит из жизни она не из-за страха быть изнасилованной, а полностью сознательно - чтобы не дать возможность им согрешить, дает им шанс остаться людьми. Образ Беатриче стал особенно близким мне. Возможно потому, что Беатриче учила и воспитывала меня всю жизнь. Но самое главное, почему этот спектакль дорог мне, это то, что во время работы с удивительным режиссером Н.Мерзликиным я начала задумываться: есть небо и земля, но есть и еще что-то дальше. Есть что-то выше, чем небо и глубже, чем земля. Выше и глубже, - я ищу это каждый раз.
Это было в 70-е. На мой вопрос, какая роль Валерии Викторовны наиболее близка ей сейчас, она назвала Мод (из драмы Хиггинса и Карьера «Гарольд и Мод») и ту же самую Беатриче. На первый взгляд не совсем понятно, что может быть общего между образами 80-летней бабушки-чудачки и певицы джаза. Однако Валерия Викторовна очень ярко подметила это и отобразила в своих спектаклях - обе героини - яркие, не похожие на других личности, обе молоды духом и обладают драгоценным даром - умением любить и умением научить этой любви того, кто рядом.
Много рассказывала Валерия Викторовна про свою alma mater - приятного и не очень.
- К сожалению существует определенный ограниченный стереотип восприятия этого театра - детский. То есть ТЮЗ - это театр, где ставятся только сказочки, в крайнем случае - комедии, а серьезные вещи театр не в состоянии «потянуть».
Лично меня поразил спектакль «Гарольд и Мод». Любовь, для которой не существует условностей, ни в возрасте, ни в социальном положении, - такова основная мысль пьесы. Режиссер спектакля Ю.Одинокий воплотил ее очень удачно, продемонстрировав совершенно иной театр, по сравнению с тем, к которому мы привыкли. Декораций практически нет - в центре сцены построена карусель, которая изменяет свое смысловое значение в зависимости от действия. Чудаковатые костюмы, слишком яркий грим, какая-то особенная пластика движения и поз актеров, - все это создает эффект надреальности. Валерия Викторовна настолько сильно «входит» в роль, что после спектакля необходимо некоторое время, чтобы она снова осознала себя актрисой. Недаром Мод - ее любимая героиня. Валерия Чайковская в этой роли просто роскошная. Надеюсь, я не одинока в своей мысли. Восемнадцатилетний Гарольд, ощущает себя старым и не хочет жить дальше, не видит жизни вокруг себя, и единственная краска, которую он признает - черная. И Мод, которая в свои 80, как свежий ветер врывается в его жизнь, дарит ему все ощущения красок земли, учит его любить. Но когда ученик начинает «дышать полной грудью», она уходит, потому что ей за него уже не страшно. Счастлив тот человек, в жизни которого встречается Мод. Поэтому неудивительно, что женщины из зала выносят театральной Мод свои украшения, потому что, наверное, считают ее своей «родственной душой».
У актрисы ТЮЗа ограниченный репертуар, и все-таки в жизни В.Чайковской состоялись встречи с произведениями Уильямса (роль Аманды в «Стеклянном зверинце» в ТЮЗе , роль миссис Уайн Миллер в спектакле «Лето и дым» в Киевском Театре на Подоле), Бекста («Метаморфозы» в ТЮЗе), наконец, Хиггинса («Гарольд и Мод»).
Как-то в одной из столичных газет я наткнулась на заметку - обзор театральных событий города. Была там и оценка спектакля «Мораль пани Дульской» с В.Чайковской в главной роли. Писалось там так: «В.Чайковская - одна из лучших киевских актрис, волею судьбы оказавшаяся в ТЮЗе». И я решила узнать мнение самой актрисы в отношении ее судьбы.
- Я очень благодарна своей судьбе за то, что оказалась именно в ТЮЗе, ведь у меня были предложения после окончания института остаться в театре им. И.Франко или работать в одном из московских театров. Но в нашем театре я нашла главное - своего зрителя. Такого, который никогда не обманет, не обидит, не унизит и не предаст. Это - ребенок. Потому что приходит он к нам увидеть то, что не могут ему показать взрослые, т.к. забывают об этом в своей каждодневной суете. Сказку. Поэтому, когда я слышу, что ребенок говорит обо мне в роли Золушки «настоящая», я понимаю, что живу не зря.
Я спросила о мечте Валерии Викторовны.
- Я мечтаю о том, чтобы в наш театр всегда бежали детки, чтобы театр жил и дышал детскими голосами. Я мечтаю снова встретиться со своими любимыми режиссерами, хочу быть счастливой на репетициях, чтобы здоровыми и умными были мои дети, и чтобы Господь дал мне на это силы.
Счастье, когда рядом с тобой находится человек, который является воплощением не только профессионального таланта, но и просто человечности. Вспомнился юбилейный вечер Валерии Викторовны, который состоялся в октябре 1997 года. Множество цветов, поздравления коллег, друзей, знакомых. Не обошлось даже без российской «звезды» Филлипа Киркорова (его очень удачно скопировал друг и коллега В.Чайковской Сергей Савчук). Но одно поздравление запомнилось мне более всего - это было пожелание Любви, Творчества и Бога...