Дмитрий Онищенко (Украина) — І премия |
5 мая в Национальной опере чествовали победителей IV Международного конкурса молодых пианистов памяти Владимира Горовица. Оказалось, что из пятнадцати победителей одиннадцать (включая китайцев У Цуня и Ван Эвея, которые занимаются в Одесской консерватории у Галины Поповой) представляют украинскую исполнительскую школу.
На второй тур состязаний в Киев так и не приехали пианисты из Эстонии, Литвы, Англии и Польши. По мнению знатоков, свою роль сыграл общий высокий уровень соревнования и невероятно большой объем конкурсной программы. Позже выяснилось, что даже из конкурсантов, которые вышли в финал, не все справились с конкурсным заданием, а некоторые просто элементарно не доучили текст положенных двух концертов с оркестром. В результате победили не только самые одаренные, но выносливые и работоспособные.
Об украинских пианистах очень тепло отзывались практически все члены жюри. В частности, Хуберт Ступнер (Италия) рассказывал, что на конкурсе им. Ф.Бузонни, где он возглавлял жюри, ему рассказывали об одаренных и перспективных пианистах из Украины. «Приехав сюда, я в этом убедился, — сказал музыкант. — Мне кажется, что это напоминает огромное дерево, на котором появляются все новые и новые ветки талантливых музыкантов». Уже на третьем туре главными и постоянными конкурентами украинцев стали музыканты из Белоруссии, России и Китая—Одессы. Россиян отличал безупречный, характерный звук, «запредельная» техника и артистическое обаяние. В игре Павла Елецкого из Белоруссии покорял полифонический слух и неповторимая, психологически богатая манера интонирования. Китайские музыканты показали себя как виртуозы и колористы. «Ночной гаспар» Равеля в исполнении Вана Эвея оказался одной из наиболее ярких, незабываемых страниц состязания.
Самыми удачливыми в средней группе оказались: Дмитрий Онищенко (Украина) — золотая медаль и диплом лауреата I премии;. Павел Домбровский (Россия), Роберт Уманский (Украина) — серебряная медаль и диплом лауреата II премии; У Цунь (Китай), Александр Гринюк, Сергей Школяренко (Украина) — бронзовая медаль и диплом III премии; Артем Ляхович, Ольга Бондаренко, Андрей Емец (Украина) — дипломы.
В старшей группе победителями стали: Мария Ким (Украина) — золотая медаль и диплом лауреата I премии; Александр Пироженко (Россия), Павел Елецкий (Беларусь) — серебряная медаль и диплом лауреата II премии; Ван Эвей (Китай), Эдуард Кунц (Россия), Наталья Сухина (Украина) — бронзовая медаль и диплом III премии.
Перед концертом победителей конкурса член жюри Бернд Гецке (Германия) сказал: «Сегодня будет много восторгов. Но если говорить только о победителях, не будет полной картины конкурса. В его проведении лично я вижу три цели: поиск новых, ярких дарований, другая — дань почтения Горовицу и, наконец, третья — конкурс внутри конкурса. Участники сравнивают сами себя, и это дает невероятные результаты. Я пока не вижу такой институции, которая могла бы за столь короткий срок улучшить мастерство исполнителей».
Конкурсантам действительно было чему учиться друг у друга. Например, на втором туре, программа которого предполагала исполнение произведения украинского композитора, очень интересно и неожиданно для нашего уха прозвучала пьеса Игоря Шамо «Березка» в исполнении студента Пекинской консерватории Ксинг-Чена Лиу. Музыка этого произведения чем-то напоминает как роспись народных промыслов, так и танцевальные номера ансамбля Вирского. Именно в такой эстетике «стилизации» звучала «Березка» в интерпретации украинских исполнителей. Китайский музыкант нашел для этой музыки совершенно иное решение. Осталась красочнось, прозрачное звуковое письмо, филигранная нюансировка, но изменился общий колорит — вместо музыки «соцреализма» «зазвучали» китайские акварели. Шамо и публика от этого только выиграли. Вообще, необычайно тонкое исполнение китайцами украинской музыки сразу же отметил Джером Ловенталь (США), который сказал на пресс-конференции после второго тура: «Может, это и смешно, но я был удивлен тем, что пианисты из Китая очень выразительно и, я бы сказал, мудро исполняют очень сложную и серьезную музыку украинских композиторов. Я бы особо отметил этих пианистов, они заслужили награды за исполнение украинской музыки».
Индикатором выступлений конкурсантов на всех турах была киевская публика. И Гецке, и Виардо, и Дюбаль (США) отмечали, что в Киеве удивительная слушательская аудитория, которая действительно «слышит» и чутко реагирует.
В целом можно сказать, что киевский пианистический конкурс упрочивает свое положение в системе мировых состязаний. Так, Хуберт Ступпнер назвал конкурс Горовица конкурсом П.Чайковского в Киеве. С ним согласен и Даниэль Поллак (США), который считает, что этот конкурс дает признание не только нашему городу, стране, но и миру, поскольку Горовиц принадлежал миру. Обращаясь к конкурсантам этого года, музыкант подчеркнул, что «призы — это не главное, каждый может достигнуть высот в карьере. Мы пытаемся открыть миру свой мир, мир эмоций, чувств, переживаний, поэтому бросаем вызов миру и противопоставляем себя ему. Мы занимаемся искусством звука, а в звуке находится душа человека. Нет нужды копировать Горовица или кого-либо другого, надо развивать свою личность, и тогда ты будешь интересен как исполнитель». А Девид Дюбаль напоследок вспомнил эпизод: «Горовиц как-то спросил меня, имел ли мой отец какой-либо талант. Я ответил, что таланта не было, но он плакал, когда слышал хорошую музыку. «Тогда ваш отец имел все необходимые таланты», — ответил Горовиц». Подразумевая, что участники конкурса доказали свое мастерство по части хорошей музыки, Дюбаль пожелал молодым музыкантам навсегда сохранить Горовица в сердцах.