UA / RU
Поддержать ZN.ua

С именем Ойстраха

Музыкальная общественность с удовольствием восприняла тот факт, что в Одессе уже стал традиционным международный пианистический конкурс имени Эмиля Гилельса...

Автор: Мария Гудыма

Музыкальная общественность с удовольствием восприняла тот факт, что в Одессе уже стал традиционным международный пианистический конкурс имени Эмиля Гилельса. Отныне в Южной Пальмире столь же регулярно будет проводиться еще и международный конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха, одессита, официально признанного лучшим скрипачом ХХ столетия.

Всего на участие в конкурсе было подано 118 заявок, но после профессионального отбора к первому туру допустили сорок участников из шестнадцати стран (в том числе троих одесситов). Ко второму туру были допущены лишь семнадцать участников, а к третьему осталось семеро соискателей. В семерке финалистов вполне заслуженно оказались Ли Грейс (Сингапур), Айнур Забенова (Казахстан), Илья Гайсин (Россия), Олег Каськив (Украина), Надежда Коршакова (Россия), Ву Тиен-Гсин (Тайвань) и Камио Маюко (Япония). Первой тройке присваиваются звания лауреатов и соответственно золотая, серебряная и бронзовая медали (все — из цельного металла), которые изготовил по специальному заказу известный киевский ювелир Виктор Баглей. Установлены специальные призы «За лучшее исполнение сонат Прокофьева и Шостаковича, посвященных Давиду Ойстраху» (от Всероссийского общественного фонда «Русское исполнительское искусство»), «За лучшее исполнение произведения украинского композитора» (от Фонда Бориса Лятошинского), «Зрительские симпатии», «Самому младшему участнику конкурса», «Лучшему украинскому исполнителю» и «Лучшему концертмейстеру».

Конкурс открылся в зале филармонии исполнением Концерта Шостаковича № 1 ля минор для скрипки с оркестром, посвященного Давиду Ойстраху в исполнении Олега Крысы и Одесского национального филармонического оркестра под управлением Хобарта Эрла. Интересно, что после первого исполнения этого произведения Давидом Ойстрахом Шостакович в одном из интервью отметил: «Давид Федорович выразил все, что я стремился сказать своим концертом и дополнил это своим отношением к моей музыке. За это я ему бесконечно благодарен». Потом начались прослушивания первого тура в Большом зале музыкальной академии. Кроме Олега Крысы, в состав жюри вошли профессора Виктор Пикайзен, Захар Брон, Саулюс Сондецкис, Сергей Кравченко (воспитанник школы имени П.Столярского), Киоширо Харада, Жен-Шан Вонг, Мирослав Скорик и Александр Сокол (ректор Одесской музыкальной академии имени А.В.Неждановой). А второй и третий туры состоялись в филармонии, где финалисты выступили с Одесским филармоническим оркестром под управлением Владимира Сиренко.

Специально для конкурса Мирослав Скорик написал Карпатскую рапсодию для скрипки и фортепиано в стиле Ференца Листа, которую исполнил каждый конкурсант, дошедший до второго тура. Мирослав Михайлович признался, что старался написать это сочинение в традиционной манере, ему хотелось, чтобы оно не только выявляло исполнительские возможности конкурсантов, но и понравилось им. В то же время Карпатская рапсодия стала выражением восхищения автора Венгерскими рапсодиями Листа, в ней нашли интересное воплощение западноукраинские и еврейские фольклорные мотивы. Произведение понравилось и конкурсантам, и членам жюри, и слушателям. Другое дело, что каждый исполнял его по-своему, и у кого-то получалось формальное прочтение, а у других, например, у Олега Каськива — пронзительная, тонкая трактовка музыки Скорика, которая предстала в данном случае монологом музыканта с чуткой душой, а не просто пассажами ловкого исполнителя. В эти минуты происходящее на конкурсной сцене в наибольшей степени отвечало духу и престижу конкурса памяти Ойстраха. Думается, отныне Карпатская рапсодия прочно войдет в репертуар скрипачей многих стран мира. Забегая вперед, заметим, что именно Олег Каськив получил приз за лучшее исполнение этого обязательного конкурсного произведения, разделив его с Камио Маюко.

В небольшой паузе между прослушиваниями третьего тура компетентное жюри нашло время для визита в школу имени Столярского, где происходило бесценное профессиональное общение с ее воспитанниками и педагогами. Петр Соломонович Столярский, первый учитель великого Ойстраха, как утверждали современники, говаривал своему ученику: «Ты меня возмутил на ДА!». Столь же глубокое впечатление произвел на участников встречи визит крупнейших музыкантов мира, говоривших о тернистом пути служителей музыки, о долге перед учителями и ответственности за творческие судьбы учеников.

Завершился Первый международный конкурс скрипачей имени Давида Ойстраха церемонией награждения и концертом лауреатов. Золотую медаль получила Камио Маюко, серебряную — Ли Грейс, бронзовой же была удостоена Ву Тиен-Гсин. Олег Каськив награжден специальным призом Министерства культуры и искусств Украины как лучший украинский исполнитель, вдобавок этот молодой музыкант, ныне обучающийся в Швейцарской музыкальной академии имени Иегуди Менухина в классе профессора Альберто Лысого, разделил четвертую премию с россиянкой Надеждой Коршаковой. Пятая премия — у Айнур Забеновой и Ильи Гайсина. Владислава Лученко из Киевской специальной музыкальной школы имени Миколы Лысенко была премирована в качестве самой юной участницы конкурса, а ее педагог, Ярослава Ривняк, — в качестве лучшего преподавателя. Наградить решили также всех концертмейстеров без исключения, помогавших конкурсантам во втором туре. Приз зрительских симпатий присудили студенту Парижской консерватории (класс профессора Бориса Гарлицкого) Симону Ротюрье. Поскольку во втором туре скрипичные сонаты Шостаковича не прозвучали, за исполнение сонаты Прокофьева для скрипки №1 награждена Ли Грейс, за исполнение прокофьевской же сонаты № 2 — Надежда Коршакова. Венцом вечера стало исполнение концертов для скрипки Сибелиуса (ре минор, опус 47), Шостаковича № 1 (ля минор), Чайковского (ре мажор) в исполнении Ву Тиен-Гсин, Ли Грейс и Камио Маюко.

Остается добавить, что отныне конкурс памяти Ойстраха сделает Одессу скрипичной столицей страны снова через два года. Возможно, со временем сбудется мечта Александра Сокола об организации композиторского конкурса памяти Константина Данькевича, но это уже дело более далекого будущего…