Гипнотический феномен киевского Андреевского спуска не имеет себе равных. Он воспет словом писателя, рифмой поэта, кистью художника. Именно мастера кисти и резца составляли в старые времена достаточно весомую часть обитателей этой удивительной улицы. Одних только иконописных, иконостасных и позолотных мастерских было полтора десятка. Здесь жили и работали художники Г.Дядченко, Ф.Красицкий, И.Макушенко, скульпторы Ф.Балавенский и И.Кавалеридзе, невдалеке — М.Врубель. И как гимн духовности — Андреевская церковь гениального Б.Растрелли с живописью А.Антропова.
В конце 1970-х пробились первые ростки явления, давшего спуску имя «киевского Монмартра». С каждым годом они крепли и расцветали многообразием гаммы искусств. Галереи, творческие мастерские, музеи, театры — вот суть сегодняшнего Андреевского спуска. В праздники это море разливанное красок, цветов и просветленных лиц, прикоснувшихся к прекрасному.
В будни — идет уличная лоточная торговля. Она незатейлива и рассчитана на заезжего массового туриста. Останавливаясь у коробейников с многочисленными матрешками и прочим кичем, он часто забывает, в какой стране находится. Но это поверхностный, наносной слой — его не избежать.
Неизмеримо хуже, что с Андреевского спуска и из Киева за бесценок уходили (уходят и сейчас, хотя и меньше) отличные работы современных киевских художников. Вместе с ними — полотна известных мастеров прошлого.
Лет двадцать тому назад они шли в частные галереи в Москву, где идеологические вожди по отношению, например, к авангардистскому искусству были не такими жесткими, да и зарубежные коллекционеры-благодетели были там. После падения «железного занавеса» пришла возможность прямого общения с западным миром. Политическая обстановка способствует, а экономическая... Экономика заставляет художника по-прежнему продаваться за гроши.
Бытовало устойчивое мнение, что художественные произведения по достоинству могут оценить лишь на Западе, а у нас, мол, нет ни понимающих людей, ни средств. За все годы советской власти произведения искусства из Украины только вывозились, но ничего не ввозилось. То, что удалось сохранить, — безусловная заслуга коллекционеров. Сохраняя и пополняя свои личные коллекции, они сберегают их для Украины. Так было во времена Терещенко и Ханенко, так остается и ныне.
Один из авторитетных киевских собирателей — Александр Брей — считает, что пришло время коренным образом изменить ситуацию на художественном рынке Украины. Именно рынок (но не уличная самодеятельная торговля), во-первых, определит ценность произведения и сделает этот «товар» эквивалентом валюты; во-вторых, будет способствовать воспитанию вкуса и пониманию настоящего искусства; в-третьих, предотвратит массовый вывоз и одновременно поднимет цены на украинских художников за рубежом.
Сейчас в стране появилась определенная часть состоятельных людей, тратящих большие деньги зачастую бездумно и неинтересно. Возводятся огромные эклектичные постройки, делаются безвкусные дорогие ремонты в офисах и квартирах — все это свидетельство невысокого вкуса «новых богатых».
В одночасье вкус не появится, пониманию красоты и гармонии нельзя научиться вдруг, но рынок во многом поможет. Это тот момент, когда «презренный металл» выполняет благородную миссию. Должно стать престижным иметь произведения искусства, и одновременно они — вложение капитала.
Маленький домашний музей или пусть даже две—три картины на стене создают благодатнейший нравственно-эстетический фон. В ребенке, живущем в таком окружении и с малолетства приобщенном к миру прекрасного, непременно возникнет нравственная преграда, которая не допустит его в будущем к какому-либо неблаговидному поступку, не говоря уже о преступлении.
Прямая выгода и государству: в обществе повышаются духовное начало и патриотизм, сохраняется культурное наследие и в конечном итоге — потенциальное пополнение музейных собраний. Коллекция профессора Д.Сигалова, завещанная Музею русского искусства, тому пример.
А.Брей, инженер по образованию и рыцарь искусства по внутреннему складу, занимается коллекционированием половину из своих 43-х лет. Отдает предпочтение украинской живописи конца XIX—начала ХХ столетия. Хорошо зная конъюнктуру художественного рынка и будучи знакомым с известными европейскими аукционами, он предложил создать при Музее истории Киева галерею особого типа. Так появился выставочный зал «Андреевский спуск, 3».
28 мая прошлого года впервые в Украине здесь состоялся аукцион живописи и графики из частных собраний. На нем было представлено 36 работ украинских и русских художников второй половины XIX—начала ХХ столетия: Н.Бурачек, В.Кричевский, П.Левченко, Н.Пимоненко, В.Поленов, В.Серов и другие.
Аукцион, проведенный с точным соблюдением общепринятых мировых канонов, превзошел самые смелые ожидания организаторов. Более половины проданных вещей — это по всем аукционным нормам блестящий результат. Стартовые цены на некоторые лоты возросли в два с лишним раза и приблизились к общеевропейским.
В декабре 1994-го и в мае 1995 года прошли очередные аукционные продажи. К ним, как и к первым, заранее были изданы радующие глаз красочные каталоги. Всего на трех торгах представлялось 139 работ, из которых 80 были куплены. Музеи, коммерческие банки, создающие сейчас собственные картинные галереи, и частные лица стали новыми владельцами произведений И.Айвазовского, Н.Глущенко, В.Котарбинского, Б.Кустодиева, М.Нестерова, И.Шишкина и других.
День аукциона — это пик кропотливой работы. Ему предшествуют поиск, подбор, атрибутация, если нужно — реставрация. Искусствоведы «Андреевского спуска, 3» бесплатно консультируют, помогают установить подлинность и художественную ценность картины или скульптуры.
Выставочный зал работает в прогрессивном русле, способствует полноценному вхождению украинской культуры в европейскую. Здесь устраиваются тематические экспозиции, персональные выставки украинских классиков, вернисажи современных киевских художников — И.Губского, М.Гуйды, А.Качкина, Б.Михайлова и других.
Природа искусства такова, что каждое художественное произведение создает вокруг себя особую нравственно-эстетическую ауру и действует в нескольких аспектах. Деятельность «Андреевского спуска, 3» в немалой степени направлена на реализацию того из них, что определен академиком Д.Лихачевым как «окно в мир». Через искусство приходит известность и уважение к стране и народу, его создающему.