UA / RU
Поддержать ZN.ua

С ангелом на плече

В киевскую галерею искусств "Лавра" слетелись ангелы.

Автор: Анна Пароваткина

Здесь, в рамках выставки "Украинская идентификация", продемонстрированы оригиналы росписей из церкви Покрова Пресвятой Богородицы, что в селе Липовка Макаровского района Киевской области. В роли иконописца впервые предстал Анатолий Криволап.

Дебютировал в совершенно непривычной для себя ипостаси известнейший колорист современной украинской живописи Анатолий Криволап весьма неожиданно. Православный однокупольный храм в византийском стиле в старинном, однако не очень многолюдном селе Липовка местной общине помог отстроить кинорежиссер, продюсер и кинопрокатчик, меценат Богдан Батрух. Греко-католик, кстати. А до тех пор местный батюшка Геннадий 25 лет правил службы в помещении бывшего "сельпо". Батрух же и уговорил Криволапа взяться за декорирование сооружения, - говорит, не видел на его месте никого другого.

Художник приступил к работе в 2014 году, но при условии участия в проекте коллеги и товарища, художника-монументалиста Игоря Ступаченко, опытного в иконописи. "Согласился расписывать храм при условии, что буду делать это бесплатно и бесцензурно. Так получил carte blanche в работе. И это накладывало на меня еще большую ответственность, чем специальные требования заказчика", - цитирует Криволапа искусствовед и сокуратор выставки Олеся Авраменко в монографии "Анатолий Криволап, Игорь Ступаченко. Покрова. Шаг 1". Этот альбом создан и издан специально к киевской выставке-презентации.

Нетривиальные люди порождают нетривиальные обстоятельства. Итак, работа над росписью липовской церкви стала примером сплошного новаторства. Во-первых, два художника распределили обязанности таким образом, что один, Игорь Ступаченко, полностью разработал всю содержательную часть.

"Опираясь на основные принципы византийских храмовых росписей, выстроил для Покровской церкви общую систему росписей - темы, сцены, композиции, образы. Собственно, он и создавал все композиции, тщательно обсуждая их с Анатолием Криволапом и используя в основе согласованные с коллегой цвета" (Олеся Авраменко).

На долю Криволапа оставили цветопись - наполнение канонических изображений цветом. "Церковь должна быть радостной", - объяснял он свой взгляд на оформление на открытии выставки в галерее "Лавра".

- Ступаченко пошел путем Баухауза, - рассказывает ZN.UA Олеся Авраменко. - Потому что искать смесь красок для подрисовки, которые отвечали бы палитре Анатолия Криволапа, было нецелесообразно. Ведь невозможно каждый раз "изобретать" смесь, сделанную художником в момент вдохновения.

- Были ли в Киеве другие выставки наподобие "Украинской идентификации"? - едва придя в себя от силы впечатления, оказанного проектом, переспрашиваю у госпожи Авраменко. Сама же припоминаю нескольколетней давности громкую персональную выставку "Иконы" еще одного "живого классика" современной украинской живописи, Александра Сухолита. И оказалось, что куратора именно этот вопрос интересовал в последнюю очередь.

- Наверное, нет… И я этим не интересовалась, откровенно говоря. Мне интереснее, что где-то через год, может, и раньше - когда роспись церкви завершат, - уже запланирован ознакомительный тур в Липовку. Присоединяйтесь, я вас приглашаю!

* * *

Заметим: несмотря на ощутимый авторский, криволаповский стиль, с яркой, страстной палитрой и чистыми, несмешанными красками, церковный канон в живописи тщательно сохранен.

Сильнее всего впечатляет эксперимент двух художников с техниками, и прежде всего - с самими материалами, с помощью которых создано изображение. Лик Христа Пантократора, Силы Небесные, образы женщин-мироносиц, евангелистов, сцены Успения Пресвятой Богородицы и Положение Христа во гроб воспроизведены, в частности, на металлических листах современными акриловыми и эмалевыми красками. А как подкладка под многослойные эмали использована… самоклеющаяся пленка - оракал. Все технологические находки принадлежат Игорю Ступаченко. "Мы используем много новых подходов - от элементов коллажа, смешанных техник до цветных лент, которые представляют базу для красок", - лаконично констатирует отличие собственного задела от обычной церковной росписи Анатолий Криволап.

Вместо игры светом и тенью Криволап со Ступаченко обратились к игре цветом. Достигая при этом удивительного эмоционального отзыва у зрителей, даже невоцерковленных. Комментируя собственные ощущения, сама госпожа Авраменко процитировала нам Эрнста Гомбриха: "Независимость от форм естественного мира дала возможность воплотить идею мира сверхъестественного".

Тематически система росписей храма Покрова Богородицы в Липовке отвечает классическому канону и следует философии "двухъярусного символизма". Центральным является образ Пантократора, который будет смотреть на верующих из-под купола церкви. Другими центрами внимания являются сюжеты Покрова, Троицы, Рождества Христова, Успения, жен-мироносиц. Как положено, все сцены не имеют прорисованного ландшафта или интерьеров. "В сущности, все происходит в космосе, где нет ни вчера, ни завтра", - уточняет Авраменко. Впрочем, не менее безошибочно изображения ассоциируются еще и с радостным, свободолюбивым украинским барокко. Именно во второй половине XVII в., кстати, за счет хозяина Игнатия Трипольского была построена в Липовке и "первая", оригинальная церковь Покрова.

Это хорошее дело. Конечно, ангелы, взлетевшие в храме старинного села неподалеку от вечно молодого Киева, будут оставаться там надолго, даже когда нас не станет. Однако невозможно увидеть все их цвета во время работы киевской галерейной выставки. Оценивать цветопись Криволапа - отныне еще и иконописца - лучше именно в работающем, освященном храме. В той самой церкви, где молиться будет радостно - и легко.