UA / RU
Поддержать ZN.ua

РУСЛАНА: МИНИ-ПОРТРЕТ НА ФОНЕ НЕБА И ОБЛАКОВ

Руслана Лыжичко всегда принимает журналистов подчеркнуто-тепло, как бы с вынесенной в эпиграф душой, именно поэтому хочется написать о ней нарочито-отстраненно, с душой, растворенной в тексте...

Автор: Владислав Сикалов

Руслана Лыжичко всегда принимает журналистов подчеркнуто-тепло, как бы с вынесенной в эпиграф душой, именно поэтому хочется написать о ней нарочито-отстраненно, с душой, растворенной в тексте.

Она начинала на год-два позже четверки БППК (Билык-Повалий-Пономарев-Кравчук) и добилась сумасшедшей известности во Львове, около Львова и вокруг Львова. К сожалению, Киев пока не взят: здесь ее знают как хорошую, но маргинальную певицу - что-то вроде броской, запоминающейся карандашной записи на полях основного текста. Пока Киев тешится «имиджевой» поп-культурой и пока ему близок «имидж-миф», искусственно созданный и поддерживаемый, Лыжичко здесь останется в тени. Поскольку она предлагает совсем иное: свободный, естественный образ, лишенный всякой искусственности, вычурности, по типу: «на сцене я такая же, как в жизни». Сцена и жизнь действительно переплетаются. Как-никак, «народный» образ предполагает более или менее бурную общественную деятельность. В августе-сентябре Руслана планирует выступить во всех десяти хоть сколь-нибудь сохранившихся замках, основные из которых - Каменец-Подольский, Ужгородский, Золочивский, замок Потоцких во Львове. Проведению этой акции всячески способствует уникальнейший человек, знаток и ревностный защитник старины, президент Национального комитета международного совета музеев при ЮНЕСКО, член Совета по вопросам сбережения национального наследия при Президенте Украины Борис Григорьевич Возницкий.

Тур по замкам будет иметь благотворительный характер, и собранные средства пойдут на реставрацию наиболее старых укрепительных сооружений. Реставрировать, конечно, есть что. И тут Руслане нужно отдать должное. Из приблизительно 600 замков, существовавших в Западной Украине, действуют только 10. Да и те десять в страшном состоянии. И понятно, почему: о каком состоянии может идти речь, если при советской власти в одном был гараж для машины главврача; в другом - туберкулезный санаторий, где древние картины были содраны, повернуты лицом к стене и пущены на обивку клуба для красноармейцев; в третьем было ПТУ, выпускавшее трактористов...

Но вернемся к Руслане.

Этот милый, трогательный образ настолько органичен, что кажется спонтанным, хотя на самом деле, не исключая предрасположенность певицы ко всему романтическому, он, конечно же, глубоко продуман и тщательно выверен. Ведь кому как не Руслане, создающей аудиорекламу для передовых фирм и способной продюсировать саму себя на вырученные деньги, знать, что имидж любого поп-исполнителя, претендующего на успех, просчитывается на несколько ходов вперед и что самый простой расчет легко выявляет зияющую пустоту, вакантное место, незаполненную нишу. После трех основных, но уже поднадоевших и затасканных личин поп-сцены (имидж, включающий кошачью, «от чресел» сексуальность; имидж «дорогой женщины», «гранд-дамы», коньячно-сигарной, лимузинной, слегка джазовой; наконец, образ рафинированного декадента), уверенно наступает эпоха беззащитных, солнечных, сказочных, непрестанно влюбленных и все равно упрямо влюбляющихся мальчиков и девочек. Далекие, недосягаемые, «звездные» обывателю надоели. Теперь и только теперь спросятся те, кого можно потрогать рукой.

Взгляните: у нас эта ниша может быть, только на одну восьмую заполнена. А спрос велик. И первой была Руслана. «Принцесса из сказки». И в этом ее изумительный стратегический прорыв.

Комплименты - что пряники. Их раздают быстро. Теперь скажем главное. Все дело в том, что выступать естественным, играть самого себя, а тем более быть самим собой на сцене - труднее всего. И не каждому под силу.

Да и не всегда нужно. Естественность, душевная обнаженность, очевидно, предполагают некую внутреннюю, духовную борьбу, происшедшую ранее и оставившую не то что рану, но, по крайней мере, надрыв или надлом, в результате чего за дверью, которая открывается перед нами, мы видим не набор обыденных предметов, а нечто ценное и уникальное, сформировавшееся в этой борьбе, - то, что, собственно говоря, и придает сценической естественности значимость и смысл. В противном случае целесообразна маска: ее можно изготовить и расписать любыми красками без особого труда, и уж по крайней мере это легче, чем проделывать то же на себе. По живому.

Руслане свойственны открытость, честность, искренность, доходящая до простодушия, доброжелательность и добропорядочность. Но за этим набором положительных качеств нет чего-то главного - фона, что ли (так любые, даже мастерски выписанные предметы на картине рассыпаются без фона), а может, противовеса (или противоречия) или, скажем, не чего-то общего, а некой частности: какого-то неуловимого момента, незаметной детали, пусть аксессуара, - того, короче говоря, что в конце концов и подняло бы откровенность до уровня откровения. А так - у певицы есть все: сильный, открытый, чистый голос, хорошие музыканты и инструменты, камерный оркестр «Виртуозы Львова», хор «Евшан», рок-группа «Клуб шанувальників чаю», великолепная студия, свет, звук, оформление сцены от «Zinteco», одежда от молодого модельера Руши Поляковой...

Кроме того, отдельно существует вопрос - и я думаю, певица понимает его актуальность - о слушательском контингенте. Пойдите на любой концерт Лыжичко и задайтесь вопросом: кто реально будет слушать ее музыку на кассетах и дисках? На сегодняшний день все знают, как она нравится детям. А дальше что? Для рядового любителя попсы эта музыка слишком серьезна. Для почитателя серьезной музыки - чересчур уж просты мелодии. Любителя арт-рока будет раздражать чудовищная предсказуемость каждого музыкального хода. Слушатель музыки «соул» удивится, к чему там народные инструменты: флейты да кожаные барабаны. В свою очередь, собиратель этнических мелодий будет поражен слишком вольным, если не грубым обращением с ними. Таким образом, гипотетически потенциального слушателя Русланы трудно вообразить. Но эта проблема - не более чем еще одно облачко, которое с легкостью может унести звонкий ветер.

23-24 мая был двойной праздник. Профессиональный: наконец-то Руслана выпускает первый студийный альбом «Мить весни», к нему - другой live-альбом «Кращі концерти Дзвінкого вітру» и объявляет начало того самого тура по замкам Украины. Личный: день рождения Русланы. Ей исполнилось ... лет. Лебедь и его отражение в пруду.

С момента предыдущего паломничества киевских журналистов во Львов прошло полгода. Тогда, слушая Руслану, почти все чувствовали неловкость перед будущим: то, что она представила, могло очень быстро стать пародией. Четко стояла мучительная необходимость что-то изменить. Уж очень навязчиво звучали в текстах советы, и такой же навязчивой была проповедуемая доброта. И вот в этот раз маленький концерт, данный прямо после пресс-конференции, оставил ментоловый холодок удовлетворения в груди. Мелодии несколько утратили привкус сектантских песенок (из тех, что, раскачиваясь, поют белозубые негры из «Церкви Христа»), они стали интенсивней и напористей, чище и жестче, усложнились аранжировки, усилилась ритм-секция, составленная из бьющейся в лад, как здоровое сердце, бас-гитары да двух перкуссий: латиноамериканской и гуцульской.

Иной раз кажется, мгновение отделяет нас от рождения большой, настоящей, мощной певицы. Но, может статься, одной весны для этого будет мало.