UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОЗОВЫЙ КУСТ РАСЦВЕЛ СРЕДИ ЗИМЫ

«Я заслужила право говорить и быть услышанной». по мотивам известной сказки - Это необыкновенный куст, господин советник...

Автор: Ирина Бурлакова

«Я заслужила право говорить и быть услышанной».

по мотивам известной сказки

- Это необыкновенный куст, господин советник. Сначала на его ветках появились бутоны, совсем еще маленькие, бледные, с розовыми носиками. Потом они развернулись, расцвели, и вот цветут, господин советник, цветут и не отцветают. За окнами зима, а у нас лето.

Е. Шварц «Снежная королева»

Раннее утро. Кухня (вечный интерьер у славян для интервью, посиделок и разговоров) у Любы дома. Мирно пью кофе под настырное гудение холодильника старого советского образца. Люба готовит завтрак своим двум сыновьям, мальчикам уже не маленьким (19 и 17 лет). По ходу говорит:

- Если бы я не была актрисой, то стала бы политиком. Мне

предлагают баллотироваться в депутаты.

- А если бы прошла, выдержала бы?

- А что там выдерживать? Я сейчас больше выдерживаю, чем депутаты любые, вместе взятые. Потому что, не будучи депутатом, я решаю такие вопросы, которые депутаты бы не решили.

И это правда. Решать ей приходится много. И у нее получается. Получается уже шестой сезон держать свой театр «Браво» на высоком духовном и профессиональном уровне. Получается оставаться хорошей актрисой на сцене собственного театра. Бороться за новое здание театра, сделать в нем ремонт на собственные деньги и за короткий срок. Собрать подписи на одном листе бумаги несопоставимые: левые - правые, друзья - враги. Но для нее они все - друзья, к каким бы партиям и блокам они ни принадлежали. Получается выступать в защиту гонимого бывшего влиятельного городского лица. Быть президентом общественного фонда «Наш Киев», вице-президентом фонда Роговцевой «2000». Заниматься благотворительностью, вывозить спектакли в детские дома, дома престарелых. Входить в Федерацию спорта. Помогать Дерюгиным с регистрацией их клуба. Получается собрать вокруг себя единомышленников, талантливых актеров, режиссеров и готовить на данный момент две новые премьеры. И еще мечтать поставить сногсшибательное благотворительное для детей и взрослых зрелище по сказке «Снежная королева», где в главных ролях будут заняты дети вместе с профессиональными известными актерами.

И все это - деятельность и жизнь одного человека, нашей с вами современницы. Но чтобы все это понять и охватить, мне нужно пойти по стопам ее мечты. И рассказать вам сказку. Так будет проще поближе познакомиться с нашей героиней.

СКАЗОЧНИК: Сегодня я буду показывать сказку... Моя сказка - я в ней хозяин. И самое интересное то, что придумал я пока только начало да кое-что из середины, так что, чем кончатся наши приключения, я и сам не знаю!

Как же это так?

А очень просто! Что будет, то и будет, а когда мы дойдем до конца, то узнаем больше, чем знаем. Вот и все!..

Нет, не все, ребята. А только начало. И будут у нас, как в любой сказке, и разбойники, и друзья, и препятствия, и борьба, и победы, и балы, и даже счастливый конец.

Трудно полностью рассказать человеческую жизнь. Поэтому и сказка наша будет состоять из фрагментов, эпизодов, штрихов, диалогов, историй, воспоминаний, склеенных вместе, как кусочки льда, из которых мальчик Кай пытался собрать слово «Вечность».

СКАЗОЧНИК: Эта сказка и грустная и веселая, и веселая и грустная.

В одном теплом южном городе жила-была девочка Люба. Может быть, с косичками, может, просто с бантом. Хотела быть врачом - в детских играх всех лечила. Потом - модельером, всех кукол обшивала и себя. И засматривалась в зеркало, как это делают все девочки. Читала сказки и не только. Настольной книгой был «Овод» Войнич. Росла. Отрочество. Рыдала над муками Наташи Ростовой. Юность. Восхищалась актрисой И. Скобцевой в фильме «Война и мир». Увлекалась философией. Три курса изучала ее в университете. А потом поняла, что слишком энергична и темпераментна для философии. И поступила на кинофакультет. Пришла молодой актрисой в театр русской драмы им. Л. Украинки. Играла не главные роли и даже не вторые. Вышла замуж за звезду футбола. Родила сыновей. Развелась. А роли в театре - те же. Страдала невостребованностью, нереализованностью себя. Встретила свою любовь. И новый муж (принц) увез любимую жену в свадебное путешествие за тридевять земель. И вроде все шло хорошо. И многие женщины (принцессы) на этом останавливаются и счастливо процветают в семейном гнездышке. Но именно в чужой стране Люба поняла, что это все не для нее. Стал чахнуть цветок ее души.

КАЙ: - Смотрите, как смешно, наши розы завяли.

БАБУШКА: - Розы завяли, какое несчастье!

Наверное Люба могла бы описать тот нелегкий период своей жизни словами Данте: «Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу».

Вот тут-то она и проявила свой сильный характер и недюжинную силу воли. Ушла в подполье. Исчезла с горизонта театра русской драмы. Пошла в бизнес. Заработала деньги. Вернулась, правда, на три месяца, в театр, но поняла, что работать там уже не сможет.

- Что помогло тебе выйти из подполья?

- Я поняла, что уже ушла вперед к своей цели - создать собственный театр, я знала, как сделать театр.

- Но для этого нужны были огромные деньги, связи?

- Нет, кучи денег не надо было. Больше всего надо было именно любви. И быть очень коммуникабельной, убедить, заразить своей идеей всех вокруг; доказать, что это нужно и что это возможно.

Сложно, но возможно.

БАБУШКА: - Он перекапывал его, посыпал землю какими-то порошками, он даже пел ему песни.

И вот после всех его забот благодарный куст расцвел среди зимы.

Обделенные финансированием, да и вообще вниманием сильных мира сего, театры еще живут, но с печальными стонами умирающих. Как бы там ни было, но среди «зимы тревоги нашей» театральной действительно расцвел розовый куст. Ей это удалось. Она взлелеяла свой розовый куст, свою мечту. И шесть лет тому назад в Киеве открылся новый театр, первый, и пока единственный, частный театр с названием «Браво».

Эпатировать публику - профессиональная стезя актера. Да, она своим поступком удивила всех. Равнодушных не осталось. Киевский театральный народ восхитился, позавидовал белой завистью. Серые обыватели решили: у богатых свои привычки; денег куры не клюют, вот и купила новую игрушку. Нувориши подумали, что за тупость вкладывать деньги в театр, если можно открыть ресторан или магазин?

Театральная несушка золотых яиц не несет, зато постоянно требует, чтобы ее кормили золотыми зернами.

Что это? Подвижничество? Энтузиазм? Героизм? Фанатизм? Или просто «сдвиг по фазе»? Сколько людей, столько мнений. Но для нее ее театр - это ее жизнь. Или ее жизнь - это ее театр. И где граница, неизвестно.

(В известной сказке не нашлось цитаты на театральную тему. Поэтому пришлось обратиться к афоризмам старого Китая):

«Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволяя дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой».

Я познакомилась с Любой четыре года назад, когда она готовилась ко второй премьере в своем театре - необычной комедии Алана Эйкборна «Убийственный и неповторимый», которую ставил режиссер Владимир Петров. Она была озабочена проблемой, искала декорации, вернее, их костяк - прозрачные невесомые перегородки для всех сцен. А я как раз сняла рекламный фильм о Броварском заводе алюминиевых конструкций. «Как? - всполошилась Люба. - Быстро едем на завод! Знакомь меня с директором. Он нам нужен как воздух». Поехали, познакомились, заказ был принят. Но подвели подчиненные. Премьера на носу, а декорации не готовы. И тут уже Люба пошла напролом. Снова - на завод. У нее такой склад ума, такая коммуникабельность и напор в решении вопросов, что она идет вперед, как «танк, увитый розами». И люди всегда ей спешат навстречу. «Красный директор» (монополист алюминиевой продукции в Украине) вызвал своих подчиненных и так хряснул кулаком по столу, что и мы с Любой подскочили. Команда была дана. И конструкции для декораций сделаны вовремя. Премьера спектакля не сорвалась. И был повальный аншлаг. И сам директор был званым гостем на премьере. И в душе своей гордился, что к этому театральному действу руку приложил. Это лишь одна из многочисленных историй о путешествиях «танка, увитого розами». Люба способна преодолеть любые препятствия, если это нужно для театра. И здесь она выглядит совсем не хрупкой слабой женщиной.

Цитирую известного театрального критика Сергея Васильева («День»), который увидел в ней «очевидное различие между Титаренко-антрепренершей, хваткой, грубоватой, жесткой, настырной, и Титаренко-тайной - одинокой, неприкаянной, уязвимой, застенчивой женщиной. Она отдает своему театру душу, делая это с каким-то неистовым энтузиазмом и зажигая им окружающих. Не раболепствует перед публикой, проявляет независимый гонор и художественное достоинство, не получая от государства ни копейки».

Репертуар театра поражает своим разнообразием и высокой художественной планкой. Это пьесы таких признанных драматургов, как Г. Ибсен, Ф. Саган, М.Дюрес, Н. Садур. Сейчас идут репетиции пьес Гуркина «Кадриль» и Т. Уильямса «Трамвай желаний».

Я люблю бывать в этом театре, в его новом помещении, маленьком, уютном, комфортном. Где весь интерьер и вся атмосфера, от вешалки и холла до зрительного зала и сцены, пронизаны духом творчества и созидания, живым духом театра.

Сидим с Любой за столиком театрального кафе. Разговариваем. Кто-то из работников бара шумно подвинул стул. Люба вскочила:

- Здесь - театр! Неужели нельзя двигать стулья тихо? В зале идет репетиция. Извини, давай продолжим. Ну что, я не права? А они на меня обижаются, что я на них кричу. Обо мне можно сказать, что я жертва барных и бухгалтерских разборок. Они не понимают, что в театре все подчинено театру прежде всего. Должна быть тишина. Очень тяжело переживает это Валера Сивач. Это мой преданный друг. Он для меня, как зеркало, как лакмус на все случаи жизни. Я могу и боль промакнуть, и желчь согнать. И он все мудро выдержит. Он понимает, что нужно мне сорваться. И в то же время может голос на меня повысить, вернуть в нужное русло. Очень талантливый человек. Театры, где он не играет те роли, которые мог бы делать на большую аудиторию, очень много теряют. В моем театре он в главных ролях практически во всех спектаклях.

Валерий Сивач: - Я считаю, что Люба совершила гражданский и творческий подвиг. Она могла пойти и другим путем. Ведь тогда все открывали рестораны, казино, бары, кафе. А она открыла театр. За свои деньги. Шестой сезон он живет и дышит. И Люба бьется сейчас, как рыба об лед. Брать налоги с театра - это же абсурдно. Театр прибылен для души, а не для кармана. Тот, кто закрывает сейчас театры, скоро будет открывать тюрьмы. Куда же мы идем?

Она последние свои деньги, последние свои нервы вкладывает в театр. И это неинтересно властям?

Хоть она и сильный человек, ей нужна помощь или хотя бы участие, интерес со стороны администрации города, района, министерства культуры.

На то, что делает Люба, надо смотреть не через недостатки, а через ее достоинства.

Ада Роговцева: - Люба очень интересный, духовно богатый человек. Создать частный театр в Украине в наше тяжелое время? Для этого нужно столько труда и энергии, что я просто удивляюсь, как это смогла сделать одна женщина. Я постоянно с большим интересом слежу за деятельностью Любы и ее театра. Хочу ей пожелать: Бог в помощь!

Да, частный театр - дорогое удовольствие. Но зато - каждый спектакль бенефисный, аншлаговый. И все звезды из разных театров на сцене. Каждую премьеру она делает как последнюю в своей жизни. Приглашает лучших актеров, дает им возможность спеть лебединую песню. Молодые актеры получают достойные роли и часто открывают себя впервые именно в этом театре. Никогда не берет пьесы только под себя. Например, «Привидения» Ибсена были взяты с расчетом на молодого актера Льва Сомова, - идеального Освальда, по мнению Любы.

Лев Сомов: - Люба - очень упорный человек. Дом надо сдвинуть - сдвинет. Другое дело, а надо ли? Она может умереть ради искусства. Но может и другим не дать умереть ради искусства же. Что здесь отсвечивает, грани алмаза или грани угля? Не знаю. Ясно одно - Люба очень полезный и нужный минерал. Но совсем неоднозначный - и на груди нельзя носить, и печку не растопишь. Но она делает театр, а это - святое дело. Такие как она, Митницкий, держат театр в живом теле. Люба ведь тратит свои деньги не на БМВ, а могла бы. Она дает работу актерам тогда, когда вокруг все рушится. Платит небольшие деньги, но стабильно.

Она создала театр. Кому у нас запрещено создавать театры? Сказали бы мне: «Сомов, у тебя полный Киев друзей, создай свой театр «Бис», допустим». Но нет. Я не такой сильный, как Люба. Она сама не знает, кто она - директор, актриса, строитель, продюсер? То, что она сделала театр, новое здание, перевесит все ее пороки, если они есть.

Да, Люба не ставит себе цель заработать миллионы. Она заработала большее, но это не исчисляется в денежных знаках. У нее была мечта создать свой театр и она это сделала. Воплотила в жизнь Соломонову мудрость: «Человек должен быть счастлив при своем деле». Так что перед вами счастливый человек.

- Люба, когда у тебя наступает рассвет в душе? Когда ты чувствуешь себя счастливой?

- Только когда репетирую и выпускаю новый спектакль. Когда меня слушают и уважают. Я заслужила право говорить и быть услышанной. Конечно, нравится, когда к тебе прислушиваются и твоим мнением дорожат.

- А есть у тебя любимая роль или мечта о роли?

- У меня каждая роль любимая, когда я выхожу на сцену, обращаюсь к своему, пусть даже одному зрителю среди полного зала, который будет влюблен в мою героиню. Театр - это откровение души, откровение сердца, это - боль, глаза в глаза. Нужно, чтобы глаза твои зритель видел. Я, когда работаю на сцене, вижу у этого человека напротив столько боли в глазах. Что я ему играю, когда он лучше меня знает? Практически нет ни одного человека на планете, у которого нет своей личной трагедии в жизни.

- Есть мнение, что известность - это не главное в жизни, а главное - это богатство и уверенность в себе. Что для тебя главное в жизни?

- Для меня главное - чтобы в мое дело поверили люди. А это не так просто рядом с такими «акулами», академическими национальными театрами, которым и 100, и 70, и 50 лет. А мы же - просто дети, которые учатся ходить. Но мы дали бой и выиграли. В некоторых случаях на все сто процентов. Так как талантливые актеры, режиссеры из разных театров, разных школ, всегда несут с собой успех. Вот почему главное для меня, чтобы мое детище было признанным. Чтобы люди были влюблены в него так же, как я его люблю. Но в любом случае, без единомышленников, актеров, друзей, людей, которые со мной работают, я бы не потянула. Нельзя одному человеку тянуть такой крест. И я очень благодарна моим друзьям за помощь, участие и поддержку.

СКАЗОЧНИК: - Я свободен, я шагаю по дороге. Все идет отлично. Советник испугался. Там, где дружба, верность, горячее сердце, ему ничего не поделать.

- «Мне очень многие помогают. У меня только 30% основано на личных деньгах. А так мне помогают бесплатно. Они не меценаты или спонсоры, они просто мои друзья. И это не значит, что это мой любовник, или моя «крыша», или как там еще говорят.

Люба очень любит слово «хозяйка». Как сказал Моисеев, художественный руководитель Молодого театра, когда ему задали вопрос, трудно ли работать с актрисой Титаренко: «Нет, с актрисой легко, а вот с хозяйкой трудно. Она неуправлямой бывает». Да, она такая. Иногда срывается, показывает свой характер. Но ее прощают. Она не считает, что всегда права. Может выслушать и изменить свое мнение. Но уж если она права, ее не переубедит никто. Она доказывает свою правоту только делом:

- Мне сложно бывает. Часто я бываю сильнее людей, которые рядом со мной. Но разногласий с актерами у меня нет, ведь никто не зарекался идти до конца с тем или иным человеком. Мне Борис Савлохов помогает. Но дружба наша не зиждется только на деньгах, абсолютно. Он многим помогает актерам, ученым: дает им деньги, издает книги. Но они дружеские чувства проявляют наедине с ним. А вот если выступить на ТВ, в прессе, даже боятся сказать, что он помог. Кому-то просто выгодно выливать много грязи на определенных людей. Борис, в отличие от других, молчит. Но флаг национальный украинский на Олимпиаде поднимается и благодаря ему тоже (я бы просила, чтобы это оставили в газете). Я в дружбе всегда иду до конца с теми, с кем дружу по-настоящему.

Мне Борис Савлохов описал Любу так: «Она - тигрица. Храбрая и волевая. Очень сильная и много работает. Захочет, всего добьется. Но больше всего уважаю ее за то, что она никогда не предает своих друзей. А это - самое главное в жизни».

Друзей у нее много. И очень разных. После спектакля ее уже ждут с цветами, с шампанским, с добрыми словами.

Актер находится в своем времени, которое оставляет на нем отпечаток. Отсюда и увлечение политикой. И друзей много из политиков:

- Я очень уважаю Мороза, Марчука, Онопенко. Для меня это личности с большой буквы. Давно дружу с Григорием Омельченко и его семьей, часто с ним советуюсь. Глядя на него, стремлюсь быть сильней, умней и мужественней.

- Люба, если прослушать твой телефон, тебя можно назвать Мата Хари или Агентом 007, с кем ты только не общаешься...

- (смеется.) Когда из-за борьбы политической у меня забирали здание, мной занималась и прокуратура, и администрация Президента. Да, по телефону я могу разговаривать и с генеральной прокуратурой, и с администрацией, и с Борисом Сослановичем, и тут же с Григорием Емельяновичем, и с Косаковским гонимым, и с теми, кто у власти. Потому что я человек не конъюнктурный, вне группировок, вне партий. У меня со всеми хорошие отношения.

Но не всегда длится праздник как в жизни, так и на сцене. На сцене актер проживает чудесные жизни, уникальные судьбы. но они длятся несколько часов и завершаются в стенах театра. Актер, сойдя со сцены, становится самим собой. Заканчивается шампанское, расходятся по домам друзья. И актер остается самим собой и часто одиноким человеком. Наша героиня была когда-то не одна: любимые, мужья. А сейчас, как она сама говорит, ее личная жизнь нулевая.

ГЕРДА: - Вот теперь-то я понимаю, что такое - одна. Никто мне не скажет: «Что с тобой? Почему ты такая грустная?» Когда встречаешь людей, то все-таки легче: они расспросят, поговорят, может быть, даже накормят.

- Люба, есть такое определение одиночества: да, я один, но очень густо населен в себе самом.

- Во мне много всего: идеи, планы, замыслы. Но все равно, я безумно одинока. Я не одинока только днем, вечером. Пока с людьми, меня всегда много, я в разных местах. Но ночи у меня страшные. Помнишь, как говорит в «Круге» моя героиня леди Китти: «Я часто лежу по ночам и... хохочу до слез над собой, когда подумаю, как странно сложилась моя жизнь?» Чем большего я добиваюсь, тем более я одинока. Как в песне: «Не привыкать к роли смешной быть всегда одной». Я убеждена, что это плохо. С возрастом человек не должен оставаться один в личной жизни.

- Но ведь все было? Я помню записки, которые ты находила в кухне в самых неподходящих местах. С объяснениями в любви, шутками, напоминаниями о себе, когда он был в командировке.

- Да. Мне было плохо тогда, Игорю плохо. Мы как бы спасательный круг друг другу бросили. Первый брак у меня был случаен и скоротечен. А второй, с Игорем - как говорят: «она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье». Все было хорошо сначала. Дети его очень полюбили, привязались к нему. Но пелена проходит, реальность остается и расставляет свои акценты. Он оказался очень слабым человеком.

- Как сказала твоя героиня леди Китти: «Во имя любви приходится идти на жертвы, особенно когда осознаешь, что любовь не длится вечно. Трагедия любви не в смерти и не в разводе. Она способна преодолеть и то, и другое. Трагедия любви - в приходе охлаждения».

- Очень правдиво. Я сама оформила развод. Отрезала концы. Дала интервью на всю Украину, чтобы о нем не думали плохо. Я сама поняла, анализируя все это, что со мной даже сильному мужчине трудно находиться. Но семейный уют я очень люблю. Мне, отыграв спектакль, так нравится бывать в гостях у Русалиных Милы и Кости. Это очень симпатичная семья, у них три девочки. И лежу я у них, отдыхаю, кругом дети, кошки, попугаи. У них все живое в доме приживается. Это вот тот идеал, когда и хорошо живут, и вместе работают (известная фирма «Топ-Транс»), и рожают детей, и любят людей, и никогда друг на друга голос не повысят, несмотря на усталость и занятость. Я ими просто восхищаюсь. Поэтому любовь очень нужна. Особенно сильным людям. Всегда должен быть кто-то рядом. Но я считаю, что чем быть с кем попало, лучше быть одной. А любви, конечно, всегда хочется.

ГЕРДА: - У него было ледяное сердце. Но я обняла его, плакала, плакала, - и сердце его взяло и растаяло.

Любовь. Кто может описать нам раздвоение в любви лучше поэта? («Никто, в наших письмах роясь, не понял до глубины, как мы вероломны, то есть, как сами себе верны».) В любви каждый из нас верен себе. Однажды Люба рассказала мне историю. Все мы любим рассказывать истории. Лишь бы нашелся слушатель. Послушайте и вы.

- Представляешь, что со мной произошло? Такая смешная история. В одном ночном клубе мне очень понравился один симпатичный человек. А вокруг него модели, манекенщицы крутятся. Ох, куда уж мне! Я со своими сыновьями там. Но нас кто-то представил. И мы стали танцевать. Один час, второй. Уже сын мне кулак показывает. А мы все танцуем, он от меня не отходит. Я думаю, ну и разошлась, надо уходить. Я ж не девочка уже отплясывать всю ночь. Попрощались. Он провожает меня домой. И охрана с ним, он, оказывается, известный человек в Киеве. К чему веду? Зашли мы с ним в подъезд, как школьники, стали целоваться. Представляешь, у меня, как у девчонки, крыша поехала. Это был самый прекрасный поцелуй у меня за последние пять лет. А через три дня я попадаю к нему на прием, не зная, что к чему. Я вообще не знала, кто он. Представляешь мое положение там на деловом приеме? Вся эта история как сон, и грустный, и смешной, и нежный...

ГЕРДА: - Что это за музыка?

ВОРОНА: - Это просто сны придворных дам. Им снится, что они танцуют на балу.

Люба: - Мне постоянно снится один и тот же сон. Что я летаю. Над прекрасными облаками. Это отлично, значит я еще расту. А однажды мне полгода этот сон не снился. Я болела душой, это было до развода. А вот сейчас, когда больно, одиноко, сон этот все равно снится. Я поняла, что все в порядке. Я летаю. Иногда бывает, что падаю в пропасть. Но вылетаю оттуда все равно. И даже во сне не кто-то мне руку подает, а я сама, как опытный водитель, нажимаю нужную педаль. Значит, впереди все будет хорошо.

- Люба, а что тебя держит в этой жизни? Есть у тебя твой жизненный стержень, как ствол у дерева?

- Я сама себя держу. Земля меня держит, небо держит. Я люблю дождь. И когда мне тяжело, вот уже край, и жить не хочется, почему-то всегда идет дождь. Он как бы все смывает и можно дальше жить.

И еще, у меня философская натура, я думаю, боже мой, да что же я, ненормальная? Зачем мне сильно расстраиваться? У меня есть театр. У меня живы родители, живы дети. Я очень здоровый человек. А когда у человека здоровый организм, у него и здоровые мысли. Ствол мой - мое крепкое здоровье. А еще - ведь у меня много нерешенных вопросов. На кого же я их оставлю? Мне сейчас сложно, потому что, чем большего я достигаю, тем больше я должна вкалывать. Критерий у меня к себе очень высокий. И каждый раз, после новой постановки меня спрашивают, а что дальше?

А дальше - жизнь. И живет героиня нашей сказки будущим. И думает: сегодня тяжело, но завтра будет лучше.

- Я - романтик. И хочу, чтобы все вокруг было красиво и весело. Я верю в то, что ко мне прилетит синяя птица, и будет принц. Я верю, что все будет хорошо. А если о личном, то мне хочется полюбить и быть любимой. И хочется, чтобы меня мои дети понимали.

А мне хочется, что бы вы, ребята, полюбили главное действующее лицо моей так называемой сказки. Или чтобы она хотя бы не оставила вас равнодушными. Ведь она была так откровенна перед вами. Я за это ей очень благодарна. И надеюсь, что вы не разрешите себе быть равнодушными, холодными по отношению к другим, не замкнетесь в своем ледяном мире, чтобы к вам не пришлось обращаться подобно Герде:

- А ты сидишь, и сидишь, как будто на свете нет ни детей, ни взрослых, как будто никто не плачет, не смеется, а только и есть в мире, что эти кусочки льда. Ты бедный, глупый Кай!

Кто же она такая, эта Люба Титаренко? По одному из восточных календарей она - голубая роза. Конечно же, с шипами. И конечно же, ей приходится постоянно доказывать, что она не бумажная, а живая, не холодная, а горячая. По своему году рождения она - дракон. А дракон - это персонаж карнавальный. Поэтому Любу хлебом не корми, а подавай карнавалы, балы, зрелища.

По календарю друидов она тополь. Это ее талисман. К этому дереву она может прислониться, обнять и набраться сил. Одним это нравится и навевает поэзию: «А бывает, проснешься - в тебе звездопад, тополиные мысли и листья летят». У других же легкий воздушный тополиный пух вызывает аллергические реакции: «не обремененная правительственными наградами», как определила Любу одна бульварная (в самом прямом смысле этого слова) газета. Если нет наград, значит, у правительства глаза временно замылены более важными насущными делами, а Любе Титаренко сейчас вполне хватает оберемененности громадным зрительским успехом.

Она будет играть роль Снежной королевы в своей постановке на сцене собственного театра. Но в жизни она - королева не в мантии и не с короной на голове, а королева своей воплощенной мечты и надежды.

Я не пою дифирамбы. Это не мой стиль. Люба Титаренко - разная, очень разная. Для одних - плохая, для других - хорошая. Но, по большому счету, кому интересны амебы или инфузории-туфельки? Разве что узкому кругу специалистов с микроскопами в руках. А человек, да еще актер, всегда противоречив. Он - один и тот же и он - многообразен, ведь сколько душ от всех ролей и персонажей живет в его теле. На протяжении всего ее жизнеописания она была представлена чем угодно. Она и «танк, увитый розами», и тополь, и голубая роза, и тигрица, и уголь и алмаз. А эпитетов, синонимов и антонимов - просто заросли из них выросли. Она шумная, экспансивная, напористая, сильная, чрезвычайно самоуверенная, нарочито прямолинейная, хваткая, грубоватая, жесткая, настырная. И одновременно - тайная, загадочная, одинокая, неприкаянная, уязвимая, застенчивая, обаятельная, нежная, хрупкая, симпатичная, красивая женщина.

Вот вам и фунт изюма. С косточками внутри. Можно насладиться, но можно и зубы поломать. Но ведь мы с вами тоже не лыком шиты. Вспомните-ка, ребята, ваши тайные мысли, о которых вы даже маме родной не расскажете. Что, мороз пошел по коже? Но не волнуйтесь. Вы в этом не одиноки. Вас успокоит мой любимый писатель Сомерсет Моэм: «Зная, что тайные мысли свойственны всем людям, мы, по-моему, должны быть более терпимы и к себе, и к другим. А кроме того, к своим близким, даже самым знаменитым и респектабельным, лучше относиться с юмором, да и самих себя не принимать слишком всерьез».

P.S. Сейчас открылся театральный сезон. Приходите в театр «Браво». Поднимется занавес, и вы сами все увидите. И унесете с собой тепло этого театрального очага. И может быть, вспомните детство и мамины сказки. А когда вернетесь домой, вас будет ждать сюрприз.

СКАЗОЧНИК: - Вы пришли домой. И друзья ваши ждали вас, и розы расцвели к вашему приходу, а советник и королева удрали, разбив окно. Все идет отлично, мы с вами, вы с нами и все мы вместе. Что враги сделают нам, пока сердца наши горячи? Да ничего! Вот и все, ребята. Занавес!