Багряным листом, неистовством всех возможных цветов катится Карпатами звенящая осень. В ней - бесконечность синего неба и горных вершин, вечный говорок горных рек. Это неистовство огня и необозримой красоты карпатского края воссоздавали на своих немеркнущих холстах Иван Труш, Николай Бокшай и Елена Кульчицкая. Неудивительно, что эта щедрая земля породила целые поколения талантливых живописцев, вдохновенных творцов красоты, признанным центром которых стал город Косив.
С древних времен известны здесь искусства гончарства и резьбы, ковроделия, вышивки и шитья золотом и серебром, со свойственным им богатством локальных особенностей. Из поколения в поколение передавались секреты творчества народных мастеров, потомками сохранялись традиции украинского народного творчества - разнообразие вышивок и орнаментов, неповторимость палитры Гуцульщины, виртуозность изделий из кожи. Не зря Косив стал признанным центром гуцульского декоративно-прикладного искусства. Его неповторимость обусловлена исторической судьбой этого региона. Поэтому и культура народа, сохраняя общеукраинские особенности, имеет локальные отличия.
Семья Корнелюков известна и уважаема в этом краю. Она охватила целую плеяду мастеров едва ли не всех разновидностей народных промыслов. Ныне старейший в семье - Николай Корнелюк, которому исполнилось пятьдесят пять лет, репрезентует традиционную гуцульскую одежду, весь ансамбль которой проектирует и изготавливает он сам. О себе мастер говорит, что работает без выходных и отпусков. Ведь работа дает жизненную энергию. Свое предназначение видит в том, чтобы дарить людям красоту родного края, приносить им радость, оставить после себя добрый след. Пошив сермяг, кептарей, сардаков, а также всю вышивку, инкрустацию мастер выполняет тщательно, по старинным образцам. Он также владеет секретами пошива всего разнообразия женских и мужских головных уборов - это широкополые шляпы, короны, чильца, баршуки, закочанки, довбушевки. Поражает, с какой тщательностью выполнены Николаем Корнелюком в 1970 году кожаные постолы тисненые, с пробивкой. А тканые постолы 1984 года изготовления кажутся настоящим произведением искусства, а не изделием повседневного употребления - из шерсти, хлопка, отделанные бисером, люрексом, блестками, мастерской вышивкой.
Своим наследникам, как непревзойденные образцы прошлого, завещает мастер традиционные свадебные меховую безрукавку и штаны, при изготовлении которых использованы техники снования, ткачества, пошива, не говоря уже об отделках, требующих огромного кропотливого труда. А об уважении к нему в этой семье свидетельствуют семейные вещи - бережно сохраняемые нынешние экспонаты выставки. Это сундук, изготовленный Петром Корнелюком в 1882 году, тесаный, резной. Женский сардак Татьяны Корнелюк, изготовленный в 1912 году. А вот портянки работы Федоры Корнелюк в 1923 году и ею же освященная свадебная манта 1928 года для жениха. Эти и многие другие вещи, сделанные непревзойденными мастерами прошлого всех возможных видов народного искусства Гуцульщины, бережно хранятся в семейном музее Корнелюков в Косове.
Экспозиция постоянно пополняется, ведь Николай Корнелюк известен как признанный этнограф родного края, неутомимый собиратель старины. Из самых отдаленных горных задворков, уничтоженных в последние десятилетия церквей, загубленных гуцульских хат Верховины спасены и бережно реставрированы драгоценные предметы, ныне хранящиеся в музее и радующие глаз посетителей со всего света.
Обе дочери Николая Онуфриевича - Мария и Ольга - признанные специалисты по изделиям из кожи, унаследовали семейную склонность. Корни одного из древнейших видов декоративно-прикладного искусства - отделки кожи - исчезают в седой древности. В Украине художественная отделка кожи наиболее распространена в Карпатах, ибо именно здесь сохранилось овцеводство. С древних времен горцы изготавливали из кожи ташки, тобивки, широкие мужские пояса - чересы, кептари, постолы, кошельки и другие вещи бытового назначения. Народные умельцы-гуцулы в течение веков изобрели немало способов художественной отделки изделий из кожи.
Мастерством отличается и вышивание Марии Корнелюк-Гривинской и Ольги Корнелюк-Слижук. Они демонстрируют богатство гуцульской вышивки и ее техник, которым свойственны четкая ритмика, яркость и простота, обеспечивающие естественную гармонию. Вышивальщицы этого края знают до ста швов. Лучшее в технике вышивания в течение веков оставалось и передавалось следующим поколениям народных мастеров, а случайное и несовершенное - отсеивалось. Так со временем рождалась волшебная гармония содержания и формы, орнамента и средств его создания, восхищающая нас в работах вышивальщиц семьи Корнелюков.
Всеми цветами Карпат сияют гуцульские украшения мастериц - герданы, силанки, заколки из бисера, кораллов, цветистых шелковых ниток. Орнаментика, используемая для их изготовления, также пришла из древних времен, она созвучна вышивкам Прикарпатья, но имеет свои яркие особенности, ведь украшения использовались как талисманы, их надевали к определенным событиям.
Муж Ольги - Василий Слижук также работает с бисером. Его работы отличаются собственным стилем, колоритом. Об огромных возможностях импровизации в традиционных формах свидетельствуют изготовленные им головные уборы. Его родственник Петр Гривинский, муж Марии, занимается художественной керамикой. Народное творчество прошлого стало неисчерпаемым источником творческой силы для современного художника-керамиста. Удачно используя традиции местного гончарства, он создал целую художественную галерею портретов исторических лиц, земляков-гуцулов, а также прекрасные композиции декоративной росписи.
Национальный банк Украины поддерживает труд народных мастеров ради сохранения и развития традиций искусства Гуцульщины. Ведь оно является той жемчужиной, без которой невозможно представить украинское народное творчество в целом. Воссоздавая все лучшее из прошлого, народные мастера современности творят новые произведения, которыми обогащается сокровищница украинского народа.