UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ПЕЧАЛЬ

Самый первый концерт в новом году в Национальной филармонии дал камерный ансамбль «Украинские акварели» (художественный руководитель — заслуженная артистка Украины Анна Середенко, фортепьяно)...

Автор: Елена Дьячкова

Самый первый концерт в новом году в Национальной филармонии дал камерный ансамбль «Украинские акварели» (художественный руководитель — заслуженная артистка Украины Анна Середенко, фортепьяно). И хотя он состоялся 2 января, программа вечера посвящалась Рождеству. Произведения западноевропейских композиторов эпохи барокко чередовались с опусами современных украинских авторов. В контексте праздника такая структура напомнила об одном популярном мотиве рождественских притч.

Дух Рождества Прошлого пришел через трио-сонаты
Й.-С.Баха, Е.Ф.Далль’абако, Г.Персела и Ф.Куперена. Как и полагается, он разбередил самые сентиментальные струны души. В воображении возник снегопад, живой огонь в камине, свечи на столе, накрытом для рождественского ужина. Пожалуй, кроме характерной печали, в трио-сонатах трудно было выделить какую-либо еще черту, делающую их рождественскими. Хотя к миру музыкальной повседневности их также не причислишь — практически эта музыка не звучит «живьем», потому для наших ушей эта музыка остается в диковинку. Впрочем, трио-соната Куперена «Парнас или Апофеоз Корелли» стороной коснулась темы рождественских шарад и аллегорий. И дело не только в традиционных для праздника играх.

На концерте произведение Куперена исполняли с программной подтекстовкой — между крохотными частями ведущая рассказывала о действиях Корелли, который обживает прославленную гору муз и становится рядом с самим Аполлоном. Озвученный сюжет хорошо вписался в память и потому, уже после концерта, породил резкий диссонанс с рождественскими киноисториями, заполнившими на этой неделе телеэкраны. Здесь в большинстве случаев успех на работе трактуется как негативная противоположность душевным отношениям между родственниками. Карьера предстает антиподом Рождества.

Дух Рождества Настоящего на концерте предстал в Квартете для двух скрипок, альта и виолончели Ивана Карабица, «Трёх украинских акварелях» для скрипки, виолончели и фортепиано Владимира Губы и Первой сонате для скрипки и фортепиано Мирослава Скорика.

Как и в притчах, на концерте этот Дух был и остроумным (произведение Губы напомнило о гоголевском Рождестве) и трагичным одновременно.

Дух Будущего Рождества, самый страшный из трех, к счастью, дал о себе знать лишь косвенно. Обычно его урок связан с предстоящим одиночеством и забвением после смерти, которые подстерегают человека, если он не сойдет с неверного пути. Но в данном случае в нем не было необходимости. Зал был полон. Музыкантам «Украинских акварелей» — скрипачам Олесю Семчуку и Софии Сульдиной, альтисту Богдану Денисенко, флейтисту Игорю Тютюнникову, кларнетисту Олегу Заремскому, виолончелисту Владимиру Нору — в будущем одиночество явно не грозит. Что же касается рождественской печали, без неё блеск первой звезды не был бы таким желанным.