UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОМАНТИЧЕСКАЯ СИМФОНИЯ ПЕДАГОГИКИ

Когда Михаил Иванович Чембержи - ректор Киевской детской академии искусств - получил сообщение, чт...

Автор: Людмила Жилина

Когда Михаил Иванович Чембержи - ректор Киевской детской академии искусств - получил сообщение, что Американский биографический институт присудил ему диплом как «Человеку года-97», он поблагодарил зарубежных экспертов за высокую честь, но позже прокомментировал это событие спокойно и с некоторой долей иронии. Ректор не знал, откуда в Америке получили сведения о его деятельности - разве что многочисленные гости из США рассказали дома о созданном им уникальном учебном заведении, где с такой заботой выращиваются юные таланты.

А буквально в последние дни - еще одна новость: Михаила Ивановича, члена-корреспондента Академии педагогических наук Украины, избрали и членом-корреспондентом Академии искусств Украины. Но есть у него «железное» правило - успехам радоваться только сутки, а затем воспринимать их как вчерашний день, всего лишь как отправную точку последующего движения вперед.

Конечно, приятно, когда твои заслуги замечены обществом, но признание никогда не было его самоцелью. Просто все, за что ни брался, всегда стремился делать с любовью - в том первоначальном, не искаженном от частого употребления смысле слова, который предполагает глубокое и неподдельное волнение и в то же время суровую предопределенность, когда оказываешься перед выбором. Это позволяет ему спустя годы сказать: «Я счастливый человек, потому что всегда занимался своим делом».

Сегодня у Михаила Ивановича много друзей, коллег, единомышленников, которые стали влиятельными людьми. А начинать приходилось «с низкого старта», без поддержки сановитых родственников и знакомых. Но он всегда верил, что пройдет дистанцию. Может, потому, что рассчитывал только на собственные силы. Избрав музыку, не расстается с ней даже тогда, когда его - одаренного студента консерватории, который уже почувствовал вкус выступлений перед публикой и пережил первый творческий успех, на два с половиной года забрали служить в армию - нет, не в ансамбль песни и пляски, а в строительные войска, где - без каких-либо скидок для творчески талантливых - наравне с другими солдатами выполнял установленный командованием план. В конце дня хотелось просто упасть от переутомления, но шел в «каптерку», где удалось отремонтировать старенькое пианино, и после отбоя играл на нем, чтобы не потерять мелодии, которые, несмотря ни на что, рождались в его воображении.

Кто знал тогда, каким полезным окажется впоследствии это испытание? Зато теперь ректор чувствует себя на равных со строителями, обсуждая проекты сооружения новых корпусов академии - восьмиэтажного учебного, аудиовидеолазерозаписывающего комплекса, гостевого дома, где смогут разместиться приглашенные для чтения лекций профессора и участники будущих международных фестивалей, конкурсов, научных конференций и симпозиумов.

Не случайным оказался еще один поворот судьбы: уже после окончания консерватории он приходит в педагогику. Работал заместителем директора, а позже - директором музыкальной школы. И хоть приходилось решать множество организационных и хозяйственных проблем, всегда находил время для творчества. Выходили книги, пластинки с его музыкальными произведениями (сегодня на его счету уже семь авторских сборников), а сотрудники и не догадывались, что создаются они не в тишине композиторского кабинета, а в никогда не стихающем шуме коммунальной квартиры, в которой живет их директор. Наверное, Михаил Иванович по-мужски переживал невозможность обеспечить хотя бы элементарными удобствами свою жену - красавицу и умницу Наталью Борисовну, в которую влюблен… с четвертого класса школы, и своего сына, почти достигшего совершеннолетия в этом «мини-общежитии». Но всегда видел лишь один способ достижения как личного, так и общественного благополучия: умение работать увлеченно, самозабвенно, всегда достигая конкретного, «зримого» результата.

Его способности заметили, пригласили на государственную службу. Кто-то сочувствовал - мол, меньше времени останется для творчества. Другие завидовали: руководящая должность в Главном управлении культуры Киева - еще одна ступенька вверх. Но никогда Михаила Ивановича не привлекало кресло начальника как таковое - оно «весило» ровно столько, сколько открывало новых возможностей реализовать приобретенные умения и знания. Он предложил создать Комитет искусств, который бы в столице Украины профессионально занимался профессиональным искусством, заботясь об условиях для его наилучшего развития. Именно тогда появились Муниципальный духовой оркестр, Камерный хор «Киев», экспериментальный театр Валерия Бильченко, принято решение о присуждении ежегодной премии «Киевская пектораль», дан импульс деятельности Центра искусств «Славутич»…

Именно тогда начала приобретать зримые очертания и взлелеянная им в мечтах идея нового учебного заведения, где в неформальной комфортной обстановке, но в атмосфере очень напряженной работы (а именно ее считает признаком творческой профессии) воспитывались бы с юного возраста одаренные дети. Эта идея была подсказана педагогической практикой самого Михаила Ивановича (а он всегда имел класс в музыкальной школе, читал лекции в Институте повышения квалификации работников культуры), практикой его коллег, опытом организации гуманитарного образования в Европе, который он по крохам собирал.

Те, кому приходилось работать с Михаилом Ивановичем раньше, и его нынешние сотрудники отмечают, что он не просто умеет осуществить свой замысел, но обязательно вовлекает в орбиту своего увлечения и других людей. И, очевидно, без этой его черты не существовало бы сегодня Детской академии искусств. Потому что «повел за собой» М.Чембержи архитекторов и строителей, благодаря которым вырос на Оболони очень удобный и «теплый» по своему дизайну первый корпус академии, профессоров столичных творческих вузов, возглавивших деканаты и кафедры, талантливых музыкантов, художников и артистов, которые стали первыми преподавателями.

Это очень редкий дар - сочетать медитативно-расслабленное пребывание в «творческом полете» с четко выстроенной мыслью и волей к ее реализации, соединять талант композитора с талантом администратора, продюсера. Одна из написанных о нем статей называлась «Прагматические фантазии». Он же - не только фантазер, но и романтик, автор многих родившихся в эти три года существования академии красивых и трогательных традиций. В каком еще учебном заведении детей сопровождала первого сентября в классы духовная музыка? Где еще создана такая эстетическая среда, которая побуждает к постоянному духовному развитию? Художники и скульпторы за честь считают представить свои работы на выставках в Детской академии. Три раза в неделю здесь звучит органная музыка. И надо видеть, как воспитанники всех четырех факультетов - музыкального, хореографического, театрального и изобразительного искусства - буквально приникают к органу, переживая пока еще не совсем объяснимые для них высокие состояния. А сколько концертов, спектаклей, творческих вечеров здесь проходит! На украшенной скульптурами территории академии растут уже «садок вишневий коло хати» и каштаны, которые высаживаются каждый раз, когда начинает свой первый учебный год новое пополнение. Таких каштанов - три.

За четырнадцать лет учебы студенты академии (именно студенты, так как речь идет о первом в мире вузе для одаренных детей) будут получать непрерывное и по-настоящему качественное начальное, среднее и высшее образование. Это будет образование на самых высоких уровнях требовательности. Кроме специальных дисциплин по разным видам искусств, тут преподаются три иностранных языка, компьютерная грамота, всемирная художественная литература, психология. В академии создается своя социологическая служба, которая соберет банк данных о вакансиях и творческих профессиях, пользующихся особым спросом в обществе. Это даст возможность каждому из студентов вовремя переквалифицироваться или получить дополнительную специальность, которая позволит ему раскрыть все свои способности.

Уже сегодня ясно, что, создав Детскую академию искусств, Михаил Иванович Чембержи войдет в историю и украинского образования, и украинской культуры. Это вполне удовлетворило бы амбиции честолюбивого человека. Но даже при самой большой занятости он умеет находить время для создания музыки. Им написаны хоровые, инструментальные произведения, классический педагогический репертуар, используемый в школах, консерваториях, пединститутах. Широкую популярность приобрела его вокальная музыка, в частности многочисленные песни для детей и написанный сравнительно недавно романс «Ласточка» на слова Андрея Демиденко.

Отдельная страница в творчестве М.Чембержи - театральная музыка, в которой он стремится к философскому осмыслению жизни. Даже написанная для детского спектакля, предостерегающего от опасных игр с огнем, она имеет второй, глубинный, план: ведь детям нужно понять - огонь может стать факелом, который освещает путь, а может принести вред, если окажется в неумелых руках. А что уж говорить о музыкальном оформлении спектакля «Излучение отцовства» К.Войтылл, где речь идет о пути человека к Богу! Даже музыка для комедии «Дама-привидение» П.Кальдерона, осуществленной в театре «Колесо», привлекает своей многоплановостью, поисками философии музыкального ряда. Композитор считает, что любви без слез не бывает, так как она всегда связана с переживанием, и создал своеобразную «оптимистическую драму». Именно за эту работу народный артист Украины композитор Михаил Чембержи в 1995 году был удостоен премии «Киевская пектораль».

Однажды он сказал: «Я люблю свое дело, потому что им владею». И разве это - не подтверждение того, что романтизм и прагматизм, соединяясь и взаимо преобразуясь, способны дать то новое, во все времена человечеством уважаемое качество, имя которому - профессионализм?

В прошлом году Михаил Иванович играл Деда Мороза, который пришел к маленьким студентам с добрыми пожеланиями и подарками. Дети его не узнали - может, потому, что любят верить в сказки. Я не спрашивала, будет ли он играть эту роль в дни нынешнего новогоднего праздника: тайна должна быть тайной. Но и в реальной жизни Михаил Иванович напоминает сказочного Деда Мороза, который, вопреки всем трудностям, испытаниям и препятствиям, делает Добро. И как не пожелать ему, чтобы скорей осуществились все его прекрасные задумки, фантазии и мечты!