UA / RU
Поддержать ZN.ua

Роман Минин: "Арт-рынка в Украине нет!"

О Романе Минине говорят как об одном из самых успешных, топовых и самых продаваемых украинских художников. В частности, два года назад его работа "Генератор донецкого метро" была продана на торгах Sotheby's в Лондоне за 11,4 тыс. долл. Недавно в Америке он с успехом презентовал свой проект "Ковер обещаний". А вскоре представит большую выставку в Бельгии.

Автор: Екатерина Константинова

О Романе Минине говорят как об одном из самых успешных, топовых и самых продаваемых украинских художников. В частности, два года назад его работа "Генератор донецкого метро" была продана на торгах Sotheby's в Лондоне за 11,4 тыс. долл. Недавно в Америке он с успехом презентовал свой проект "Ковер обещаний". А вскоре представит большую выставку в Бельгии.

- Роман, недавно в интервью ZN.UA арт-дилер Игорь Абрамович рассказывал о том, что ваша работа "Ковер обещаний" в рамках американского конкурса в Гранд-Рапидс непроизвольно стала "контекстом" для Дональда Трампа во время одной из его предвыборных поездок. Расскажите об этом конкурсе, кто и с кем там соревнуется, чему и нам стоило бы поучиться у них.

- Город Гранд-Рапидс расположен недалеко от Детройта. Это город мастеров и студентов, гуманитариев, художников, дизайнеров. Такое чувство, что кроме них там никого нет. Город преображен в центр современного искусства.

Сам конкурс входит в ТОП-20 арт-событий Америки, которые надо обязательно посетить. Город, кстати, как раз и известен этим конкурсом (он проходит раз в году).

Вы не представляете, что вся инфраструктура города подчинена этому событию: насколько организован правильный менеджмент. Город получает прибыль от конкурса. Организованы дополнительные авиарейсы, хорошая реклама по всей стране.

Поэтому туда слетаются граждане со всей Америки. О масштабе арт-конкурса говорит хотя бы призовой фонд: около 200 тыс. долл. - главный приз.

Называю подобное арт-состязание - большими американскими горками. Когда все приезжают на своих трейлерах семьями: расселяются, ходят, смотрят. Если честно, то не ожидал такого количества зрителей. Это десятки тысяч.

"Ковер обещаний"

Композицию "Ковер обещаний" я придумал еще в начале 2016-го. 99% всего того, что я делаю, - это эскизы монументально-декоративных панно. И я просто-напросто воплотил в жизнь один из своих эскизов.

"Ковер обещаний" разместили в главном здании, на стеклянной стене. Это масштабная работа - 15 на 20 метров.

Все выглядело эффектно, красиво, заметно.

Благодаря "Ковру…" мы и попали в ТОП-25 художников конкурса. И столько автографов я еще ни разу не раздавал.

Дети ходили с тетрадочками, сами описывали концепцию понравившейся работы, брали интервью у художников, составляли свой личный ТОП. То есть учились потреблять искусство.

- Какие страны сегодня наиболее пристально следят за вашим творчеством и приглашают с выставками, с другими проектами?

- В ближайшее время нужно лететь в Брюссель. Там будет моя персональная выставка. После этого - Китай (но это достаточно абстрактно). А в Брюсселе представлю свои картины, скульптуру.

На данный момент начал экспериментировать со скульптурой, появилась такая возможность. Хотел бы делать некие барельефы на зданиях. Но пока приходится делать лишь эскизы работ.

В Брюссель также повезу эскизы. Все мои картины - это эскизы панно, которые "могли бы быть".

Ведь на самом деле в Европе, не говоря уже про Америку, искусство украинских художников представлено недостаточно. Хотя мир огромен. Но для того, чтобы в этом огромном мире появилось хотя бы понятие об украинской арт-индустрии, надо иметь большие мощности и "объемы" сотрудничества с мировыми дилерами.

Художники, которые, на мой взгляд, достойно представляют Украину в мире, - Interesni Kazki. Эта группа художников объездила весь мир. У них постоянные экспозиции. Они рисуют на домах. То есть им не нужно сотрудничать с определенными галереями, музеями. Им в каком-то плане легче: сколько висит та или иная их работа - столько это и работает на их имидж. Это существенно помогает с рекламой, их знают.

Меня в Украине более-менее знают. А если выехать за пределы страны - в Европу, Америку, то нужно начинать игру сначала.

- Уж как-то вы пессимистически настроены…

- Если сравнить мою повестку дня с повесткой дня европейских художников, то это, как говорят в Одессе, - две большие разницы.

Европейские коллеги живут в аэропортах: у них выставки расписаны на годы по всему миру.

Кстати, в Украине, почему-то говорят, что я занимаюсь поп-артом. Но, в принципе, если взять мировую арт-критику, то все это - вовсе не "попсово" заниматься тем, чем занимаюсь я.

Однако данное направление - не мировой тренд. А прокладывать дорогу в искусстве сложно, если идешь практически в одиночку.

К счастью, есть команда, с которой работаю, я не один. Это и Игорь Абрамович, и другие друзья-знакомые.

Но все же в каждом деле нужна институциональная поддержка, заинтересованность арт-рынка…

Искренне желаю каждому художнику в Украине покорять другие страны, попытаться выйти со своим творчеством на новую международную орбиту.

- Рентабельно ли сегодня украинскому художнику, такому как вы, работать только на местном рынке? Много ли сегодня частных заказов?

- Знаете, арт-рынка как такового в Украине нет! Может, время сегодня не то? Ведь, например, витраж (то, чем я занимаюсь) - предмет роскоши, это стоит дорого.

А как в наше время можно вкладывать деньги в предметы роскоши, когда многие живут на чемоданах? Зачем вкладывать деньги в то, что потом можешь бросить? Ведь непонятно, что будет завтра.

В такой ситуации и в таком зависшем положении искусство - лишь отвлекающий фактор, который учитывается, но интересует людей в последнюю очередь.

- А сколь активны сегодня на рынке украинские коллекционеры?

- Подлинных коллекционеров в Украине не так уж много. Их можно сосчитать на пальцах… Ну, пусть не одной руки, а двух. Они приобрели по одной или несколько работ интересующего их художника - и все. То есть "укомплектовали" коллекции. А новых коллекционеров не прибавляется.

Но украинским художникам ведь нужно как-то жить дальше, нужно развиваться.

Поэтому выжить в Украине может только тот художник, у которого хороший финансовый бэкграунд. Это когда родители богатые, оставили ему квартиру, машину, еще что-то. То есть на это не нужно зарабатывать.

А сейчас в Украине на квартиру честным трудом может заработать только хороший
айтишник (такие очень востребованы). И это отдельная каста профессионалов. Радует, что в этой сфере есть "прошаренные" люди, которые интересуются современным искусством.

- Если говорить о роли арт-дилера в вашей жизни, то какова эта роль?

- Есть Игорь Абрамович со своей командой, и они занимаются деятельностью по развитию современного искусства. Чтобы оно было привлекательным и популярным, чтобы стало образом жизни. И чтобы современная молодежь вообще "коммуницировала" с искусством, с художниками, училась пользоваться искусством, понимать его. Находить ответ на вопрос: "Зачем вообще нужно искусство?"… Игорь развивает это направление, он в своем деле - тоже художник.

- А как бы вы охарактеризовали "метаморфозы" собственного творчества - с чего начинали и к чему пришли?

- В раннем своем творчестве увлекался сюрреализмом. Затем поступил в училище и рисовал "по программе". Впоследствии попал в среду, в которой ребята увлекались разными видами авангарда. Там я открыл для себя художественный мир заново. То есть перепробовал все стили. Потом занимался рок-музыкой. Далее - нашел свою тему. Или тема сама выбрала меня?

Это тема, посвященная Донецкой области, шахтерам. Таким образом, прошел достаточно гармоничный, нормальный поэтапный путь развития - от реализма до декоративного обобщения этого реализма.

Теперь у меня этап "мифологизации", визуальной и образной поэзии, можно сказать, поэтизации. Я далек от реализма в его смысловом значении. Ведь всегда есть форма и содержание картины. Так вот в плане формы я бесконечно далек от реализма…

И, скажу, что становлюсь далек от реализма даже в содержании. Мои картины о том, "как бы хотелось, чтобы было бы…". Некая сказка о Донецкой области, а не повествование фактов или констатация выпусков новостей.

Рефлексией давно не занимаюсь. Меня впечатляют вещи, которые развиваются во времени, даже в большем промежутке времени. Ведь я путешествую и понимаю, насколько мир огромен.

Я ищу место для нашего аутентичного, экзотичного, яркого искусства. Мне вообще интересно: какое место займет Украина в истории современного искусства?

- Вы родились в Донбассе в городе Димитрове, в семье горняков. И, как известно, многие ваши уже культовые арт-циклы посвящены именно шахтерской тематике.

- Да, родители и сегодня живут в городе Мирнограде (бывший Димитров). Это украинская территория. Но совсем недалеко от границы "ДНР". Я туда уже не езжу, они приезжают ко мне.

Хотел бы, чтобы мой родной край, Донбасс, считал мои картины "своими", родными. Первую работу на эту тему нарисовал еще в 2004-м.

К этой серии проявляла интерес Москва в 2007–2008 гг. И я увез туда около 80 своих работ. Впоследствии ничего не осталось. Ни одна работа не была продана, и я их отдал в качестве платы за аренду галереи.

Вообще все истории, связанные с Москвой, - это мой негативный опыт. Жестокий город.

Серию шахтерского фольклора я специально сделал как один из инструментов общения Востока и Запада Украины. Всегда говорил, что нужно общаться. Но меня никто не слышал. Все крутили пальцем у виска: мол, зачем тебе вообще эти работы про шахтеров?

- А многие шахтеры видели вашу серию?

- Немногие. Ведь выставку в Донецке сразу закрыли. А в Харьков никто специально ездить не будет. В основном видели молодые, те, у которых есть страничка в соцсетях. Эти работы могли бы выступить как медиатор коммуникации, но только внутри Украины. Потому что в этой серии есть гармония формы и содержания. Плюс текст небольшого стихотворения.

Сам по себе стих простой, картинка тоже простая. Но если их объединить в один коктейль, то это работает. Они иллюстративные, очень внятные.

Я возил работы о шахтерах в Польшу (на выставку). Но опять неудача! Как только выезжаешь "за" Украину - это не работает, поскольку люди не могут прочитать твой текст, и получается, что не понимают специфики шахтерского фольклора.

Поэтому больше эти работы никуда и не вывозил. А творчество должно быть универсальным, если интегрируемся в большой мир.

Если людям не понятен донецкий менталитет, то мой принцип таков: то, что нельзя отменить, нужно возглавить. Нужно делать картины не то чтобы одинаково понятные, а одинаково непонятные везде. Что сейчас и делаю.

Пример удачного эксперимента - "Ковер обещаний" в Америке. Представьте, там даже не было стейтмента с описанием работы. Но люди заходили и испытывали восторг. Они чувствовали силу и красоту этих обещаний - больших и ярких.

Красоту ментального состояния Украины - "обещаний" - я собрал в одну картину. Некоторые американцы, глядя на "Ковер…", даже плакали. Были такие случаи! Плакали, а потом уходили, приводили друзей, знакомых.

- Однажды вы увлеченно рассказывали о муралах. Это направление сегодня есть в вашем творчестве?

- Этим я занимался еще в
2007-м. С командой муниципальной галереи организовал стрит-арт фестивали в Харькове. Много стен расписали.

Но жанр муралов уходит в прошлое.

Я вот недавно узнал, как решают вопрос с муралами в Китае. Если использовать муралы как инструмент организации пространства в микрорайонах. Поэтому в Китае художники не лазят по стенам, там для этого используют принтер, который печатает на стенах. И там этот вопрос решают комплексно - микрорайонами, а не домами. Такой принтер стоит относительно недорого - за 10 тыс. долл. можно купить подержанный.

Почему у нас небольшой КПД в связи с муралами? Потому что одна стена расписывается две недели. И себестоимость такой стены - минимум 3 тыс. евро. А это аренда снаряжения, могут задержать погодные условия. А с принтером та же стена - 300 евро. Это если не брать во внимание оплату эскиза художника. Тогда можно было бы немножко больше художнику заплатить - не 100, а 400 евро за эскиз. И художнику комфортно, поскольку не нужно работать на высоте… Словом, много нюансов. Это если говорить просто о муралах.

Но сейчас есть современные технологии, позволяющие работать с архитектурой гораздо интересней.

Стремлюсь к реализации проектов в жанре монументального искусства с использованием современных технологий. Хотел бы сотрудничать с программистами и делать виртуальное оформление городов. Например, внедрять гиперссылки, дополненную реальность, которые видны в VR-очках.

- Вы не хотели бы возвратиться к идее стрит-арт фестивалей в том же Харькове?

- Мы успели сделать три фестиваля. В 2011-м - последний. Далее нам сказали, что нужно платить деньги, если хотим организовать фестиваль. И, таким образом, я перестал делать эти стрит-арт фестивали. Художники что-то делают для города, а чиновники отчитываются, как много они привнесли для этого же города и сколько потратили…

Увы, украинский арт-рынок выталкивает способных людей за границу.

- Вы планируете уехать?

- Не хочу уезжать. Но, видимо, придется. Дал себе год - до 2018-го. Хочу в следующем году сделать большую персональную выставку в Харькове. И потом подумаю, уезжать или нет.

По крайней мере, хочу, чтобы моему ребенку, которому сейчас семь лет, было легче. Не хочу, чтобы государство воровало у него время.

В Украине огромный творческий потенциал, много молодежи, но пока невозможно изменить что-то к лучшему. А время идет. То есть получается, что государство ворует время у себя, создавая сплошные фейки и ИБД - имитацию бурной деятельности.

Ведь у нас единственное и важнейшее искусство - искусство фейков. Наши политики - просто маэстро в этом жанре. Быть политиком и не быть мастером ИБД - нереально.

- Вас, как человека, родившегося в Донбассе, естественно, волнует вопрос - когда закончится война? Что вам подсказывает хотя бы интуиция?

- Многие хотят, чтобы это закончилось. Кроме тех, кто рулит мировой глобальной политикой. Кто стоит "над" Украиной. И в результате получается, что Украина из-за этого абсолютно несамостоятельная…

Мои родители, как и все нормальные люди, очень устали от происходящего. Никто не хочет войны, все хотят нормальных условий жизни: чтобы дети росли в мирной стране, чтобы были деньги. А все остальное - политика и ментальные ловушки.