UA / RU
Поддержать ZN.ua

РОК-СЛЕТ НА «ПРОСТО РОК»

В минувшую пятницу, когда Киев окрасился в золото и наступило теплое и прозрачное бабье лето, в столичном Дворце спорта собрались поклонники правильной музыки...

Автор: Майя Двалишвили
«Океан Ельзы»
«the.ru»
«Мумий Тролль»

В минувшую пятницу, когда Киев окрасился в золото и наступило теплое и прозрачное бабье лето, в столичном Дворце спорта собрались поклонники правильной музыки. Нынешний фестиваль «Просто Рок» отличался от прошлогодних не только количеством участников — на сей раз их было десять против обычных шести-семи групп, — но и географией: помимо России и Украины в Киев прибыли гости-музыканты из Молдавии.

Фестиваль «Просто Рок» стал уже традиционным осенним действом, собирающим под свои знамена лучших, по мнению его организаторов — компании «Акона» и радиостанции «Просто», рок-исполнителей. В этом году лучшими избрали десять групп, отчего фестиваль плавно перешел в рок-марафон. По идее, все группы-участницы должны были представить на суд зрителей новые или, на худой конец, обновленные программы. Открывала концертную программу молодая украинская команда «Импала». Впрочем, молодой ее назвать можно очень условно, поскольку существует группа уже не первый год, разве что записала дебютный альбом не так давно, но звездного статуса так и не удостоилась.

Безусловно, можно еще подождать, рассчитывая на то, что лучшее у них еще впереди. Да только совсем юная украино-российская группа «зе.ру» («the.ru»), которой нет еще и года и чей дебют на большой сцене прошел именно на нынешнем «Просто Роке», вызвала у зрителей такой шквал аплодисментов и поток положительных эмоций, о которых «Импала» может пока только мечтать. Честно признаться, когда продюсер группы «зе.ру» задолго до фестиваля убеждал, что коллектив выступит блестяще, в это, при всем уважении, верилось с трудом. Столь же скептически принимались и сведения о невероятно успешном недавнем выступлении «зе.ру» в Москве на одной сцене с Земфирой и «Мумий Троллем». Но дебютное публичное выступление команды на «Просто Роке» развеяло все сомнения: группа играла настолько живо, искренне и незакомплексованно (редкость для чьих-то дебютов, которые проходят либо с большим неоправданным пафосом, либо с комплексом неполноценности по отношению к корифеям рок-музыки). Голос солиста «зе.ру» Элио бросал в дрожь многих девчат, а внешность, очень напоминающая имидж фронтмена «U2» Боно, и подавно. Калька со знаменитой ирландской группы ощущалась и в музыке, и в подаче материала, и во многих отточенных движениях Элио. Но калька настолько качественная, что раздражения не вызывает. К тому же, в отличие, скажем, от Святослава Вакарчука, в движениях которого чувствуется экспрессия, но отсутствует отточенность и законченность, движения Элио кажутся более естественными.

Песни «зе.ру», как и композиции российского открытия года команды «Тотал», в «живом» исполнении оказались более тяжелыми и драйвовыми, нежели в записи. В записи они облегченны до некоторой приторности. На удивление, «Тотал» зрители ждали: публика узнавала песни с первых аккордов и активно подпевала Марине Чиркуновой. И новая для Киева группа не выглядела на одной сцене с ветеранами рок-музыки не к месту, тем более что зимой этого года только группа «Тотал» удостоилась чести выступать на разогреве у антихриста от рока Мерилина Менсона на его московском шоу. На нынешнем «Просто Роке» это была единственная группа, играющая жесткий гитарный грандж, и единственная группа, в состав которой входит скретч ди-джей, пронизывающий музыку «Тотал» модными дискотечными звуками. Группу, по всей видимости, ожидает успешное будущее, во всяком случае, старт оказался многообещающим. Оно и понятно: мало того что продюсером коллектива является известный своей работой с певицей Линдой Макс Фадеев, так еще и материал для первого альбома «Тотал» писался три года. За это время группа успела отбросить все лишнее и усовершенствовать оставшееся. Комплексом второго альбома, когда последующая работа оказывается хуже первой, «Тотал», кажется, не страдает. К тому же материал для второго альбома уже имеется. По признанию солистки группы Марины Чиркуновой, следующий альбом, когда слушатель привыкнет к истинному звучанию команды, у них будет потяжелее первого. Не исключено, что работа появится не только на прилавках российских и украинских музыкальных магазинов, но и в дальнем зарубежье, поскольку известный звукозаписывающий лебл Universal был бы не против заключить с «Тотал» контракт на выпуск их альбомов за рубежом.

Новую программу представила и группа «Скрябин», впервые и, хочется верить, не в последний раз приглашенная на «Просто Рок». То, что украинским неоромантикам были несказанно рады, свидетельствует тот факт, что при упоминании о «Скрябине» стены Дворца спорта содрогались от восторженных возгласов публики. Приглашение «Скрябина» на фестиваль было неслучайным. Организаторы объясняют это вкусами публики и законами рынка: группа выпустила новый альбом «Країна мрій», с материалом которого не стыдно показаться на большой сцене. И дело не в том, что все, что она делала за свое длительное существование, не выдерживает критики, просто все иные работы коллектива не отличались роковым окрасом. В этом же году «Скрябины» не только приняли в команду живых музыкантов, отказавшись на выступлениях от электронного звучания, но и значительно утяжелили старые композиции, что как нельзя лучше вписывается в концепцию «Просто Рока». К тому же, в отличие, допустим, от «Грин Грея», записавших новый альбом, мало чем отличающийся от предыдущего и тем самым приевшийся широкой публике, «Скрябин» в Киеве выступает не так часто, чтобы наскучить.

Не надоели киевской публике и нестареющие ветераны рок-сцены группа «ЧайФ», встретившая не так давно свою шестнадцатую осень. Наряду с хорошо знакомыми старыми композициями, занявшими уже свое стабильное место в рок-архиве, корифеи сыграли и новые песни, которые войдут в их альбом «Оранжевое настроение-4». Традиционно в «Оранжевое настроение» входят исключительно акустические версии песен. Но если в предыдущих трех альбомах это были уже известные песни, то в новый войдут совершенно незнакомые публике, даже такие, которые были в репертуаре школьной группы Владимира Шахрина и Владимира Бегунова. Записи, которые воодушевили музыкантов на создание нового «Оранжевого настроения», были обнаружены на балконе у Владимира Бегунова. Магнитные пленки достойно выдержали испытание временем и уральской погодой, и музыканты смогли узнать и вспомнить практически все песни. В любом случае, какие бы новые тексты ни сочинял «ЧайФ», они всегда о жизни, а музыка группы останется старым добрым рок-н-роллом. И зрители всегда будут встречать их бешеными аплодисментами и с удовольствием им подпевать.

Музыка группы «ЧайФ» на сегодняшний день, наверное, единственный пример рока в чистом виде. Чистый стиль сейчас отсутствует, и даже легендарный Вячеслав Бутусов, чей «Наутилус Помпилиус» в свое время перевернул музыкальное сознание тысяч поклонников, сегодня записывает новые песни с электронной командой «Deadушки». Кстати, почтивший своим присутствием «Просто Рок» Бутусов приехал в Киев без электронщиков, но с одной-единственной акустической гитарой. В этом году Вячеслав Бутусов уже выступал с акустической программой в нашем стольном граде, а посему его приезд на энергичный фестиваль «Просто Рок» без группы, с которой он записал свои последние хиты «Настасья» и «Триллипут», вызывал исключительно пессимистические прогнозы. «Он знает, что делает», — комментировала ситуацию директор «Аконы» Александра Найденова. И в самом деле, вызвать такую бурную реакцию и слезы радости, как это сделал Вячеслав Бутусов, смог только скрытый сюрприз фестиваля «Мумий Тролль». Вопреки ожиданиям, кульминационной песней Бутусова стала не «Настасья», а старая композиция НАУ «Апостол Петр». Исполненную им песню из репертуара Виктора Цоя «Звезда по имени Солнце» зал подпевал стоя, освещая темный зал мерцающими звездочками огня зажигалок. Это, наверное, было первое за всю историю проведения концертов во Дворце спорта выступление одного артиста, аккомпанирующего себе на акустической гитаре. Такой невиданный успех Вячеслава Бутусова подтвердил его статус рок-идола. Думается, Бутусова, выдержавшего испытание фестивальной площадкой, отныне уже ничем не удивишь.

Как, впрочем, ничему уже не удивится и группа-сюрприз, об участии которой хоть никто в открытую не говорил, но в воздухе ощущалось дыхание и лукавая улыбка Ильи Лагутенко. Какой же «Просто Рок» без ветеранов сего фестиваля «Мумий Тролля»? Несмотря на то что один мой знакомый шоу-бизнесмен, относящий себя к знатокам рынка, ехидно утверждал, что на МТ никто не пойдет, в зале, даже не зная наверняка о выступлении группы, собрались многочисленные толпы поклонников Лагутенко сотоварищи. Думается, «Мумий Тролль» достиг того уровня, когда им уже можно ничего нового не сочинять, но при этом собирать полные залы и, соответственно, гонорары. Группа, однако, почивать на лаврах не намерена и не только представила на суд зрителей новые аранжировки старых песен, но и презентовала недавно появившуюся, написанную во время их летнего «Крымские забавы тура» под названием «Когда даже ночью +28».

Не очень повезло молдавским гостям фестиваля — группе «Здоб Ши Здуб». Зажигательные парни, перепевшие на свой авантюрный манер песню группы «Кино» «Видели ночь», явно проигрывали предшествовавшим им «Троллям». Что, однако, не помешало им выступить на все сто и понравиться не видевшим их доселе киевлянам. Но не может быть так, чтобы из десяти групп-участниц все выступили идеально. Освистанной оказалась новая команда «Сегодня ночью», продюсирует которую Илья Лагутенко. Его звездное влияние ощущается в «мяукающей» расслабляющей манере исполнения солиста. Но если голос, мимика и четкие жесты Ильи Лагутенко вкрадываются в душу, как бы обволакивают слушателя и сжимают сознание в мягких неуловимых объятиях, то «Сегодня ночью» таким даром не обладает. Возможно, дебют расслабляющей музыки «Сегодня ночью» должен был состояться в более камерном зале. Впрочем, фестиваль «Просто Рок» всегда отличался тем, что открывал молодых исполнителей, которых в первый раз не всегда принимали бурными аплодисментами.

Закрывала «Просто Рок-2001» украинская группа «Океан Эльзы», заявившая, что на другое место в списке участников не согласилась бы. Новой программой или хотя бы исполнением тех песен из последнего альбома, которые еще не звучали на их концертах, она не удивила. Не продемонстрировал «Океан» и программу, которую репетирует с оркестром. Обновиться группа решила презентацией клипа на песню «Квітка», в котором солист Святослав Вакарчук впервые предстал перед зрителями в своем давно желанном декадентском образе. Во всем черном и с черными тенями под глазами Славик был похож на главного героя культового фильма «Ворон» и на рок-идола Оззи Озборна. В целом новый имидж солиста неплох, но диссонирует с остальными участниками группы. Хотя пятеро мужчин с накрашенными глазами — это было бы уже слишком. Даже для таких звезд, как «Океан Эльзы».