Одна из главных книг Михаила Булгакова — «Белая гвардия» — оживет, заговорит и «визуализируется» в ближайшем будущем. Александр Роднянский, оставив пост президента СТС-Media, запускает ряд громких кинопроектов, в числе которых и экранизация шедевра Михаила Афанасьевича… Романа, воспевшего Киев во всех красках рокового 1918-го. Как сообщил «ЗН» сам Роднянский, режиссером-постановщиком булгаковского проекта выступит Сергей Снежкин («ЧП районного масштаба», «Брежнев»), а в главных ролях увидим весь «хит-парад» современного кино.
На днях в Киев прибыл кинодесант из Москвы. Осматривали объекты в центре столицы — для будущих съемок по Булгакову. Как вы понимаете, «нетронутых» (разнообразными властными захватчиками) исторических ценностей в этом самом центре не так много уцелело.
Посему, по словам г-на Роднянского, некоторые горизонты, фасады и старинные красоты Киева придется усовершенствовать его величеству Компьютеру.
В качестве мастеров визуальных технологий в проект «Белая гвардия» приглашены специалисты-асы, уже работавшие над красивым прошлым в «Адмирале» и над таким же разноцветным будущим — в «Обитаемом острове».
Сценаристами «Гвардии» значатся знаменитые киевские писатели Марина и Сергей Дяченко. А Сергей Снежкин недавно завершил и вариант первой части режиссерского сценария.
— Почему Снежкин в качестве режиссера? — переспрашивает меня Роднянский. — Потому что это уважаемый человек, хороший режиссер. Он серьезно прописал первую часть режиссерского сценария. Это если учесть, что в большой сценарий интегрировано также несколько ранних рассказов Михаила Афанасьевича. Будущий проект видится полифоничным. Хочется не «картинки по Булгакову», а подлинности фактуры и философии писателя. Не должно быть псевдоистории, должна быть история. Ведь это книга, в которой Киев — главный герой. Я же сам вырос на этом романе. С ним связаны также мои студенческие годы. Помню, как Володя Оселедчик в пору нашего студенчества в рамках режиссерской мастерской ставил «Дни Турбиных» и я играл у него Шервинского…
— Почему только сейчас вы обратились к роману? А не, скажем, в период своей руководящей работы на украинском канале «1+1»?
— Понимаете, это же процесс творческий… Пять лет назад, кстати, я обсуждал возможность экранизации книги с режиссером Дмитрием Месхиевым. Смотрели спектакль «Белая гвардия» в МХТ, постановка Сергея Женовача. Я действительно люблю этот роман, он для меня, пожалуй, главный в творчестве Булгакова. Это удивительно современный текст. Это история и про сегодняшних людей. И про Город, который в силу исторических веяний оказывается в состоянии некоего транзита… Когда происходит переход из одного периода в другой.
* * *
«Белую гвардию» будут снимать для телеканала «Россия» — второй по рейтингу, но первой по госстатусности российской «телекнопки». По утверждению продюсера, подобные масштабные проекты невозможны без участия в общем деле таких больших каналов.
Планируются и телевизионная версия, и прокатная.
«Почему не «Первый» Эрнста?». На этот вопрос Роднянский отвечает без обиняков. Хотя кинокруги наслышаны о недавних трениях Эрнста и Роднянского в период рекламной кампании «Обитаемого острова». Когда Константин Львович решил «поиграть» на новогоднем столкновении «Стиляг», «Любови-моркови—2» и «Острова» Роднянского—Бондарчука.
— Все-таки «Белая гвардия» подгадывается под нишу репутационных проектов, и, как мне кажется, будет выгоднее смотреться на государственном канале, а не на коммерческом. Для этого же канала — для «России» — делаю и ряд других проектов. «Достоевский» — режиссер Владимир Хотиненко, «Сталинград» — режиссер Федор Бондарчук.
— Столь активная продюсерская кинодеятельность не входит в противоречие с вашим статусом члена совета директоров компании СТС-Media?
— Я нигде не имею права работать как топ-менеджер (большого телеканала) — согласно системе действующих обязательств по отношению к СТС-Media. Но могу заниматься продюсированием, дистрибьюцией.
* * *
Запуск тех или иных будущих кино- и телепроектов Роднянский планирует осуществлять в рамках своей же компании «AR Films». По его словам, задано молодежный развлекательный канал СТС не дает возможности обращаться к столь серьезным темам, как Булгаков, Достоевский. «СТС — все-таки определенный сегмент, некие рамки, за которые хочется выйти — на новом творческом уровне…».
Уже на этом уровне в «Достоевского» Роднянский приглашает двух главных (на сегодня) звезд российского театра — Евгения Миронова и Чулпан Хаматову.
А кастинг в «Белую гвардию», очевидно, переплюнет степень звездности даже в «12» Михалкова. На сегодня известно, что в экранизации Булгакова будут сниматься Константин Хабенский, Владимир Машков, Федор Бондарчук, Сергей Гармаш, Алексей Серебряков, Сергей Маковецкий… (Чтобы окончательно не раскрывать интригу, утаю, кто кого играет.) Пока прочерки — напротив избранных булгаковских персонажей. Активно ищут… Лариосика, Елену Тальберг. «Зато есть три-четыре варианта Шервинского, сейчас вот и выбираем», — говорит продюсер, сам когда-то игравший эту роль.
В ближайших его планах — прокатная киноверсия «Папиных дочек». А также «картина о Киеве»… Что конкретно за этим высказыванием — пока не распространяется. Говорит лишь, что хотел бы посвятить родному городу историю человечную, внятную и исповедальную. И для этого уже ищет молодого режиссера — причем не исключено, что из числа наших, киевских надежд.
Съемки же «Белой гвардии» — в Киеве — по предварительным планам должны стартовать в январе 2010-го. Основные локации: Андреевский спуск, Софийская площадь, некоторые другие места, близкие Булгакову.
Декорации сооружают в питерских павильонах. Не на Довженко. Оказывается, аренда офиса на нашей киностудии гораздо дороже, нежели на «Мосфильме», и с точки зрения экономических интересов это в пик кризиса совершенно невыгодно. «Это даже сравнивать нельзя!», — изумляется Роднянский. И смотрит на часы… Его ждут — на Андреевском.
К слову…
Роман Михаила Булгакова «Белая гвардия» был впервые опубликован (не полностью) в 1924 году. А работу над ним писатель начал двумя годами раньше. По отношению к своей книге Булгаков был непостоянен. «Роман этот я люблю больше всех моих вещей», — написал он. И у него же: «Ужасно будет жаль, если я заблуждаюсь и «Белая гвардия» не сильная вещь». Прототипами героев книги стали киевские друзья и знакомые писателя. «Белая гвардия» мыслилась автором как трилогия.