Начнем с фона. Чтобы легче было нашему патриотическому сознанию, скажем прямо, что российское телевидение переживает тяжелый творческий и профессиональный кризис. После всех январских праздников и соответствующих развлекательных передач горький привкус похмелья еще не развеялся. Несмотря на огромные деньги, потраченные на всех столичных каналах на эти «богатые» представления, радости они принесли мало. Новые «Старые песни о главном-3» - ностальгическое перепевание постоянной командой современной «попсы» советского эстрадного репертуара (иногда в случайных вещах) показали не лучшие образцы обработок и интерпретаций, искусственность и рыхлость сюжета, странную суету хороших актеров-ведущих, которым нечего было на этом хитовом пиршестве делать.
На других богатых каналах, почти в тех же составах, эстрадные звезды старались выступить в репертуаре оперы и оперетты, что вызвало чувство недоумения и неловкости. «Академический» юмор падающих во время танцев юбки и штанов тоже как-то не смешил.
Убежден, что по составу и мастерству вся эта шикарная развлекаловка не стала круче и лучше, современней блистательных ревю и «Бенефисов» Е.Гинзбурга 70-х годов и даже совсем древних «Голубых огоньков». Это правда: и по сей день лучшими в своих жанрах остаются старые программы - «Что? Где? Когда?», ток-шоу В.Познера, «В мире животных», «Играй, гармонь», «Песня года» или «Встречи в концертной студии «Останкино», которые возобновляются.
Конечно, умирают естественной смертью долгожители - «Музыкальный киоск» или «Очевидное-невероятное», «КВН». Но где замена? Где новое и потрясающее?!
Три московских телеявления меня порадовали и удивили. Информационные выпуски на НТВ, где «новости - наша профессия». По охвату, оперативности, проникновению «к черту на рога» или в обыкновенное жилище к обыкновенным людям, по отбору и стилю подачи. Стиль - это не только человек, но и лицо настоящей новостной программы. К этому уровню, может быть, только подбирается (но старается) наша «ТСН», имея, конечно, меньше возможностей для этого.
На фоне всеобщей бесформенности и безжанровости я нашел в теплой, негромкой передаче «Старая квартира» прекрасный драматургический замысел и его точное режиссерское осуществление, «своего» ведущего.
Но лучше всяких новаций и традиций предо мной предстал солнечным островом и небывалым явлением уже во всю действующий, реальный, чистый канал «Культура». Без рекламных прокладок и шоу-бизнеса! Без пошлости, драк и убийств! Государственный!!! Невероятно, канал действительно посвящен культуре и просвещению. Живет и работает на государственные средства без рекламы и спонсоров. И это в обстановке, когда телеработники, чокаясь на праздники, от своих финансово замученных душ - желали друг другу хорошего спонсора.
Такое светлое пятно на московском фоне может подсветить и выявить и на нашем переднем плане жизненную и профессиональную необходимость культуры-явления и канала.
Ладно, иметь такой канал - это очень сложно и дорого. Но почему бы нам не побороться с этим зловредным и тупым г.Рейтингом (я б ему морду набил), чтобы не все решали спонсоры и рекламодатели, а отупляющая (по обилию и повторам) реклама и шоуменские раскрутки знали бы свое место и время не лучшее. На основы посягаю…
Я, как и все, смотрю телевизор. Не лезу за кулисы, не подсматриваю, что там за кадром, не собираю сплетен. Как говорится, что вижу - о том и пишу. А вижу я отчетливо - энергичный поиск денег. И плохо заметен мне на нашем экране поиск творческий.
Что главное у нас для артиста? Оказывается, стоимость его произведения. В прессе и в нескольких телепередачах разорвали «бомбу»: Карина Плай получила грандиозный подарок на день рождения. Создан видеоклип с ее участием стоимостью в 50 тыс. долл.! Посмотрел. Стихи и музыка - средние, исполнение обыкновенное, спецэффекты разнообразные, режиссерских находок мало, а цена - высокая, в сегодняшний базарный день. Было обыкновение у творцов гордиться своими творческими достижениями, а сейчас - ценами на них. Круто!
Не забудем, что и наше ТВ работает также и на шикарнейших фонах Запада, а не только Вани Демидова. Здесь я перехожу на свою излюбленную тему «тлетворного влияния Запада». У нас уже укоренились многие достижения этого телестиля. Нам, у которых каждый второй рождается либо певцом, либо танцором, - предложили тотальное, даже в концертах, пение под фонограмму, а также «балет» в стиле нью-йоркских беспризорников, мешающий не только зрителям, но и самим «попсовикам».
В последние годы были внедрены на нашем телеэкране закадровые аплодисменты по распоряжениям производителей программ, а также организация в студийных загонках масс безропотных людей, обязанных уже в кадре также бурно аплодировать и хором смеяться. Господи, у нас бедных нет хлеба, денег, здоровья, но неужели не сохранилось совсем и чувства юмора, достоинства?!
Над чем смеемся, какой юморной и развлекательный телеопыт передает нам Запад? Известно, что и мировое, и наше ТВ уверенно ведет зрителя по обратному эволюционному пути - от человека к обезьяне. В явлении добровольного обезьянничанья наши мастера ТВ преуспевают весьма.
Я видел в Германии одну из самых популярных передач «Lachen Bitte» - «Смейтесь, пожалуйста». Сумрачный германский гений получает удовольствие от просмотра присылаемых отовсюду любительских юмористических видеосюжетов. Почти весь немецкий народ смеется и аплодирует, когда кто-то поскользнется на кожуре и падает, когда папа на третий раз не ловит в воздухе своего младенца, когда разбивается о причал красавица-яхта, когда собака покусала и кто-то падает в выгребную яму… Им смешно, на здоровье.
А мы что - не умнее? И вот уже передранная программа «Lachen Bitte» идет у нас сразу по двум каналам: «1+1» заимствует аналогию «Сам себе режиссер у «РТР», а «ICTV» создает свою собственную - «3x4». Найкумедніше домашнє відео». Те же «выгребные» и «кусающиеся» сюжеты - только почему-то в основном из их жизни, и их юмора. Но под громовой смех и бешенные аплодисменты наших клакеров и студии.
Мало и своего ручейка, и их океана рекламы. Так стали нам дополнительно показывать их сериал «Самая смешная реклама на ТВ» («1+1»), чтобы, по словам темнокожих ведущих «вы (мы) оторвали свой жирный зад от дивана и, посасывая банку пива, купили бы эти смешные автомобили»…
Все теперь можем. Только не в состоянии понять, что у них там вот такое несмешное жлобство на ТВ дополняется посещениями театров и кинотеатров, музеями и выставками, филармониями и веселыми праздниками, путешествиями по всему миру и покупкой книг, картин, нот. Это - кроме ящика.
У нас же телевидение - основной генератор культуры. Мы еще живем, греемся, дремлем и засыпаем у ящика. Мы стали страной телезрителей. Почему это никого не колышет. И кто не поймет, что нужны нам не их «Праздники и взрывы вкуса и пошлости», а что-то еще свое. Для наших душ, для остатков нашего вкуса.
Кроме пошлости стал у нас развиваться на экране и стиль беспощадной злости на экране. Заимствуем опять, может быть, даже у северного соседа. Не забыли еще интервьюера А.Караулова?! Я уже писал, что это неестественно и дико, когда ведущий приглашает к себе в студию гостя, загодя зная, что он подозрительный или нехороший человек, а посему его надо привселюдно раздеть и допросить в студии, накопать на него материала и показать, что он очень плохой. И мне неважно - кто и с каким цветом это делает со своим клокочущим гневом «гостем». В.Лапикура в «Акцентах» или В.Пиховшек в подтексте: «Я тебя, …, сейчас заставлю пятый угол искать!» На почве злобы ничего хорошего не вырастает.
Но то, что я увидел в одном из последних выпусков программы В.Пиховшека, меня поразило настолько, что я готов простить ему многие прегрешения. И даже поддержать именно этот выпуск в соревновании лучших передач года. Владыка Филарет на протяжение получаса, при минимальной помощи ведущего, рассказывал, как он сотрудничал с КГБ в интересах церкви, как не отрицал, что у него в доме находятся женщины, он шантажировал иную патриархию тем, что у них в домах есть их извращенные послушники, рассказывал о своих планах участия в избирательной кампании путем поддержки тех кандидатов, «которые будут препятствовать превращению Украины в колонию России». И ни разу священнослужитель, иерарх, слуга Божий, а не государственный, имея перед собой многомиллионную аудиторию, не произнес даже слова христианской любви, не пожалел, не благословил человека, свой сирый, больной и убогий народ, детей голодающих и бездомных, их учителей беззарплатных… Сознаюсь, такого выступления архипастыря я никогда не видел и не слышал. И не ожидал.
И слава Богу, после этого я услышал голос уже вроде заграничного поэта. «Нет, ребята, все не так, все не так, ребята…» И пусть были излишества и неточности в показе из Москвы передач о нашем с вами Владимире Высоцком, я понял, на фоне какого эфира и у каких образов сегодня надо стоять. И у нас в Украине, чтобы подняться с колен, с грязи пошлой и липкой. «Чтобы чаще Господь замечал», чтобы все небо, весь этот эфир были чище и выше.