UA / RU
Поддержать ZN.ua

РИТУАЛ ДИПЛОМИРОВАНИЯ ХУДОЖНИКОВ

Мысленно пролистывая страницы истории украинского изобразительного искусства второй половины ХХ века, невольно вспоминается, что признанные мэтры и классики впервые громко заявляли о себе дипломной картиной...

Автор: Елена Сом-Сердюкова

Мысленно пролистывая страницы истории украинского изобразительного искусства второй половины ХХ века, невольно вспоминается, что признанные мэтры и классики впервые громко заявляли о себе дипломной картиной. Именно это обстоятельство, интригующее в своей основе, попытаться увидеть, интуитивно почувствовать столпов третьего тысячелетия привело меня в стены Академии изобразительных искусств и архитектуры на церемонию защиты.

Ритуал защиты дипломной картины — это праздник, окруженный букетами цветов, и от него не следует ожидать суровой критики и кропотливого анализа. Но попробовать разобраться в вопросе адекватности последней академической работы дипломантов и современных художественных процессов за стенами академии, куда в свободном полете устремляются выпускники, представляется любопытным.

По словам профессора Николая Стороженко, в последнее время на выпусках прослеживается направленность к эпичности. И это замечание видится достаточно важным.

Если обратиться в недавнее прошлое академии, где безоговорочно господствовал социалистический реализм, от которого мелкими шажками пытаются разбрестись в разные стороны, то данная эпичность тем, образных решений может объединить на уровне формального мастерства. Ведь эпичность, происходя от греческого epos (слово, рассказ, песня), предполагает, прежде всего, высокий стиль и определенный уровень обобщений. Квинтэссенцией данной эпичности прозвучала работа Т.Джуса «За світ встали козаченьки».

Живописные дипломы 2001 года по тематике отличаются полным отсутствием агрессии прошлого. Более того, миролюбивые сюжеты в количественном отношении уступили место пейзажу, который ранее шагал в шеренге замыкающих. А нынче пейзажная картина в интерпретации молодых художников переживает рассвет, идущий от более ассоциативно-образного видения темы. Это пейзаж, незамутненный кранами новостроек, где тонкие нюансы состояния природы передаются через нюансы живописной палитры.

Невозможность попытки реанимировать идею большой по формату академической картины, время которой исторически ушло, продемонстрировали практически все дипломные работы. И потому, чтобы соответствовать нужным квадратным метрам диплома, многие обратились к триптихам. Так несложно отыскался компромисс форм.

Среди лучших станковых живописных дипломов хотелось бы отметить — «Лаваш» А.Божко, «Дыхание вечернего Киева» О.Конощук, «Долину солнца» В.Зырянской, «Времена года» К.Сулименко.

Ранее дипломы монументальных мастерских отличались определенными формальными новациями, степенью абстрактных идей и архитектоничностью воплощений в макетах. Но именно это направление с постепенным переходом в лоно церковного искусства оказалось наиболее беспомощным с точки зрения современной художественной эстетики.

Дипломы этого года, которые выполнялись непосредственно для церкви, ценны тем, что молодые художники смогли воплотить определенную идею в реальном архитектурном объекте, а не в иллюзорном, как было ранее. При этом самые большие сложности возникли с «воплощением определенной идеи», где инициативу оценивать и корректировать произведения искусств взяли на себя настоятели церквей из соображения сохранения традиций. Традиция же стилистически оказалась не столь и долгой, базирующаяся на позднем академизме прошлого века, и не на лучших образцах.

Учитывая обстоятельство, что процесс воссоздания церквей только набирает обороты, проблема эстетики и эволюции религиозной живописи представляется достаточно актуальной. И задача художественной общественности, в том числе и академии, – проводить более последовательную и активную политику.

В мастерской монументальной живописи выделяется работа А.Цугорки «Слезы Адама, или Тихий шелест дерева надежды».

Многие дипломные работы графического факультета блистали виртуозностью владения техникой и нестандартными образными решениями. Мастерские искусства книги представили интересные проекты. Е.Воевода обратилась к иллюстрированию первого украинского исторического романа «Черная рада» П.Кулиша. Сочетание компьютерной техники с композицией европейской книжной страницы XV–XVI веков, сугубо украинской гротескностью образов, заключенные в изысканный кожаный переплет создало, по определению В.Фаворского, «единый организм книги».

Среди дипломов по оформлению книги обратили на себя внимание работы О.Прокопенко «Коляда», выполненные в старинной технике обрезной гравюры по дереву, а также иллюстрации к книге А.Ремизова «Зайка», созданные М.Ольховской.

Дипломы станковой графики отличались философской концептуальностью в соединении с национальной исторической тематикой. Это графические серии Я.Олейник «Все единства», О.Сердюк «Введение христианства в Киевской Руси», Я.Коптилова «В тени деревьев».

В целом при всем многообразии тем, решений, техник, очень сильное впечатление произвело богатство авторских манер, сильных творческих индивидуальностей.

Торжественная церемония защиты происходила в огромном актовом зале, стены которого помнят росписи Н.Бойчука, безжалостно уничтоженные впоследствии. Но стены помнят, и они учат так, как не может научить человек.