.БРОДСКИЙ - МУЗЫКА
- Ну хорошо, - думала я, подымаясь между красными колоннами университета. - Иосиф Бродский - великий поэт. И, как все поэты, музыкален. Конечно, многие композиторы уже вдохновились его стихами. Но причем здесь сольный концерт пианиста? И - в актовом зале университета? Впрочем, уже немного зная Евгения Громова, можно было ожидать от него самого неожиданного, приятно неожиданного.
В университете? А где, как не здесь, самая благодатная, чуткая аудитория, отзывчивая на сложнейшие изгибы как современной поэзии, так и современной музыки. К тому же (немаловажная деталь) тут отличная акустика, проверенная солидным стажем: сто пятьдесят лет тому назад в актовом зале играл сам Ференц Лист.
Меня привлекла программа концерта: как всегда у Громова - сочинения представителей современного музыкального авангарда. (Евгений чуть ли не единственный киевский пианист, который вызывающе не играет ни Бетховена, ни Шопена, ни Рахманинова, ни даже Дебюсси.) В университетском вечере звучали А.Шнитке, Н.Каретников,
А.Кнайфель, Г.Уствольская, В.Сильвестров. Преимущественно - музыкальные шестидесятники, преимущественно - современники и сверстники И.Бродского. И - в преобладающем большинстве - исполнялась музыка, не известная даже самому искушенному в творчестве современных композиторов киевскому слушателю. Сами имена авторов (кроме Шнитке и Сильвестрова) мало что говорят киевлянину - имею в виду музыкантов-профессионалов, а что уж говорить о рядовых любителях! Впрочем, что мы знаем о фортепьянной музыке Шнитке? Тот же Сильвестров - и он ведь более известен как симфонист. Стоит ли говорить о Николае Каретникове, который и в России почти до своей смерти оставался в тени. Для киевлян музыку Каретникова открыл именно Громов. Или Галина Уствольская, самая старшая из них, о которой один исследователь метко сказал, что «ее жизнь влачится в забвении, хотя она создала подлинные шедевры». В отличие от всемирно известной Софии Губайдулиной, Уствольская действительно у нас известна лишь по имени: «...А, та самая ученица Шостаковича, чью тему он процитировал в своем вокальном цикле...»
Вся эта музыка недавнего андерграунда была объединена умелой рукой Е.Громова под эгидой имени И.Бродского. И очень удачно объединена. Хотя, по-видимости, поэзией Бродского было вдохновлено лишь одно из исполнявшихся произведений - «Афоризмы» Шнитке (тут предусмотрено чтение цитат-эпиграфов из сочинения поэта), драматичной музе поэта-диссидента великолепно резонировали и две пьесы убежденного додекафониста Н.Каретникова, и внутренне программная музыка А.Кнайфеля (его кредо: не столько исповедоваться, сколько показывать), и эмоционально накаленные сонаты Уствольской, и, конечно же, ранний опус В.Сильвестрова, его «Элегия».
Как всегда, концерт был блестяще «срежиссирован», что является отличительной чертой концертов Громова. Пианист не только глубоко интеллигентно исполняет сочинения, он еще и поясняет их, давая краткие комментарии. не знаю, кто из нынешних исполнителей отважится на такой шаг: когда-то подобное делал А.Рубинштейн в своих «исторических концертах».