UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕЖИССЕРСКИЙ ПРОЛЕТАРИАТ И ЕГО ЦЕПИ

В помещении Театра имени Франко состоялся «круглый стол», посвященный проблемам современной украинской режиссуры...

Автор: Елена Львова

В помещении Театра имени Франко состоялся «круглый стол», посвященный проблемам современной украинской режиссуры. В обсуждении принимали участие представители Министерства культуры, театральной элиты Украины и небезразличной к проблемам театра прессы. Оказалось, что режиссеры — люди бесправные и угнетенные, конечно, в социальном, а не творческом отношении. Творить они могут сколько угодно — правда, если находятся в штате театра, а не в свободном полете, но вот с достойным обеспечением и вознаграждением этого труда дело обстоит уже гораздо хуже. В результате почти треть режиссерских вакансий остается незаполненной — речь идет, впрочем, о провинциальных театрах, где иногда обходятся и вовсе без режиссеров, как, например, в Ивано-Франковске.

На Западе никто и не думает попирать права авторов спектакля — режиссеров, получающих солидные отчисления с постановок. У нас же только планируют добиться того, чтобы режиссер получал авторские 2%, и это при том, что сценографу полагается на процент больше. Трудно даже представить, чтобы уважающий себя западный режиссер согласился работать за 2%, но у нас даже об этой сумме пока можно только мечтать. Как и о персональных именных стипендиях для лучших студентов театральных и, шире — связанных с искусством, факультетов вузов. Даже если Министерству культуры удастся «пробить» такие стипендии, вряд ли они прокормят будущих светил украинского искусства. Дело вполне может ограничиться подачкой, которая, конечно, не решит проблемы, но создаст иллюзию того, что юные таланты пребывают под надежной опекой государства.

Если в столице театры все же укомплектованы режиссерами, то в провинции с кадрами зачастую просто беда. На «круглом столе» в Театре имени Франко предложили было «решить» проблему, устроив распределение для выпускников режиссерских факультетов. Словом, «кто хотит на Колыму, выходи по одному!». Я, конечно, не хочу сравнивать украинскую провинцию с Колымой, но принудительное распределение советской эпохи совершенно неприменимо к людям творческим, которых нельзя посылать творить искусство насильно. К тому же многие и сами поехали бы в тот же страдающий без режиссеров Ивано-Франковск, если бы получили там квартиру и зарплату выше 150 гривен. А пока ни того, ни другого местная администрация предложить не может, внимать к режиссерскому энтузиазму просто преступно. А тем более рассылать юные таланты по провинциям в принудительном порядке.

Как известно, Киевский театральный институт сейчас собирается стать академией и внедряет магистратуру. Тем не менее нынешняя программа подготовки режиссеров не выдерживает критики. На образовательные проблемы накладываются карьерные, и в результате происходит отток режиссерских кадров за рубеж. При этом многие почему-то продолжают взывать к патриотизму уехавших — мол, покинули неньку, и в какой момент!

Однако гораздо полезнее было бы подбодрить оставшихся и тех, кто продолжает создавать спектакли вне столицы, несмотря на полупустые залы и равнодушие местной администрации. В Тернополе должен состояться фестиваль молодых режиссеров под названием «Тернопольские театральные вечера» — нечто вроде ободряющего кивка в сторону провинции и молодых. Будеем надеяться, что, если фестиваль состоится, отпущенный им заряд бодрости дойдет по назначению.

Театральная реформа сейчас у всех на устах. Поговаривают и о новом «Законе о театре», и о преимуществах контрактной системы, и о польском варианте оплаты труда. Правда, пока воз и ныне там. На «круглом столе» шла речь и о том, чтобы сформировать при Министерстве культуры творческую группу из руководителей театров и вплотную заняться реформой. При этом усовершенствованное законодательство в области театра и театрального образования должно предусматривать и гранты на постановки для областных театров, и именные стипендии, и многое-многое другое...

Впрочем, полагаясь на государство, украинская театральная элита продолжает уповать на меценатов. Где они, новые Шуваловы и Терещенко? Кто возьмет на себя финансовую сторону театрального «воза», а за это и причитающуюся часть славы? Государство явно устало от роли мецената №1 и, проявив себя в этой функции не лучшим образом, хочет поделиться заботами с «капиталистическими акулами». Так что, господа состоятельные ценители искусств, очередь за вами!