UA / RU
Поддержать ZN.ua

Режиссер Кристиан фон Гетц: «Интриги были… Одесскую оперу нужно срочно спасать»

Около месяца Одесса слушает удивительные арии — из «оперы». Слушает, как в местном Национальном (оперном) театре грызутся администраторы...

Автор: Олег Вергелис

Около месяца Одесса слушает удивительные арии — из «оперы».

Слушает, как в местном Нуриев. Forever» и оперу «Турандот». Это работы со знаком европейского качества, с присутствием современной режиссерской мысли. (Часть коллектива готова принять именно А.Ботвинова как худрука — он музыкант, к тому же «свой», одессит, есть связи в европейском театре.)

А неофициальный, но, по сути, главный «центр управления» — замдиректора этого театра, дама пенсионного возраста, но все равно прекрасная во всех отношениях — С.Холденко. Она делает уже свои «ставки» — на дирижера из Молдовы А.Самоилэ, которого видит худруком… (Очевидно, такая возможная рокировка и позволила бы замдиректору сохранить прежнее влияние на экономику, на творчество… Хотя представить не могу, чтобы в каком-либо серьезном украинском театре — у М.Захаревича, у М.Резниковича, у М.Бровуна — администратор среднего звена подобным образом облек себя властью Екатерины II, вторгался в процесс творческий… абсурд какой-то…)

В телефонном разговоре с «ЗН» г-жа Холденко утверждает, что конфликтов в театре не было и нет; что человеческие и деловые отношения и.о. директора г-ном Дудой у нее замечательные; что режиссера из Германии в Одессе никто не обижал; что в одесском театре (по ее мнению) нужен именно такой руководитель, как молдавский дирижер; что упреки оппонентов (в связи с ее неоконченным высшим образованием) не могут определять качество работы в театре, так как в театральных учреждениях она трудится много лет; а все недоразумения лишь из-за «инноваций», которые исходят от человека, продюсировавшего «Турандот», «Нуриева»…

В свою очередь и.о. директора А.Дуда заявляет «ЗН» совершенно обратное: «Мы оказались не готовы к подковерным интригам, к саботажу, к откровенным угрозам со стороны людей, на протяжении долгих лет являющихся в театре теневыми руководителями, контролирующими и финансовые потоки, и определяющими кадровые назначения… Им не нужен театр как творческая лаборатория, как культурная институция, а исключительно — как кормушка… Поэтому в этой ситуации и необходима жесткая позиция руководителей страны, области, города — чтобы навести порядок в нашем театре. Должна быть создана комиссия, которая сделает соответствующие выводы — на основе изучения многолетней хозяйственной деятельности театра…»

Глава Национального союза театральных деятелей Украины Лесь Танюк развивает эту идею в комментарии «ЗН»: «Очевидно, что здесь и правда все сошлось в формуле: ищите женщину… У меня, как у главы театрального союза, есть немалый архив, посвященный ее «жизни в искусстве». Поскольку к этой госпоже уже были серьезные вопросы со стороны правоохранительных органов... Высокопоставленные одесские чиновники, покровительствовавшие такому стилю работы, регулярно менялись… Но не менялись методы ее работы. Поэтому нынешний скандал и не вызывает удивления. Вызывает удивление только медлительность Министерства культуры. Давно пора назначить аудит — и серьезно проверить эту «деятельность», чтобы найти ответы на многие вопросы…»

Что за вопросы?

Не все из них касаются сферы творчества.

Одесская опера, как известно, действительно долгое время была замаринована «перестройками», ремонтом, стагнацией, периодом простоя… И, возможно, не только кому-нибудь конкретному, а многим тамошним «конкретным» и целесообразней содержать в городе эту оперную коробку — исключительно как выгодное место для транзитных экскурсантов, как конвейер для быстрого сезонного обогащения?

На какого «дядю», любопытно, год за годом работали мастерские и пошивочные огромного театра? Случайно, не на «7-й километр» вкалывают, если учесть, что прежде новых спектаклей — кот наплакал, а производственный штат всегда ударно трудился?

Много версий, много вопросов... И, очевидно, подобные темы тоже образуют нынешнюю «линию фронта» — в этом театре? И здесь «базис» определяет «надстройку».

«Этот скандал, в который оказался втянутым и немецкий режиссер, поражает масштабом непоправимости. Одесса получила антирекламу. Сам театр теряет перспективы серьезного развития, а также интереса к себе со стороны известных европейских импресарио. Ведь авторитет фон Гетца весомый. Достаточно нескольких его фраз, чтобы надолго лишить этот же театр шансов на возможное сотрудничество с интересными европейскими режиссерами, дирижерами, балетмейстерами … Никто не захочет связываться с театром, который демонстрирует миру (стараниями конкретных административных лиц) свою дикость и косность, неуважение к творческой личности и к авторскому праву…» — так оценивает ситуацию Сергей ПРОСКУРНЯ, экс-директор Одесской оперы.

В это же время одно из ведущих изданий, освещающее в Европе классическую музыку, klassikInfo.de, с прискорбием сообщает своим читателям: «Если бы Донна Леон писала свои романы с местом действия не в Венецианской лагуне, а в городе у Черного моря, то завязку в виде закулисных причин — коррупции, борьбы за власть и непримиримых конфликтов интересов — лучше не придумать…

После ремонта этот театр поражает блеском и роскошью. Но тем больший контраст представляет заплесневелый и старомодный репертуар, не сходящий с этой сцены многие десятилетия...

Лишь недавно было решено двигаться к новым берегам европейских художественных ориентиров с помощью постановки оперы «Турандот» известным немецким режиссером К. фон Гетцем, производящим в последние годы своими постановками фурор в разных странах, в частности на Эдинбургском фестивале. Однако, к сожалению, показать настоящий немецкий режиссерский оперный театр в Одессе не решились, призывая к умеренному модерну. Также режиссеру отказали в реализации потрясающей идеи сценографии — в виде гигантской лестницы на все пространство сцены, напоминающей знаменитую Потемкинскую лестницу...»

Если так пойдет дальше, то движение по «лестнице» окажется исключительно — «вниз»…

На вопрос «ЗН» о тактике Минкульта в этой коллизии, ответ М.Кулиняка сверхдипломатичен: «В июне буду в Одессе. Пообщаюсь с коллективом. Хочу оценить ситуацию изнутри. Уже потом — соответствующие выводы».

Однако и здесь «подводный камень» на дне моря. Всегда ли адекватен «диктат коллектива»? Часто ли коллектив в состоянии самоопределяться — какими художественными ступеньками по той-таки Потемкинской двигаться: вверх или вниз? И не «коллектив» ли, как собирательный образ, часто и «сжирал» чистых и честных художников — в разнообразных исторических декорациях, когда «масса» подминала под себя индивидуальное проявление той или иной интересной художественной идеи?..

…И уже «под занавес» — последняя «ария». Она из бурного читательского форума на одном из одесских сайтов...

«С чем и с кем Украина вообще собралась идти в Евросоюз?
С российским газом? Или все-таки со здоровым и образованным человеческим фактором? Одесса, потеряла все!!! Из третьего города в Союзе она превратилась в провинциальный населенный пункт районного значения! Единственное, что у нас было, так это оперный
театр, который превратили в музыкальную шкатулку, изнутри обитую дешевым бархатом... Не внешним видом, а содержанием надо гордиться, милые мои! А содержание — это интриги, ханжество, хозяйственные преступления и откаты... И до тех пор, пока на руководящих постах у нас остаются шоферы генсеков или партийные буфетчицы с двумя классами образования — толку не будет… Неужели за ними будущее..»

Неужели?

P.S. «АРИЯ БЕССМЕРТНА». Приезд министра культуры М.Кулыняка в Одессу 12 июня оказался скорее «визитом вежливости». Встреча с прекрасным – с коллективом этого театра – прошла в дружеской и явно срежиссированной обстановке. Итог визита: отставка и.о. директора театра А.Дуды «по собственному желанию», а также сохранение всех прежних властных полномочий заместителем директора этого театра. Источники «ЗН» в Кабмине предполагают, что в настоящее время рассматриваются две кандидатуры на должность нового директора одесского оперного. Это – Надежда Бабич, опытный чиновник и управленец из Одессы. И еще одна кандидатура – Александр Музыченко, опытный чиновник и управленец из Киева. Последний как бы человек «из сферы влияния» нынешнего замдиректора. Что, очевидно, предполагает сохранение прежних «схем» в этом скандальном театре.