Коллеги по мультипликации Игоря Ковалева в один голос заявляют: «Игорь - гений». Собственно, он единственный из мультипликаторов мира, которому «Гран-при» в Оттаве вручали дважды.
Назову только несколько его работ: дипломная работа совместно с Александром Татарским - «Плаcтилиновая ворона» пользовалась у нас многие годы невероятным успехом. После этого появился фильм «Следствие ведут колобки». Затем «Его жена - курица». После этой картины у режиссера начался такой взлет, который может только присниться: его лично из США пригласила на работу киностудия Диснея. Самое неожиданное - Игорь вежливо поблагодарил, сообщил, что на работах этой студии он учился, и… отказался. Американцы были потрясены - такого они не припомнят. Причина? Студия по манере работы ему не близка и вообще ему боязно отрываться от корней…
Но на него положили глаз продюсеры и других американских киностудий. Предлагали фантастические условия. Обещали выполнить любые творческие желания. В договоре был специально проставлен пункт, что он может вернуться обратно в любой момент, когда захочет. Позволили забрать с собой всех коллег, кого он хотел. Укатали наконец…
И слава Богу! Ведь стоит посмотреть, в каких условиях работают наши блестящие мастера Володя Гончаров, Радна Сахалтуев, Володя Дахно. А разве условия для Давида Черкасского можно назвать достойными масштаба этого режиссера?
В то же время судьба Игоря Ковалева - будто голливудская сказка о счастливом принце. Переехав в США, он сразу же создает телесериалы, которые с блеском идут по экранам мира. В промежутках между ними создает авторские фильмы, которые неизменно получают высшие награды на самых престижных фестивалях. Ясно - перед нами звезда.
Студия «1+1» не так давно показала интервью с Игорем. То, что «заметила» звезду именно эта студия, понятно - на ней работают ровесники Игоря Ковалева, с которыми он начинал на «Киевнаучфильме». Гений запомнился, кроме всего прочего, и как прекрасный футболист - украшение студийной команды. Здесь в футбол играли до самозабвения. Когда Игорь недавно приезжал в Киев (у него в доме на площади Толстого живут мама и бабушка, которых он трогательно любит), я встретился с ним в Доме кино и попробовал выяснить, из какого материала лепится гений.
- Игорь, интерес к мультипликации просматривается в твоих генеалогических корнях?
- Мой двоюродный дедушка снял первый украинский мультфильм, работая с режиссером Лазарчуком.
- И это привело тебя в мультипликацию?
- Если да, то как-то подсознательно. В школе всю жизнь рисовал в учебниках. Но был ленив и помешан на футболе. Свободная минута - и мы выходили на стадион. Я защищал те ворота, где стоял Олег Макаров - мой кумир. Это был верх всего! Правда, в 8-м классе ходил во Дворец пионеров в скульптурную студию. Ходил - это громко сказано: приходил раз в месяц и что-то лепил. Но учитель скульптуры сказал мне, что я должен заниматься мультипликацией, мол, у меня карикатурная манера рисунка. Это запало в душу. Я собрал рисунки и принес маме знакомого, которая работала на студии. Она показала Радне Сахалтуеву и Давиду Черкасскому. Видел по глазам Радны, что рисунки для него - полный идиотизм. По сей день не чувствую себя художником, хотя у меня уже выходят в США несколько книг на эту тему. Безусловно, я более интересный режиссер и аниматор.
- Если бы привели мальчика с такими данными, как бы ты прорегировал?
- Сказал бы, что куча людей так рисует и ничего особенного нет…
- А ты претендовал сразу на художника-постановщика?
- Ты что? Я поначалу раскрашивал целлулоид, работал учеником заливщика и получал 45 рублей в месяц. Потом меня сделали заливщиком. Наконец, стал фазовщиком - делал промежуточные фазы.
- К этому же периоду относится и твоя дружба с Сашей Татарским, которая вошла в легенду?
- Мы с Сашей сошлись на цирке. Саша вырос в цирке, до студии работал там униформистом. А я мечтал быть клоуном. На всех детских фотографиях у меня парик, как у Олега Попова, кепки, разные котелки.
Потом мы с Сашей услышали, что на киевской студии открываются курсы художников-мультипликаторов. Это же мечта! На отборочных экзаменах было человек 200. Учителя - Радна Сахалтуев по рисунку, по анимации - Володя Дахно, Володя Гончаров, Костя Чикин. Это люди, на которых мы молились.
Мы с Сашей стали мультипликаторами и почувствовали, что можем шевелить, крутить свои персонажи. Все! Решили делать свое кино по детским рисункам во Дворце пионеров. Подпольное.
В это время узнали, что Хитрук и Качанов делают первый анимационный набор на Высшие режиссерские курсы. Мы с Сашей показали свои работы и услышали: «Ребята, а зачем вам курсы?» На курсах понял: кино - это искусство, а не развлечение.
После их окончания вернулся в Киев, мне сказали: нет места - жди… А с московской телестудии позвонили: «Игорь, приезжай, когда хочешь. Будешь художником-постановщиком, режиссером - кем угодно». Тогда в Москве невозможно было прописаться. И все-таки я уехал. Работал нелегально. Мой псевдоним был - Ольга Охримец. Если помнишь, на студии работала такая художница. Потом вышла замуж за москвича. Она вместо меня устроилась на работу.
- А имя в титрах?
- Ее, но это было только на нескольких фильмах. Когда с Сашей Татарским сделали «Следствие ведут колобки», стали работать официально вместе, фифти-фифти. А потом нам тесно стало на телевидении. Вообще-то я человек заземленный - рисовал, а Саша - танк пробивной. Он ходил по инстанциям, кричал. Я имел «медный зад», как говорил Хитрук, и пальцы с мозолями. И мы добились - сделали студию «Пилот».
Мы вместе делали комедийное веселое кино, но внутри меня сидело что-то другое. Я хотел делать то, чего не видел нигде. Когда сделал «Его жена - курица», почувствовал - мое! Это подтвердил и первый успех - «Гран-при» на фестивале АСИФА в Оттаве (Канада). Это престижнейший фестиваль!
Благодаря фильму «Его жена - курица» меня пригласил Институт искусств в Лос-Анджелесе почитать лекции и показать фильмы. Когда я приехал, на студии Диснея предложили работать у них.
Тогда же познакомился с президентом студии «Класки-Чупо». Габор Чупо видел мой фильм еще в Оттаве на фестивале и, оказывается, болел за него. Он звонит мне и говорит: «Игорь, хочу, чтобы ты работал со мной. Дам все, что захочешь. Будешь делать авторские фильмы». Авторские фильмы? - вот тут что-то щелкнуло во мне…
- Все получается у тебя, слава Богу, без хирургических швов. Интересно, как богемный мальчик вписался в американскую железную дисциплину?
- Я очень изменился. Конечно, не творчески. Америка меня сделала организованным. Никогда не планировал жизнь на две недели вперед - вставал и не знал, что будет вечером. Там четкость давалась тяжело, и это раздражало. Но сейчас это уже настолько органично, что не думаю.
Конечно, была жуткая ностальгия по времени, которое было. Мой самый любимый город на земле - Киев, потому что вырос здесь и самые интересные годы прошли здесь. Проработал на киевской студии 13 лет. Окунулся в анимацию здесь. И поэтому этого не забуду никогда. Где бы ни очутился сейчас - в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, все сравниваю с Киевом. Люблю его. Здесь мне по-другому дышится.
- И хотел бы здесь работать?
- Если бы дали деньги и возможность работать. Не говорю жить, потому что не уверен в том, что будет со странами СНГ завтра. У меня дети, и я хочу быть за них спокоен. Поэтому буду получать американское гражданство. Хотя понимаю - уже не стану американцем. Я счастлив, что работаю там. И могу похвастать - об этом пишут все критики во всех журналах - я единственный режиссер из Восточной Европы, который, приехав в Америку на большую студию, может делать свои авторские фильмы.
Конечно, без друзей сложно. Я был безумно счастлив, когда переманил близких друзей из студии «Пилот». Сашка был зол на меня безумно. Но это даже назвать «переманил» нельзя. Я сказал им, что есть возможность работать в Америке, а вы сами решайте. И сейчас они здесь - звезды. Габор специально подбрасывает им деньги, чтобы они не ушли.
Сашу я тоже приглашал. Он почему-то побоялся. Думаю, он просто не готов к переезду. Хотя Сашка гораздо больший авантюрист, чем я. Моя жена в переезде сыграла важную роль. Она говорила - нужно спасать ребенка, уезжать, уезжать.
Когда уезжал, Саша сказал: «Игорь, оттуда еще никто не вернулся! Может, я тебя никогда не увижу». А я приехал через год. Потом стал приезжать регулярно. И уже вроде бы ничего не произошло…