UA / RU
Поддержать ZN.ua

Репортаж для печати. Новый министр культуры сообщил о главном

В начале недели, 14 января 2008 года, спустя 7 дней после Рождества Христова, в украинской культуре произошло событие, событийное всей своей семантической сутью, а также глобальной релятивностью...

Автор: Олег Вергелис

В начале недели, 14 января 2008 года, спустя 7 дней после Рождества Христова, в украинской культуре произошло событие, событийное всей своей семантической сутью, а также глобальной релятивностью. В одно и то же время, на одном и том же месте встретились все… Почти все. Все те, кого в шаблонах СМИ величают «цветом культуры»: поэты, писатели, художники, режиссеры, певцы, артисты — иллюзионисты. Одновременная россыпь полутысячи светил — различной орбитальности. Гора с горой не сходится, а тут звезда со звездою говорит. «Цвет» и «корни» сплелись воедино в одном «кругу» Украинского дома в День святого Василия… На «премьере», если можно так сказать, нового министра культуры и туризма Украины — Вовкуна Василия Владимировича.

Знакомство с министром предполагалось «без фраков». Дресс-код в унисон актуальным ценностям — вышиванка. Никаких бабочек.

И надо заметить, что если не все, то очень многие светочи (как М.Поплавский, например) вняли просьбе министра, нырнули в сундуки (или заглянули в фирменные магазины) — и извлекли оттуда вышиванки различной хрестоматийной узорности.

Помаранчевым хитросплетением на широкой чиновничьей груди выделялся среди других А.Быструшкин — из секретариата. А традиционными «червоними і чорними нитками» вышиты сорочки других гостей праздника встреч и братаний. (Один мой приятель специально к этому выходу в культверхи заказал вышиванку через Интернет и уже через час получил товар — причем с доставкой на дом.)

Тарас Валентина Ковальская, Федор Стригун, Маричка Миколайчук, Лариса Кадочникова
Украинский дом — этот старинный склад некогда лицемерных идей-лозунгов — вроде давно остыл от кумача и теперь, пережив многочисленные ярмарки, словно в калейдоскопе сверкал, переливался, улыбался, предвкушался культурными ценностями. А неугомонный дух Ильича, по-моему, недоизгнанный из непостижимого архитектурного сооружения, должно быть, где-то затаился — на третьем или на четвертом «кругу» прежней обители — и уже оттуда к чему-то прислушивался… К новым веяниям — прислушивался.

От нового министра в праздничный день, возможно, кто-то и ожидал «январских тезисов». Как, что да «за что» он собирается преобразовывать в культурном хозяйстве.

Только этого не последовало. Дело ограничилось милейшим общением, затаенным ожиданием К.Чумаченко. И еще замечательным мелосом, которым освятили бывший ленинский дом-истукан хорошие этноколлективы.

На лицах гостей будто отразилось святочное просветление. Возможно, и не на всех отразилось? На лицах «лиц» руководящих — из минкультовского штаба — был отпечаток растерянности… Нет-нет, конечно, это не ужас-ужас по поводу возможной потери рабочего стула в одном из кабинетов на улице Франко. Скорее, это только растерянное выжидание: как скоро этот стул из-под них попросят?

Только, говорят, не раньше, чем месяца через два, окончательно и определятся с кадровой стратегией-тактикой. А пока можно и посидеть. Или постоять… И стоя послушать важнейший мессидж нового руководителя культурной отрасли.

За первым же тостом — в честь Дня Василия — он вкратце и очертил ключевой приоритет будущей культурной политики (дальнейшее — не дословно, но суть отражена): будемо розбудовувати українську Україну — і на заході, і на сході, і на півдні… И на севере, и в центре, полагаю, тоже.

Гости чуть притихли. Вслушались. А я игривым бесом глянул в сторону делегации столичной Русской драмы — Ю.Мажуга, Л.Кадочникова, Н.Рушковский. Они притихли еще тише.

Далее — слово Катерине Михайловне. Она лаконична и, как всегда, точна (дальнейшее — не дословно, но суть отражена): деякі країни сьогодні не в захваті, що зараз в Україні так активно відроджуються традиції, які колись паплюжила радянська влада; а в самій Україні не всі задоволені тим, що навпаки повільно йде відродження національної духовності і свідомості… Полагаю, скоро будут довольны и те, и другие: задан курс «культурного ускорения» на бешеной скорости.

Тут же — в минуты святочного застолья — вспомнили преподавателя Киевского театрального университета В.Зимнюю. Когда-то — с 1977-го по 1981-й — будущий министр обучался именно в ее мастерской на актерском факультете. И отрадно, что помнит он только хорошее. Как помнит, к примеру, свои лихие годы (1989—1984) в студийном театрике С.Проскурни «Будьмо!». Поэтому и С.Проскурня нынче будет в статусе министерского советника.

«Чего же от него ожидать?» — иногда спрашивают меня, как Нострадамуса, некоторые представители культурного социума. Те, кто, возможно, встревожен предчувствиями повторения «билозировщины». Или чего иного.

Я же им банально ответствую: «Он — хороший…»

Во всяком случае новый худрук культуры, по всем стандартам, self-made-man — человек, сделавший себя сам. И должно быть, знает, что же «сделать» с другими.

В нем, сердечном и прагматичном, заметны черты миссионера. Пришел к нам с «некоей миссией»... Значит — надолго.

Но он же не только миссионер, но и заядлый коллекционер. Давненько собирает украинскую народную одежду, наивную живопись, керамику. Видел эту уникальную коллекцию на его юбилее — умиление.

А теперь, друзья, снова поверьте моим медовым устам: не за такой уж продолжительный период собственными мозгами и собственными руками этот человек выстроил просто выдающуюся карьеру. И, возможно, даже нынешнее его кресло — вовсе не предел желаний.

Богдан Бенюк и Богдан Ступка
Его дальняя родина — село Мацошини на Львовщине, милейшие, должно быть, места, где он появился на свет 50 лет назад; но мы там пока не были (впрочем, я собираюсь). После — актерский факультет при Львовском театре имени Заньковецкой. Затем Винницкий муздрамтеатр имени Садовского. И гурьба чубатых классических парубков или пламенных комсомольцев (с его обликом) в спектаклях уже Черновицкого муздрамтеатра. А потом — довольно неопределенные годы студийной жизни в надменном театральном Киеве.

Только вот далее — словно по мановению волшебной булавы — начинается сверхреактивное движение к статусу первого постановщика всех наших массовых зрелищ. (Совсем не «шарварковского» жанра, а с уклоном в исконно национальные, потом и европейские приоритеты). Следуют постановки многочисленных театрализованных зрелищ. Чего уж там, сам многое видел, поэтому не лукавлю: достойный профессионализм был представлен в разное время и на Оболони, и на Майдане, и в «Украине». Позже и две полноценные оперы подоспели. Одна во Львове («Бал-маскарад»), другая — в Донецке («Богдан Хмельницкий»). Даже в этом был мудрый политспектральный посыл. Под его же режиссерским началом должен был расцвесть «Цвет папоротника» в нашей Нацопере. Но теперь уж пусть тамошняя дирекция локти себе кусает: почему это вовремя не сообразили договориться с таким перспективным человеком?

И, представьте, во всем изысканная и точная режиссура собственной судьбы… Режиссура, которая три года назад — 23—24 января 2005-го — увенчалась главным его спектаклем «Инаугурация Президента Украины Виктора Ющенко». Все видели, все оценили.

Поэтому дальнейшее — нет, не молчание (гамлетовское), а слово к народу… Оно, собственно, и прозвучало в тот самый понедельник — вечером в Украинском доме.

***

Ну а пока министр говорит (о главном), я будто кинооператор выхвачу условной «неправильной» камерой лишь несколько «бликов» на той исторической встрече. Согласен, все они пришли в бывший ленинский дом не напрасно.

Вот Б.Ступка — некогда тоже министр — он весел, игрив. Не в вышиванке, а в галстуке. Неделю назад, словно бы в унисон с программной украинизацией, в его театре вышла «Кайдашева сім’я» по мотивам великой повести И.Нечуя-Левицкого об одной семье, а по сути об одной стране, когда даже братья между собой договориться не могут — и поедают друг друга. В главной роли — Н.Сумская. И Б.Бенюк, тоже гость министерского праздника, надеюсь, пока воздержится от риторики по поводу репертуарной политики.

А вот О.Бийма — знаменитый экс-директор «Укртелефильма». Только о творческих планах лучше не спрашивать. И даже напрасно просить: «Олег, расскажите о последней роли Н.Копержинской в своем фильме, я о ней статью готовлю». У Биймы же в это время логотипом в глазах: «Прутника снимают?» За Прутника я как раз не волнуюсь: он-то со своими капиталами как-нибудь обустроится. А вот вернут ли Бийму в «обиймы» родной киностудии? Это пока для меня забавный вопрос.

Нина Матвиенко
Мимолетом — А.Чмиль, главный чиновник по вопросам кино. Кажется, и она в легком смятении: самого Д.Табачника пересидела, но теперь на ее место вроде бы сватают Л.Мужука, а сватья-то... из БЮТа. Вот и гори после этого на работе. «Анна Павловна, будет о чем поговорить…»

О.Сумская, как всегда, для обложек. Изгнанница «1+1», кажется, договорилась с Казбеком — и теперь на ТРК «Киев» готовится ее передача о современном украинском кино (только где же оно, за исключением «мыла»?).

А.Соловьяненко (младший) — нынче основной «наследник» всех оперных традиций в державе— вроде растерян (или мне показалось?). Раньше к прежнему министру в кабинет можно было даже без стука… Теперь, очевидно, придется постучать трижды, покуда откроют.

На первом этаже ленинского дома-«круга» встречаю Н.Мащенко: он бледен и тоже растерян. Правда, слегка улыбается, подает свою руку. Я же ощущаю садоистальную внутреннюю муку — в связи с недавними публикациями о постройках на территории студии. Но, право, не нам же там жить.

А вот у кого все прекрасно, так это у М.Крупиевского — теперь, судя по всему, нового главного шоу-режиссера страны (после того как В.Вовкун вырос — в наших глазах). Г-н Крупиевский также одержим этнографической политикой. Недавнее его (точнее, «Наше Різдво») собрало в спортсооружении почти всю «Нашу Украину» во главе с первой семьей. А у режиссера, не сомневаюсь, много и других выигрышных репертуарных козырей. И один из главных —милейшая супруга, пресс-секретарь президента.

Но вот моя условная «камера», которая смотрит в мир, вдруг дернулась, как в фильме фон Триера. И в объективе — М.Резникович, худрук Русской драмы. Он как-то невесел, растерян (или опять показалось?). После прежних медийных дискуссий и даже каких-то принципиальных «позиций» почему-то именно в этот момент захотелось к нему подойти и сказать что-то доброе, человечное: «Как-то оно будет…» Но вот не решился.

Цитаты из контекста:

· «Національна визначеність — як поняття — на початку ХХІ століття, погодьтеся, звучить майже дивно і архаїчно. Але так видається на перший погляд. У світі сьогодні йде невидима війна за культурно-духовний та інформаційний простір. І в цій війні, як на війні світоглядній, є переможці і я переможений. Наступають і захищаються навіть культури, що давно сформувалися і утвердились. І на цьому тлі як «бути» — чи вже «не бути» — тим, що тільки відроджуються?»

· «Одним із надзвичайно важливих моментів впливу на сучасне життя є естетика масової культури. Нею потужно можна впливати на свідомість та підсвідомість мільйонів людей. Масове мистецтво — конденсатор емоцій глядача, камертон-настроювач бадьорості, активності, ентузіазму, устремління, рішучості. Найактивніше масове мистецтво використовується під час рекламних та виборчих кампаній».

· «Хто ти єси?.. Носієм культури ти є і що для неї прагнеш зробити?.. Відповідь приходить сама собою. Тоді кому вигідна наша культурно-національна невизначеність?.. Кого влаштовує наш комплекс меншовартості?..»

· «Національна ідея, на моє глибоке переконання, — це і є національна культура. Місія її — боротьба на інформаційному, духовному і культурному просторі. Поряд із боротьбою — місія об’єднання суспільства аж до його самоздійснення. Тільки тоді політика вже не буде концентрованим вираженням економіки, вона стане діяти за волею культури».

Василь ВОВКУН «Паралельні видива»