Если и сохранились еще в наше время снобы, считающие, что большие композиторы проявляют себя исключительно в симфониях, операх или, в крайнем случае, кантатах, то имя Владимира Ивасюка вполне может стать достаточным доказательством обратного даже для самого непримиримого противника эстрадной музыки. Его песни становились народными едва прозвучав в эфире, его «Червона рута» стала своеобразной музыкальной визиткой Украины. Фактически с имени Ивасюка стоило бы начинать отсчет истории украинской эстрады. Его творчество опровергнуло миф об ущербности украинской эстрадной музыки, ее «вторичности» в эстраде советской, ее провинциальности: «Червону руту» пело все население тогда еще 1/6 части суши. Всего за 30 лет жизни композитор написал около 150 песен, многие из которых до сих пор остаются «хитами», фактически не исполняемые теперь, они передаются «из уст в уста».
Благотворительный концерт-посвящение «Владимир Ивасюк. Возвращение», состоявшийся во дворце «Украина» благодаря поддержке компании Кока-кола, в котором звучали только песни, написанные Ивасюком в исполнении «нового поколения» звезд украинской эстрады, стал еще одним подтверждением роли этого композитора в истории украинской эстрадной музыки - отправной точки, основы, но и в то же время некоего мерила, горизонта, к которому следует стремиться, но который, увы, так и остается чаще всего недостижимым.
Этот концерт очень хочется рассматривать только как генеральную репетицию перед подобным же действом, которое, надеюсь, состоится в следующем году, на пятидесятилетие Владимира Ивасюка. Сам концерт и выглядел как «прикидка», заготовка и заявка на будущее, поскольку ни режиссура, ни состав исполнителей не могли вызвать повышенного интереса к действу, которое, конечно, интереса заслуживало. Речи друзей и родственников, вставленные в концерт, были зачастую неорганичны, в большинстве своем неоправданно затянуты и чаще всего выглядели как некролог, опоздавший на 19 лет. Из всех «режиссерских находок», каковых в концерте фактически не было, хочется отметить только документальные кадры, которые демонстрировались на большом экране, установленном на сцене. Правда, они иногда создавали впечатление, какое нередко вообще навевают хроники, - впечатление удаленности, «историчности». Композитор, незримое присутствие которого хотелось бы ощутить - в песнях, словах близких, самом присутствии любящих людей, как будто отдалялся, становился недосягаемым «фактом истории». То есть время от времени в сочетании с речами-некрологами кадры, демонстрируемые на экране и предназначенные именно для ощущения присутствия, создавали ощущение прямо противоположное. Впрочем, дело тут, наверное, было все-таки не столько в самих кадрах, сколько в заунывных речах.
Также несколько «пробным» выглядел состав исполнителей и репертуар. Основной идеей акции было донести до нового поколения песни Ивасюка. Средствами, доступными этому поколению, и устами его кумиров. Идея очень хорошая. Но в самом концерте звезд первой величины оказалось не так уж много, и песни в интерпретации даже очень интересных исполнителей иногда просто «терялись» - не было в них ни достаточно Ивасюка, ни достаточно колорита самого исполнителя. Так произошло, например, с Катей Чили и Океаном Эльзы. Часть исполнителей сознательно оставили в своей интерпретации максимум Ивасюка (во всяком случае создалось такое впечатление), что выглядело тоже интересно и иногда неожиданно. Это удалось сделать А. Пономареву и Ани Лорак, интерпретации которых и не могли войти в конфликт с музыкой Ивасюка, поскольку репертуару этих исполнителей вообще свойственны лиризм и мелодичность. Это же удалось сделать «Плачу Еремии» и отчасти Руслане. Интерпретации в полном смысле этого слова очень удались «Пиккардийской терции», которая прозвучала, как всегда, безукоризненно выдержанно и оригинально, не погрешив ни против имиджа исполнителя, ни против автора. Для своих почитателей показали абсолютно «своего Ивасюка» «Скрябин» и «Кому вниз». Для любителей «классического Ивасюка» эти интерпретации, может быть, звучали дико и просто неузнаваемо, но раз уж акция шла как бы под девизом «Ивасюк для нового поколения», то столь широкий диапазон интерпретаций только способствует привлечению к этой музыке большего количества представителей означенного поколения.
Впрочем, исполнительский состав в целом не порадовал. Для столь масштабной и нужной акции можно было привлечь действительно лучшие силы нашей эстрады, а не перемежать выступления звезд откровенно слабыми и невыразительными номерами. Создавалось впечатление, что этот концерт некоторые исполнители использовали как «раскрутки». Это во многом «посадило» концерт, и зрительный зал так и остался вежливо-безучастным, оваций не устраивал, провожал многих исполнителей тремя-четырьмя учтивыми хлопками и так и не «завелся» к концу настолько, чтобы хотя бы немножко подпеть финальному «Водограю».
Что ж, будем расценивать это все как генеральную репетицию и ждать, что в следующем году мы действительно увидим и услышим что-то необыкновенное, чего собственно и заслуживает искусство Владимира Ивасюка.