Оглядываясь в расплавленное лето с дежурным любопытством, что важного стряслось в «культур-мультур», докладываю… Ничего не случилось. Помимо солнечных ударов (как следствие: мечта писателя Ю.Андруховича отделить Донбасс от Украины), а также главного правительственного концерта. Где пели-плясали – друзьям на радость, врагам назло – «такие люди»… Дело было в государственной резиденции «Залесье». И, должно быть, без меня наслышаны, кто там пел и Кто плясал.
Когда в июле на YouTube появился подпольный ролик «Танцюю для тебе», где Виктор Федорович самозабвенно кружил Людмилу Кучму и Ирину Акимову, сто человек прислали мне тревожные sms: «Срочно смотреть! Во дают!».
Бурное воображение тут же сформировало стройную схему выброса в Интернет компромата. Поскольку «правительственный» концерт строго засекречен. И даже народных депутатов доставляли в Залесье как американских шпионов — специальными автобусами с темными шторками: от гостиницы «Киев» до самой госрезиденции.
А вот левое полушарие, ответственное за полет фантазии, в это же время параллельно рисовало летающую под люстрами Людмилу Николаевну… «Бедная!» — думалось.
Но как жестоко ошибался я.
«Подпольный» шоу-политкомпромат (с хореографическим таинством Залесья), так и не смог расплавить застывшую лавину злорадства оппозиции.
Оказалось: аж ничего компрометирующего…
В секретно заснятых танцах «со звездами» (потом открою вам, кто снимал) многие, даже злобные форумные графоманы, увидели простого и добродушного человека. Он веселится, куражится: искренне радуется юбилейному году и ближайшим друзьям своим (в основном состоятельным миллиардерам). Это не тиран, не деспот, даже не «отец народов». А человек – в своей личной радости. И что злословить?
Таких людей (только бедных), уставших от хлопотной работы, часто видел в детстве… Когда в разгар какого-нибудь «праздника урожая», натомленные трудящиеся мужчины, приняв на грудь, словно выходили «из берегов»: парили над грешностью земли, нежно хватив мозолистой дланью какую-нибудь доярку… И – летели! Ах! Поверх барьеров…
Подобные сцены земной человеческой радости обычно не берут в перспективный расчет тупые «политтехнологи». Которые чаще стараются слепить из политика не человека, а мумию, а потом все вместе страдают.
Но вернемся к «компромату». Поскольку с ним связан лишь первый блок этого витиеватого монолога – ОПАСНОСТЬ БЕЗОПАСНОСТИ.
* * *
Декорированные меры государственной безопасности в тот день оказались напрасными. Под напором российских таблоидов и продажностью приглашенной попсы – заслоны рухнули…
Проведя нехитрое персональное расследование, безо всякого труда установил: выброс «компромата» с правительственного концерта был произведен при помощи «свиты» народного артиста Украины Ф.Киркорова. Поскольку в оную «свиту» под видом члена его коллектива был с паспортом делегирован папарацци из крупнейшего московского желтого сайта. Невооруженным глазом видно, как за спиной нехудого народного артиста проводится «преступная съемка»…
С желтыми сайтами и газетенками у поп-артистов «война» лишь в эфире программы «Пусть говорят!». На самом деле у них давно налажен планомерный производственный взаимообмен сенсационной информацией. Рука руку моет, а друг на дружку «сливает».
Когда, например, производится «слив» на примадонну – со стороны ее очередного «мужа», то это воспринимается как естественный закон тамошней «корпоративной этики».
Когда же поп-фигуранты вероломным образом вторгаются в государственную преисподнюю (преждевременно озолотившись нечеловеческими гонорарами за свое блеяние), то возникает очевидная опасность… безопасности.
Да уж, гадаешь, если даже первое лицо не могут оградить (при такой-то «ограде»!) от инородного вторжения, то чего ожидать нам — лицам 21-м или 1000001-м…?
Что еще симптоматично в этом вопросе… Постсоветская поп-индустрия образца 90-х ХХ — начала ХХI века на наших глазах уравняла себя в правах с политикумом. На каких-то общих — символических — весах они чувствуют себя идентичными гирями. Как два сапога пара. Вместе на выборах, одновременно — в эфирах, на юбилеях.
Дешевая «пластмасса», до недавнего проходившая в общественном меню как «десерт для нищих», нарастила жир, подгуляла аппетит. Обнаглела до предела…
И теперь не просто диктует свои гнусные жизненные установки, не только шпионит друг за дружкой, но и мощно прорастает – друг в друге — как щупальце одного общего «спрута»: шоу-бизнес-политического… Отсюда – и вся последующая РЕПЕРТУАРНАЯ ПОЛИТИКА.
* * *
Что, собственно, известно народу о музыкальных пристрастиях родного президента? Или о пристрастиях других «отцов»? Известно, например, что Барак Обама любит Брюса Спрингстина – хороший у него вкус. Дмитрий Медведев любит Deep Purple, Владимир Путин – «Любэ».
…Николай II когда-то балету благоволил, в частности балерине Матильде Кшесинской, но тогда же царили и совершенно другие нравы…
Как и теперь – другие вкусы.
И вот благодаря газете Рината Леонидовича всем достоверно известно, что Виктор Федорович – тоже заядлый меломан. Однажды в Донецке выступала Бейонсе: он слышал ее песни, но не знал, кто поет, а потом обрадовался, когда узнал. А так он давно знает и любит… Таисию Повалий (она за него агитировала), Аллу Пугачеву (она поругалась с Тимошенко), Владимира Высоцкого (у него много хлестких фраз).
Любит президент и душевное исполнение популярных советских песен: «Вышел в степь донецкую…» (из кинофильма «Большая жизнь»), «Когда весна придет – не знаю» (из кинофильма «Весна на Заречной улице).
Нормальный, доложу вам, вкус. А что? Собственно, почему этот человек должен «боготворить» мудреные симфонии Губайдуллиной или Шнитке, если рос посреди степи донецкой, а затем шел сквозь заводскую проходную, что в люди вывела его… Это – «его» репертуар. И о вкусах вообще-то не спорят.
Тем не менее на знаменитом правительственном концерте в Залесье в честь юбилея (настаиваю, что это не частное мероприятие, а именно государственное, коль такой масштаб!) – любимых исполнителей, увы, не оказалось.
Повалий укрепляла «дружбу народов» с А.Лукашенко; Пугачева наслаждалась личной жизнью (временно уйдя с эстрады); а Высоцкий умер еще в 1980-м…
Программа по заявкам претерпела «изменения».
Балерин в фурах в Залесье так и не завезли… И лакуну правительственного шоу заполнил ожидаемый продуктовый набор из поп-обломков 90-х: «дельфины», «русалки», «зайки». То есть всем известная флора и фауна, которую невозможно выкорчевать из каналов телевизора. Это уже давно опостылевшая постсовковая эстрада, распустившая почки еще в криминальные 90-е, когда на арену нагло вышли девушки фанерные, мальчики-зайчики и композиторы-бизнесмены, переставляющие чужие ноты.
О да, тогда начиналось веселое безбашенное время. Артисту не полагалось быть личностью мыслящей: как правило, это все малоинтересные и совершенно примитивные существа. Композитору стало необязательно обладать природным даром мелодиста: ремесло бизнесмена с лихвой искупало все «комплексы Моцарта».
Смешно и странно, однако уж который год эта поп-музыка – и как ее отражение, нынешние правительственные концерты – все еще процветает по криминальным шоу-бизнесовым законам 90-х!
Не закон конкуренции, не уникальность таланта и ни что иное не имеет значения в продолжающейся «игре», в которую постоянно бросают старые «кости»…
Вообще, обратите внимание хотя бы на метаморфозы «архитектоники» правительственных концертов: тогда, недавно и сейчас…
Раньше структура государственного концерта была строго выстроена, архитектурно выверена. То была универсальная а-ля кремлевская пирамида. У ее подножия гнездились советские песни про «Дніпро, Дніпро», который широк-могуч, затем – арии из оперы «Запорожец за Дунаем», фрагменты «Лебединого озера», после хор Веревки или танец «Повзунець» ансамбля Вирского, еще — детские коллективы «Радуга» или «Солнышко» (что-то оптимистическое). И только под занавес, лишь к верхушке концерта-пирамиды позволялось раскрыть пасть избранным артистам эстрады…
В Москве, как правило, эта миссия отводилась А.Пугачевой. Ей позволялось даже во хмелю заводить перед ментами про миллион алых роз.
В Киеве статус «закрывальщицы» государственных мероприятий был и остался за С.Ротару. Только прежде она утверждала, что «Октябрь – удивительное слово», а теперь: «Не дивись на мене, грай, музико, грай…»
В этой «схеме», казалось, никогда не будет сбоя. Ибо власть, правительства – то есть «верхи» — всегда будут идентифицировать себя с «верхом» культуры. К которой относятся прекрасные виды и жанры: опера, балет, народное творчество, талантливая песенная лирика.
Но вскоре в этой епархии изменилось практически все (кроме мессы С.Ротару). Бандитские 90-е стерли всякую потребность в «ином творчестве» — для постсоветских правительственных запросов. А спевка политикума с попом (ударение на первом слоге) – особенно в предвыборных турах – утвердила приоритеты новейшие… Это исключительный «низ» культуры, то есть победивший на всех фронтах масскульт. Он стал новейшей политикой доминирования, подражания, навязывания, утверждения, оболванивания.
Отсюда произрастает и недавний гибрид правительственного концерта – «корпоративный трэш». Как основная форма жизнедеятельности нынешних попсовых микроорганизмов.
Интересная, однако, история вопроса прояснилась. От «кремлевской пирамиды» – через криминальный «предвыборный поп-шабаш» – к «корпоративному трэшу»… Как тревожен этот путь!
…Легко, скажем, устраивать «правительственный корпоратив ныне властвующей королеве Елизавете Английской, если у ее величества есть талантливый и добропорядочный сэр Пол Маккартни, сохранивший и живой голос, и прочный запас творческой личности, не подстроившись под партийные идеалы тамошних конкурирующих группировок.
И совсем иной расклад – здесь, у нас. В кого ни плюнешь – сразу и попадешь в участника правительственного концерта или предвыборного тура: перебежчика, политическую проститутку, фанерную пустышку... Всех этих нынешних хозяев жизни и диктаторов вкусов.
Тем драматичней в этом свете последующий вопрос: кто же впредь при новой-то власти у нас будет назначен главным КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОМ и ЦЕРЕМОНИЙМЕЙСТЕРОМ? Какие люди ответят за репертуар и досуг президента?
* * *
Эти господа не за ширмой прячутся. Музыкальное сопровождение досуга президента, очевидно, и впредь будут опекать «люди» И.Крутого. Близкого к Регионам композитора. Он возглавляет влиятельный шоу-бизнесовый организм, возросший на дрожжах 90-х, состоящий из компании «АРС», различных ее ответвлений, наподобие «Новой волны» в Юрмале.
Репертуарная политика «людей» Крутого нам хорошо известна. Все та же прокисшая солянка из поп-ингредиентов 90-х (а-ля Серов, Аллегрова, Киркоров). Плюс свеженькие примкнувшие мотыльки из прибалтийских концертов.
Четкий и жесткий (а самое главное – очень «украинский») продюсерский механизм работает без сбоев, перетирая всех «чужих», «иных» — неформатных, утверждая незыблемость раскладов 90-х.
Пикантность ситуации еще и в том, что И.Крутой на днях подписал контракт с украинской поп-группой «Пающие трусы». Полагаю, теперь-то венцом наших будущих правительственных мероприятий должны стать выступления именно этой бездарной группы – только уже, ну, пожалуйста, без трусов! Пускай еще раз убедимся: до чего все «это» докатилось…
А вот за юмор – во время досуга В.Януковича – ответственными назначат «людей» В.Зеленского из «Квартала». У них много заготовок и креативных наработок на тему власти и оппозиции. А нам того и надо. Нам только дай похихикать, послушать… На худой конец, оценить: как юмор «демократический» мутирует в юмор «холуйский»…
В общем, досугу президента не позавидуешь… Не репертуар – а прямо-таки «солнечный удар»! Вы уж там поосторожней…