Vadim - одна из основных «боевых единиц» на Ninja Tune, принадлежащей Coldcut. Большой поклонник экспериментальной стороны хип-хопа, DJ Vadim получил признание среди продюсеров трип-хопа после ряда синглов и альбома «USSR Repertoire» на Ninja Tune, недавно ремикшированного андерграундными звёздами хип-хопа ( DJ Krush, Kid Koala, Herbaliser и многими другими ) и выпущенного под названием «USSR Reconstruction». Помимо завидного мастерства в работе с вертушками и микшерами, он известен своим энтузиазмом по отношению к хип-хопу как таковому. Рассказывают, он обрабатывает новые пластинки наждачной бумагой, чтобы добиться «настоящего» треска «заезженного винила». Также Вадим организовал собственные лейбел: Jazz Fudge и K'Boro. (Адрес Jazz Fudge на Интернете: https://www.j-buyers.com/jazzfudge)
DJ Vadim рассказывает:
«Когда я куда-нибудь еду ди-джеить, я работаю с тремя вертушками: одна для амбиентных звуков, одна для ритмов и третья дека для скретчей. Ещё я беру с собой портативный самплер с моим любимым набором самплов, которые я потом вставляю в живой микс. В общем, с моей точки зрения, ди-джеить - это словно продюсировать музыку вживую, больше, чем просто играть пластинки. Я пытаюсь создать определённую атмосферу. Кроме того, это одновременно образование и развлечение. Ты учишься, ты получаешь кайф».
«Движение хип-хопа во всех отношениях прошло такой долгий путь за последние пять лет, что мне сейчас кажется, скоро должно произойти что-то потрясающее. Много людей, особенно с тусовки Биг Бита/Big Beat, критиковали хип-хоп за то, что он стал тоскливым, они говорят, слишком медленным. Но то, что он стал медленней, - самая лучшая вещь, произошедшая с хип-хопом, потому что все люди, которые им занимались по неверным причинам, ушли. Все люди, которые слушали хип-хоп только ради агрессии и скорости, - люди, которым, скажем, нравились только Beastie Boys и быстрые хип-хоповые композиции конца восьмидесятых. И как только всё это исчезло, хип-хоп смог вернуться к тому, что было его корнями: мастерство, техника и самовыражение. Даже с точки зрения текстов всё стало значительно сложнее и абстрактней - посмотрите только на Kool Keith и Company Flow, или Anti-Pop Consortium, или Sir Menelik. Глубина их поэзии поднимает рэп в такие плоскости, в которые он просто не мог попасть десять лет назад. Граффити и брейк-данс поднялись на новый уровень. Поэтому я и считаю хип-хоп самой прогрессивной формой музыки.
Coldcut могут говорить, что будущее ди-джеев лежит в «лэп-топах» и вообще компьютерах, но сейчас невероятные вещи можно делать на вертушках. Прочитайте интервью с Babu, и он скажет, что искусство «скретча» ещё находится в зачаточном состоянии. За последние три года было найдено больше скретчей и технологических приёмов, чем за последние пятнадцать лет развития культуры ди-джея. Сейчас существует где-то триста-четыреста скретчей и способов манипулировать пластинкой, которые можно сделать на вертушках, эффектов, которых вы не получите ни на компактах, ни на компьютерах.
Историческая справка:
5 миллионов лет до н.э. первый человек на земле почесал свой затылок.
1974 г. н.э. DJ Kool Herc в Бронксе, Нью-Йорк, сводит две пластинки вместе, таким образом начав новую эпоху для ди-джеев. Первой пластинкой, которую он тогда использовал, была «Give It Up Or Turn It Loose» Джеймса Брауна.
1976 г. Afrika Bambaata получил свой первый набор вертушек в подарок от матери. В то же время Grand Wizard Theodore в возрасте тринадцати лет изобретает искусство скретча.
1977 г. Джозеф Саддлер, a.k.a. Grandmaster Flash, одалживает у своего отца пластинки и начинает ди-джеить.
1981 г. Первое радиошоу, полностью посвящённое хип-хопу, Zulu Beats, появляется на радиоволнах в Нью-Йорке. Выходит сингл «Adventures Of The Wheel Of Steel» Grandmaster Flash.
1982 г. Сингл Afrika Bambaata & Arthur Baker «Planet Rock» только в одних США расходится тиражом в 600 000 экземпляров, отметив официальное признание хип-хопа.
Техника скретча
(со слов Тони Вегаса и DJ Cash Money)
Фейдер (англ. fader): один из тумблеров на микшере, регулирует сигнал, идущий с одного из каналов; постепенно понижая его с максимума до нуля, создаётся эффект, будто пластинка/звук с пластинки постепенно исчезает, - отсюда и название, to fade - постепенно исчезать, увядать.
Кроссфейдер: регулирует баланс между двумя каналами, оставляя итоговый сигнал/звук на одном уровне/одной громкости; скажем, передвигая кроссфейдер из одного края в другой, вы постепенно «гасите» звук с одной вертушки, параллельно вводя вторую.
АЗЫ:
Baby Scratch/Бейби
Просто, так как звучит, это то, чему учатся в первую очередь. Простое движение рукой вперёд и назад по пластинке, фейдер не используется. Скретч простой, но с ним можно сделать тысячу разных вещей. Многие сейчас игнорируют простые стили, но по отношению к ритму, звуку и фанку этот стиль самый важный, точка. Если у вас этого нет, забудьте обо всём остальном. Нужно начинать с самого начала.
Stabbing/Стэбинг
Так же, как и Бейби, рука вперёд, рука назад, но вы двигаете фейдер одновременно с рукой на пластинке. Вместо двух звуков, получаемых Бейби - пластинка вперёд и назад, - вы получаете лишь один звук, когда пластинка движется вперёд.
Cutting/Катинг
Катинг - это скретч с использованием кроссфейдера наподобие Стэббинг, но вы его движете в два раза медленней, в результате последний звук движения пластинки вперёд совмещается с первым звуком движения назад.
Transformer/Трансформер/Трансформация
«Трансформация» концентрируется на использовании вашей руки на микшере в роли «выключателя» (вы можете использовать кроссфейдер, фейдер или переключатель канала). Если у вас есть длинный звук «а-а-а-а...» - трансформация превратит его в «а, - а, - а, - ...». Этот метод изначально возник как способ сделать длинную ноту или вокальный сампл более интересными, но затем развился в нечто большее - развив свою технику, люди начали его использовать на коротких нотах. Это может быть очень скоростной скретч и это может быть медленный фанковый скретч.
Flare/Флеер/Вспышка
Этот скретч - мутация трансфромера, где вы используете обратное движение кроссфейдера. Если вы делаете трансформацию, вы, например, делаете четыре движения, и так как трансформер начинается с отключённым звуком, в результате вы получаете четыре звука. С флеер вы начинаете со звуком и таким образом получаете экстраноту в то же количество движений. Большое пространство для экспериментирования.
ТЕХНИКА:
Crab/Краб
Это началось как облегчённая версия флеер, используя большой и три других (кроме мизинца) пальца на фейдере. Вы используете большой палец в качестве курка на фейдере и двигаете тремя остальными пальцами один за другим на фейдере, словно походка краба, возвращая фейдер назад к большому пальцу, он движет его назад и т.д. Это очень хороший скретч, и в нём заложено значительно больше, чем скорость.
Orbit/Орбита
Орбита - это просто два флеера, один вперёд, один назад, но соединённых так, что в итоге у вас получается нечто вроде грохота, а не отдельные звуки. Сделать скоростной флеер не так уж и сложно, но для скоростной орбиты надо иметь мастерство. DJ Babu (из лос-анджелесской команды Beat Junkies) умеет делать прямо-таки неземные орбиты. Но он просто бог. Всегда им был.
Rub/Раб/Трение
Вы двигаете пластинку вперёд и назад, не касаясь фейдеров, но с пальцем второй руки на виниле, создавая впечатление, будто пластинка заедает. Это сложно, и при малейшей неточности игла может прыгнуть. Вы также можете сделать вариацию трансформации без использования фейдера, «подтягивая» пластинку во время длинного шума при помощи пальца.
Echo/Эхо
Во время любого скретча вы создаёте экстраэффект, изменяя громкость. Самый простой способ: во время бейби-скретча вы переводите фейдер в минимум. Если вы ещё и ускорите скретч, то это будет звучать, будто он исчезает вдали на расстоянии. С эхом вы можете делать флеер, вы можете делать краб, вы можете делать орбиту - всё это создаёт определённый стиль.
Juggling/Переключение
Как имя и предполагает, вы переключаетесь между двумя пластинками на вертушках. Использовать две копии одной композиции, переключаясь между ними в такт, может звучать как одна пластинка. Что само по себе неинтересно, но если это же делать в разных местах немного вне ритма, так можно создать нечто новое. В настоящее время у переключения уже есть вступление, центральная часть и эпилог, и ди-джеи работают музыкальными проигрышами, басами, вокалами и т.д. Это чисто музыкальный процесс, у вас должно быть понимание и ощущение музыки. Это также один из самых сложных скретчей, который можно исполнять вживую.
Drills And Shivers/Дрилл и Шивер
Дрилл - это когда вы напрягаете свою руку на пластинке и начинаете ею трясти, словно супербыстрый бейби-скретч. Шивер - это дрилл, но в то же время вы понемногу передвигаете пластинку вперёд и назад, делая дрилл на разных звуках на пластинке.
ВРАГ:
Прыгающая игла (на вертушке). Этого тяжело избежать. Всё зависит от проигрывателя, (звукоснимающей) головки, самой пластинки (качество винила, изогнута ли пластинка, размер звуковых дорожек/борозд - делать скретч на долгоиграющих пластинках (т.е. не синглах) исключительно неудобно), размера отверстия в центре пластинки. Отверстие должно быть достаточно широким, чтобы позволить пластинке двигаться вокруг оси, но достаточно узким, чтобы пластинка не совершала никаких поступательных движений.
СОВЕТЫ:
Изменяя скорость деки (между 33-мя и 45-ю) во время скретча, вы изменяете тон звука.
Медленно понизьте уровень/громкость пластинки, играющей на второй вертушке, затем верните её к начальной громкости, чтобы усилить впечатление от скретча.
DJ Cash Money: «Если вы собираетесь копировать чей-либо стиль, копируйте, а затем поднимите его на следующий уровень. Если вы кем-либо хотите стать, вы должны отличаться. Не бойтесь ошибок, я открыл большинство своих приёмов именно из ошибок...»
Интерконтинентальный Стиль:
Где живут и играют лучшие скретч-ди-джеи....
Сан-Франциско:
The Invisibl Skratch Piklz, в составе Q-Bert, Short Kut, Mixmaster Mike, A-Trak, Peanut Butter Wolf.
Лос-Анджелес:
Beat Junkies, в составе Melody, J-Rocc, Babu, Symphony, Rhettmatic.
Нью-Йорк:
The X-Ecutioners, в составе Rob Swift, Roc Raider, Mista Sinista и Total Eclipse.
Fifth Platoon, в составе Rolly Rol, Neil Armstrong, Daddy Dog, Doh-Boy.
Канада:
Kid Koala.
Лондон:
Tony Vegas and the Scratch Perverts, в составе First Rate, Prime Cuts, Renegade, Mr Thing, DJ Elmo.
The Enforcers, в составе Pogo, Swift, Billy и Etend Beyond There.
Япония:
Yoshi
Использованы материалы из журналов DJ и Muzik.