UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕНАТО БРУЗОН, «КОРОЛЬ БАРИТОНОВ»

В мае в Национальной опере впервые в Украине состоялся концерт великого итальянского певца, солиста театра Ла Скала Ренато Брузона, признанного лучшим баритоном мира...

Автор: Александр Москалец

В мае в Национальной опере впервые в Украине состоялся концерт великого итальянского певца, солиста театра Ла Скала Ренато Брузона, признанного лучшим баритоном мира. По его желанию в концерте также приняла участие солистка Национальной оперы, лауреат международных конкурсов Ольга Микитенко. Этот вечер стал настоящим праздником бельканто и одним из редких примеров гастрольных выступлений крупных итальянских оперных певцов в нашей стране. Концерт был посвящен двухсотлетию со дня рождения Гаэтано Доницетти и состоялся при поддержке посольства Италии в Украине.

Критики единодушно называют Брузона «королем баритонов». Немного обидно, что мы, наперечет зная «турнирную таблицу» итальянских теноров, часто забываем о не менее достойных мастерах бельканто, поющих баритоном. Этому может быть только одно оправдание - оперные зарубежные звезды первой величины уже в течение многих десятилетнй не балуют Киев своими выступлениями.

Любовь к музыке маэстро Брузон унаследовал от матери, которая умерла, когда ему было восемь лет. Ему была выделена стипендия, что позволило заниматься в консерватории города Падуя в классе педагога Елены Чериати. Но после военной службы ситуация в семье изменилась: отец предложил юному Ренато самому искать средства к существованию. Тогда певцу посчастливилось найти второй дом - в семье друга, где к нему относились как к сыну и брату. Дебют певца состоялся в 1961 году в Сполето в опере Верди «Трубадур». Вскоре последовало выступление в Римской опере в «Пуританах» Беллини.

Недавно Брузон снова побывал в городе своей юности - 18 февраля он принял участие в концерте в падуанском соборе Святого Антония. Впервые в жизни он вошел в эти стены не как обычный прихожанин, а как концертант. Поначалу его даже несколько смущала перспектива выступить в помещении собора - до сих пор он пел только в светских залах.

Маэстро считает, что по-настоящему начал оперную карьеру с исполнения опер Доницетти. С 1970 года началось его сотрудничество с выдающимся дирижером современности Риккардо Мути. Первая их встреча состоялась во Флоренции на спектаклях «Бала-маскарада». В 1972 году он дебютировал на сцене Ла Скала в «Линде ди Шамуни». В оперном искусстве конца ХХ века Брузон бесспорно считается вердиевским баритоном номер один, но именно Доницетти помог ему «перейти на язык Верди». Если говорить о традиционном амплуа баритонов, у Верди это обычно образы отцов и страдающих супругов. Как признался маэстро Брузон в одном из недавних интервью, на 80 процентов вердиевский баритональный репертуар выглядит именно так. У самого Верди тоже был баритон, видимо, поэтому самые вдохновенные страницы его опер написаны с рассчетом на этот голос. В течение своей карьеры Брузон спел в девятнадцати вердиевских операх, многие из них по нескольку раз записаны. За записи он удостоен многих престижных премий, в том числе международной премии Иллика и титула каммерзингера венской Штатсоперы.

7 декабря в театре Ла Скала состоялось чествование Ренато Брузона, во время которого он выступил в заглавной партии в «Макбете» Верди. Уже около 400 раз пел маэстро в этой опере, ведущие театры мира настойчиво вновь и вновь приглашали его на эту роль. Впервые в истории Ла Скала подобное торжество происходило с участием певца, который исполнял столь значительную партию в возрасте 62 лет. После такого события вполне допустимым было бы завершить карьеру. Но маэстро полон творческих планов, более того, он расширяет свой оперный репертуар. Сразу после киевского концерта он спел в новой постановке «Сицилийской вечерни» в венской Штатсопере. В этом году его ждут в Вене, Монте-Карло, Токио... А в Бергамо предстоит новая постановка оперы Доницетти «Фуриозо», таким образом, репертуар прославленного баритона пополнится уже пятнадцатой доницеттиевской партией.

После оркестровой репетиции за день до киевского концерта мы обратились к маэстро Брузону с некоторыми вопросами, касающимися тонкостей вокального мастерства.

- Разделяете ли вы мнение о том, что Вагнер для итальянцев неприемлем?

- Я никогда не пел Вагнера. Только в первые годы карьеры я пел в «Лоэнгрине», но по-итальянски. Больше я никогда его не пел и почти никогда в жизни не пел но-немецки. Для итальянца это очень трудно в смысле «посыла» голоса и произношения. Из немецкой музыки я в свое время ограничился исполнением некоторых песен Шуберта, Брамса, а также «Немецкого реквиема» Брамса.

- Как вы относитесь к славянской школе пения?

- Это совершенно другой тип техники пения. Но многие славянские певцы сделали великолепную карьеру в театрах Италии и Европы.

- В чем же основные различия между школами?

- Школа зависит от языка, на котором говорят и поют. Когда я пел по-немецки, мне было невероятно трудно. В немецком языке есть очень трудные для итальянцев звуки. Приходится петь «горлом».

- Каково ваше отношение к исполнению камерного репертуара, стоит ли крупному оперному певцу тратить время на концертные выступления с камерными программами?

- Необходимо находить время для исполнения камерного репертуара, так как камерная музыка - это школа пения. Она не сравнится с оперной, без нее не прийти ни к Верди, ни к Вагнеру, ни к чему.

- Какое у вас осталось впечатление от оркестра нашей оперы?

- Довольно хорошее, проблем не возникало. На репетиции мы поддерживали друг друга.

В концерте маэстро исполнил четыре больших арии из опер Доницетти, Верди, Джордано и дуэт Жоржа Жермона и Виолетты из «Травиаты», спетый с Ольгой Микитенко. Наша соотечественница также исполнила арию Лючии из первого действия «Лючии ди Ламмермур». В концерте также звучали оперные увертюры в исполнении оркестра Национальной оперы под управлением народного артиста Украины Владимира Кожухаря.

Среди звучавших арий была ария дона Альфонсо из оперы Доницетти «Фаворитка». Маэстро пел ее со вступительным речитативом и завершающей стреттой. Это случается крайне редко в нашей концертной практике. К тому же в стретте маэстро блестяще проиллюстрировал свои слова о необходимости владения акцентами на легато. Приятное разнообразие в программу внесла и ария из редко звучащей у нас оперы Умберто Джордано «Андре Шенье». Именно одну ее и было позволено записать представителям радио и телевидения. Взяв грех на душу, можно предположить, что такой выбор не случаен. Ведь в этой арии требуется пение преимущественно в среднем регистре, поэтому некоторые возрастные изменения голоса в «верхах» так и не остались увековеченными в записи, сделанной украинским радио.

Звучали также хрестоматийные арии из «Дона Карлоса» и «Риголетто» (последняя - на бис).

Особенно приятным и символичным было участие в концерте Ольги Микитенко. Она не перестает удивлять слушателей уникальным, сразу узнаваемым тембром голоса, безупречным мастерством и незаурядным драматическим даром.

Будем надеяться, что в будущем итальянские оперные звезды будут приезжать к нам не только на закате своей карьеры, и когда-нибудь мы еще услышим нынешнее поколение примадонн и премьеров Ла Скала.