UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реконструкция памяти

Было бы большой ошибкой заявлять, что большинству украинских граждан безразлично, какие символы их окружают...

Автор: Григорий Полюшко

Было бы большой ошибкой заявлять, что большинству украинских граждан безразлично, какие символы их окружают. Вопросы исторической памяти в Украине намного сложнее ситуации с перенесением памятника погибшим советским воинам в Таллинне. И круг этих вопросов намного шире, ведь это не только монументы, но и барельефы, памятные доски, названия улиц, площадей и т.п. Они охватывают семидесятилетний период времени, и многие из них идеологически противостоят независимости нашего государства. Изменение состояния советской символики может быть использовано отдельными силами, часто за пределами нашего государства, для усиления напряженности в обществе. Однако, несмотря на это, работу по замене старых символов необходимо продолжать. Спокойно, не спеша, с учетом изменений, происшедших за последние пятнадцать лет.

Коммунистическим идеологам было хорошо известно, как влияет на человека окружение. Памятники, монументы, названия улиц, предприятий, парков и т.п. несут разную информацию, способную влиять на подсознание (особенно у детей). Названия, монументы — это символы. Адекватны ли они? Как правило, человек редко об этом задумывается. В то же время мы пытаемся строить новую демократическую страну в условиях прежнего идеологического окружения. Продолжаем жить в среде, где на каждом шагу прославляется жертвенность народа и отдельного человека во имя невыполнимых идей.

Нужно разобраться, наконец, кому поставлены памятники и за какие заслуги, в чью честь названы площади и улицы? Возьмем, к примеру, памятники и названия улиц в центре Киева — в одном из кварталов Печерска. Часть из них посвящена событиям, связанным с уничтожением в 1918 г. законной Центральной рады. Как, скажите, быть с памятниками, памятными досками и названиями улиц в честь восставших арсенальцев? Именно они подняли вооруженное восстание в Киеве против независимости Украинской Народной Республики. В их честь названы ули­цы: Январского восстания, Аистова, Анищенко, Иванова. Послед­ний прибыл в Киев в 1916 году и стал одним из руководителей мятежа. Такая же ситуация с памятниками: восставшим арсенальцам с пушкой на постаменте, Ленину на заводе «Арсенал», барельефом на заводском корпусе; монументами на братской могиле погибшим арсенальцам в Мариинском парке и на братской могиле участникам революционных событий 1917 г. в том же парке, бюстом Иванова.

В то же время почему нет памятника погибшим гайдамакам, сечевикам и всем, кто защищал Украину от мятежников? Коммунистическая пропаганда сделала свое дело: некоторые до сих пор считают их «буржуазными националистами», то есть врагами. И это мы не так давно увидели в Полтаве, где установка знака о будущем скульптурном сооружении главному атаману войск УНР и главе Директории Симону Петлюре вызвала сопротивление. Одним из обвинений в его адрес было то, что он послал навстречу «революционным частям» Му­равьева, под железнодорожную станцию Круты, необстрелянных студентов. Можно по-разному интерпретировать исторические обстоятельства, при которых было принято это решение. Как бы то ни было, герои Крут пошли защищать Киев по зову сердца, и часть из них погибла в бою с превосходящими силами противника. Нещадно обстреляв Киев из тяжелых пушек, муравьевцы захватили его. Любого жителя города, говорящего на украинском языке, имеющего украинские документы или просто белую кожу на руках, расстреливали без суда и следствия. Вот как освобождали Киев от «националистов» при активной поддержке местных «революционеров». Странно, что советская власть не установила монумент Муравьеву.

Недавно на месте боя под Крутами при участии президента Ук­раины Виктора Ющенко откры­ли памятник погибшим студентам. Не простояв и нескольких месяцев, он пережил нападение ванда­лов. Плита со словами Гимна Ук­раины была облита краской. На монументе сделана прово­кационная надпись «Слава России». Неужели это сделал какой-то свихнув­шийся одиночка? Сомневаюсь.

Была приостановлена и другая инициатива полтавчан, связанная с желанием иметь в городе памятник гетману Ивану Ма­зепе. Против его установки почему-то выступила Украинская пра­вославная церковь. Именно церковь предала гетмана, сделавшего для ее блага, пожалуй, больше, чем все гетманы вместе взятые.

Возвращаясь к монументу арсенальцам, автор этой статьи не призывает снимать с постамента пушку и устанавливать на нем казака с ружьем. Кстати, раньше на этом постаменте стояли бронзовые фигуры предателей гетмана Мазепы — полтавского полковника Искры и генерального судьи Кочубея. Но даже советской власти они не пришлись по душе, и их отправили в переплавку. В 1923 г. освободившееся место на постаменте заняла пушка. Сегодня, глядя на нее, не можешь понять, кому же на самом деле этот памятник? По­хоже, большевистские идеологи где-то просчитались. Надпись извещает, что арсенальцам, но жерло пушки направлено на завод. Так и стоит она на месте, с которого вели наступление украинцы. Это наглядно подтверждает изрешеченный пулями заводской корпус. Впрочем, этот памятник можно было бы оставить как символ примирения. Для этого достаточно сделать на постаменте еще одну над­пись — в честь воинов Украин­ской Народной Республи­ки. Иначе памятник будет однобоко освещать историю тех трагических событий.

Памятники Ленину и его «дос­тойным» продолжателям, не вписывающиеся в идеологию построения нового демократического и независимого государства, тоже нет надобности уничтожать. Их можно было бы просто убрать с площадей и улиц города и установить в одном из парков. Такие предложения, вполне рациональные, звучали уже не раз. «Парк советского периода» в Киеве уже есть — это Мариинский (бывший Советский, Пролетар­ский) парк. Целесообразно перенести памятники революционным и советским деятелям именно в Мариинский парк еще и потому, что в нем уже стоят несколько подобных. Речь идет о двух монументах на братских могилах погибших участников революционных событий. Здесь также похоронен Иванов, бюст которого на постаменте стоит в районе площади Славы. В этом же парке установлен еще один противоречивый для нас памятник — генералу Ватутину, умершему в Киеве от ранения. Немногие знают, что подстрелили его воины Украинской повстанческой армии. В народе этот генерал известен своей жестокостью по отношению к украинцам, пережившим немецкую оккупацию и призванным в ряды Красной армии. Из-за него погибли тысячи украинских крестьян. Поэтому и надпись на постаменте — «Генералу Ватутину от украинского народа» — каждый понимает по-своему.

Предвижу, что не все согласятся с моими словами. Прежде всего коммунисты, которые сегодня активно обвиняют других в вандализме. Между прочим, уже через полгода после захвата власти Владимир Ульянов подписал декрет о снесении памятников, возведенных в честь царей и их слуг, и сооружении новых памятников революционным событиям и лидерам мирового пролетариата. Для тоталитарных режимов такие памятники всегда служили агитацией и помогали идеологически обрабатывать души людей. Но большевики пошли еще дальше. Вандалы разрушили памятники на старинных кладбищах города. Архивные документы и воспоминания киевлян свидетельствуют, что гранитные постаменты с кладбища на Аскольдовой могиле большевики использовали для фундамента здания Кабинета министров, мраморные достались Художест­венному институту, бронзовые части пошли на индустриализацию страны. Даже кости покойных переворошили в поисках ценностей.

Проблемных вопросов, связанных с памятниками погибшим во Второй мировой войне, по сравнению с предыдущими, намного меньше. Они есть почти в каждом населенном пункте страны. Время все расставит по местам. Проблемы, возникающие время от времени, это проблемы отдельного региона. Речь идет о памятниках воинам УПА и сотрудникам НКВД, в послевоенное время воевавшим друг против друга. Каждый с оружием в руках защищал свою правду. Кому-то не понравится установка памятников Шухевичу или Бандере — но население западноукраинских областей считает их героями, положившими жизни за независимую Украину, и с этим следует считаться. Очевидно, это явление временное и исчезнет само по себе, когда население получит правдивую информацию о деятельности УПА.

Впрочем, проблему раздувают. Чего стоит одно только решение крымских властей об установлении памятника жертвам бандеровцев под названием «Выстрел в спину». Почему именно сейчас возникла идея установить такой памятник? И каким «жертвам»? Как известно, отряды УПА рейдов по Крыму не проводили. Действительно, какое-то количество выходцев с полуострова погибло в Западной Украине в 1944—1953 гг. Система использовала их для подавления борьбы народа за свою независимость. И не только их. Она послала украинцев Востока и Центра насильно строить рай для украинцев Запада, которые хотели строить его сами. Московские власти столкнули людей лбами, и последствия этой политики до сих пор не устранены окончательно. Не все так просто в этих вопросах, и те, кто их постоянно обостряет, не хотят объединения Украины. В ненависти к Украине они забыли даже о жертвах фашизма, о тысячах офицеров, которых в 20-х годах расстреляли в Крыму чекисты. Такая вот прогрессивная коммуно-социалистическая память.

События последних дней говорят о том, что в стране, не имеющей собственной идеологии, будет насаждаться чужая. Это видно всюду, в том числе и в Одессе, где за одну ночь разрушили памятник потемкинцам, освобождая место для российской императрицы Екатерины ІІ. Подобная пощечина для украинцев запланирована и в Крыму... Такие действия местных властей только дестабилизируют ситуацию в Украине. Как воспрепятствовать этому? Пожалуй, целесообразно принять отдельный закон и создать специальную комиссию при Кабинете министров, которая рассматривала бы и утверждала решения городских и областных общин по установке и снесению памятников и монументов. Только так можно противостоять хаосу и вандализму и воплотить в жизнь идеи исторической памяти украинского народа.