UA / RU
Поддержать ZN.ua

РЕКОНСТРУКЦИЯ ДУХОВНОСТИ

Искусство подобно религии в самых различных ее проявлениях. Его развитие зависит вовсе не от новых открытий, перечеркивающих старые истины.....

Автор: Надежда Веровенко

Искусство подобно религии в самых различных ее проявлениях. Его развитие зависит вовсе не от новых открытий, перечеркивающих старые истины... Его развитие обусловлено... новыми идеями, органично возникающими из прежней мудрости.

Д.Андервуд

С 60-х годов в Европе начали распространяться новые направления в искусстве, которые стали называть «экологическими». Из определения понятно, что художники, относящиеся к этим направлениям, занимались проблемами взаимоотношения человека и среды обитания. Правильнее сказать: художники интуитивно решили эту проблему лет за 10-15 до того, как определилось новое направление в современной философии морали - экологическая этика.

В конце 60-х американские художники Роберт Смитсон и Майкл Хейзер в пустынях американского Запада создали первые произведения «земляного искусства». Сотворенные из грунта, зыбкие и в то же время монументальные, работы были вызовом, альтернативой коммерческому искусству, переполнившему мир. Идея свободного творчества из материалов, предоставленных самой природой - земли, деревьев, ветвей, листьев, снега, воды, воздуха, травы, колючек, цветов, огня, захватила многих. Правда, уйти от докучливой коммерциализации не удалось: зафиксированные фотографией произведения были представлены в галереях, репродуцированы, каталогизированы, изданы и заняли соответствующие места в экспозициях и коллекциях.

Мало того, благодаря доступности информации и высокому уровню цивилизации стало возможным создание уникальных по замыслу и воплощению проектов.

Одно из наиболее впечатляющих произведений - «Лэмбтонское земляное устройство» Голдсуорси, созданное в 1988 году, когда трудности с отсутствием покровителей были позади. Гигантское змееподобное сооружение протяженностью 495 м можно охватить взглядом лишь с борта самолета либо на фотографии. Приспособленное под езду на велосипеде и для пеших прогулок, оно было арендовано обществом «Северных искусств» совместно с одной из частных компаний.

Еще один английский художник Ричард Лонг во время прогулок по пустырям задумывал, где проложить борозду, где сложить гряду из осколков скалы, где поленницу из стволов, привлекая в соавторы естественные временные и природные процессы. Карта с маршрутами его путешествий, пояснительный текст и фотопленка - свидетельства его экспериментов. Он рассматривает свою работу «как абстрагированное искусство, просто и целесообразно включающее в себя пространство мира».

В 1977 году Питер Дейвис задумал проект, грандиозность которого распространяется не только на пространственные, но и на временные категории. Более тридцати скульпторов одновременно, обживая и создавая природную среду длительное время, выполнили комплекс работ в Гриздайльском лесу в Камбрии. 65 скульптур встречает посетитель на одиннадцатикилометровом пути. Органичное сотрудничество человека с природой создает поразительные, часто неожиданные эффекты, провоцируемые еще и естественными ритмами времен года, суток.

Прибавьте пленительное воздействие ветра, дождя, солнца, птиц на слух и обоняние!

Упоминаемый выше Голдсуорси в 1989 году получил заказ на создание произведений изо льда и снега на Северном полюсе. Он задумал свои работы как своеобразные ловушки для ветра и солнца. Результат - серия фотографий, изданных отдельной книгой, ставшей праздником «самой сути Земли - одной из величайших сил природы, правящих на нашей планете».

Как вообще в конце XX века у кого-то еще язык поворачивается проповедовать, декларировать, вообще чем-то последовательно заниматься вместо того, чтобы тихо и незаметно пропорхать часть жизни, а потом с трепетом затаиться, и чтоб не видно и не слышно! Как еще взбредет кому-то в голову, что мы смеем и даже должны (!) оставлять какие-то следы, тогда как нужно накрыться лопушком, лепестком, травинкой и дрожа молиться за то, чтобы за все наши «следы» не впаяли нам по полной программе.

А. Смирнова «Декоративное искусство». №5. 1989 г.

Вряд ли можно говорить о существовании экологического направления в украинском искусстве, имея в наличии лишь концептуальный проект львовянина Игоря Подольчака, предполагающий создание к 2000 году 40-метровой ледяной пирамиды, венчающей Эверест и символизирующей наивысшую точку цивилизации, и плетеные формы киевлянки Тамары Бабак. Однако прецедент имеет место, почему бы его не поддержать, не развить.

Может быть, когда-нибудь историки искусства напишут, что экологическое направление в украинском искусстве родилось в 1988 году, когда Тамара и Александр Бабаки, коренные киевляне, купили хату в селе Великий Перевоз, что на Полтавщине. До этого у Тамары были три курса политехнического института, отделение дизайна киевского промышленного техникума, работа на комбинате, что, впрочем, никакого отношения к теперешнему творчеству не имеет. Ни рациональность мышления, ни техникумовские навыки не пригодились. То была долгая дорога к себе. К интуитивно-подсознательному сотворчеству с природой, когда трудно определить, разделить, кто ведущий, кто ведомый, кто диктует - художник или лоза. Подсознание художницы, к счастью, осталось не заблокировано сознанием. Без сомнения, природа совершенна в любых своих проявлениях, независимо от того, комфортно в ней человеку или нет. Художник Тамара Бабак и не ставит себе задачу усовершенствовать или изменить ее. Она включается в естественный процесс, привнося нечто и оставляя затем свои творения продолжать жить в этом процессе. Извлеченные из естественного природного контекста, они жизнеутверждающе прорастают в выставочных залах. Язычески чувственные «Ритуальные объекты» настолько одновременно и вычурны, и просты, что кажутся рожденными Природой, а не руками женщины. А может, художник - это человек неслучайно выбранный Богом в подручные, в подмастерья для постоянного, непрекращающегося процесса сотворения мира?

Впервые монументальные работы, выплетенные из лозы, под названием «Ритуальные объекты» были выставлены в 1992 году на выставке «Родовід». Ко времени второго появления в галерее Центра Сороса в 1995 году новых работ под тем же названием их антропоморфность, узнаваемость несколько стерлись. Они стали проще, обобщеннее. Художник погрузился глубже в интуитивное и бессознательное, извлекая эстетические эмоции из тех уровней, где несется поток чувственного опыта. Формы, рожденные воображением, первичны и символичны.

Новая серия работ под названием «Ритуальные предметы» демонстрировалась в галерее «Триптих». Неожиданно Тамара Бабак высказалась в малых формах. Всегда удивительно и не типично соединение в одном художнике двух способов мышления - монументального и станкового. Неожиданность оказалась не только в смене формата, но и во внутреннем статусе произведений. Если «Ритуальные объекты» величаво-статичны, то «предметы» полны внутренней динамики. Некоторые и внешне подобны объемно-графической формуле смерча, водоворота.

Выставка как бы раздвинула пространство галереи, вместившей микрочастицы макрокосма, но слияния не произошло, да и не могло произойти. Для него нужна самая малость - не разъединять их. Не обстоятельства должны диктовать художнику, а художник может и должен формировать обстоятельства и среду.

Тамара Бабак в идеале художник ландшафта. Ее работы грезятся в органичной для них среде - в лесу, в поле, в овраге, на подворье - там, где много воздуха, а пространство ограничено лишь линией горизонта. Тамара Бабак единственная, по крайней мере в Украине, увидевшая и выбравшая этот путь и одна из немногих, кто обладает значительной внутренней силой и убежденностью, чтобы противостоять филистерскому увлечению утилитарной декоративностью, с одной стороны, и снобистскому псевдоэкспериментаторству - с другой.