UA / RU
Поддержать ZN.ua

Реформа эстетического образования: скандал вместо музыки

Сегодня очень много страстей и сетевых дискуссий вокруг так называемой реформы эстетического образования. Проблема в следующем: начальное профессиональное эстетическое образование могут деформировать, а то и уничтожить инициативы наших чиновников. Превратив профессиональные школы - в художественную самодеятельность.

Автор: Ольга Кизлова

Сегодня очень много страстей и сетевых дискуссий вокруг так называемой реформы эстетического образования. Проблема в следующем: начальное профессиональное эстетическое образование могут деформировать, а то и уничтожить инициативы наших чиновников. Превратив профессиональные школы - в художественную самодеятельность. А декларируемая "децентрализация" (с окончательным переводом таких школ на местные бюджеты) попросту их уничтожит.

Проблема реформмирования эстетического образования витает в воздухе давно. Попыток прикрыть его начальное звено в нашей стране предпринималось немало. Только за последние пять лет мы стали свидетелями третьей волны официальной борьбы государства с талантливыми детьми.

Разговоры о том, что музыкальные школы (школы искусств) "удушат" хозрасчетом и самоокупаемостью, в кулуарах музыкальных школ ведутся давно и настойчиво.

Откровенные прямые попытки совершить подобное предпринимались в 2013-м премьером Н.Азаровым.

Однако с уходом в прошлое президента В.Януковича накрылись медным тазом и их реформы.

В 2015-м - в каденцию премьера А.Яценюка и вице-премьера - министра культуры В.Кириленко - подобная угроза возникла вновь (на эти темы есть много публикаций в СМИ, в том числе в ZN.UA).

Нынешняя реформа, как и ее предшественницы, возникла по весне, еще в конце учебного года, дабы подготовить общественное мнение и законодательную базу, и к следующему учебному году отправить эстетическое образование "на свои хлеба".

А значит, скажем прямо, постепенно ликвидировать. Ведь только в Киеве в системе департамента культуры насчитывается около пятидесяти школ начального эстетического образования. В основном музыкальных. Но есть художественные, хореографические, театральные отделения в школах искусств. Есть и отдельные школы по этим специализациям.

Откровенно говоря, подобного, почти бесплатного начального музыкального и пр. эстетического образования нет нигде в мире. Наше - это достояние, оставшееся в наследство от СССР. Как бы мы ни относились к своему социалистическому прошлому, эта его часть - явление, безусловно, позитивное.

Остановимся на музыкальных школах - наиболее массовом звене. Сегодня в столице родители ученика-музыканта платят в среднем в государственную казну около
200 гривен. В провинции - меньше. Остальное доплачивает госбюджет.

За эти деньги дети получают 2, иногда 3 урока специальности в неделю, уроки сольфеджио, хора, музыкальной литературы, ансамбля или оркестра, дополнительного (общего) фортепиано для не-пианистов, порой композиции, теории музыки.

Зарплата идет их педагогам по этим дисциплинам, а также концертмейстерам-аккомпаниаторам, администрации, техработникам и т.д.

Не говорю об инструментах,
аудио- и видеотехнике, нотных библиотеках, компьютерах, оплате помещений, электричества и т.п.

Никто не спорит - деньги тратятся немалые.

Но! Сколько ребят получают музыкальное развитие, становятся сознательными, потенциальными потребителями хорошей музыки - посещают филармонию, оперу, приобретают записи.

На днях довелось побывать на очередном концерте Святошинской районной детской филармонии, где силами учеников и педагогов расположенной в Святошинском районе 29-й киевской ДМШ прошел музыкальный праздник, представивший хоровые номера, выступление скрипичных и гитарных ансамблей, фортепианные дуэты, квартет баянистов, трио с участием трубы. Прозвучала музыка В.А. Моцарта, Ф.Шуберта, С.Прокофьева, Е.Дербенко, А.Бабаджаняна, песни В.Ивасюка и Е. Крылатова. Полный концертный зал публики, довольные родители, взволнованные артисты и учителя. Лучшие из юных исполнителей в перспективе пополнят ряды профессиональных музыкантов - при условии, что их музыкальное развитие не прервется нынешней "реформой".

А сколько фестивалей, детских концертов в Национальной филармонии, исполнительских конкурсов, курсов повышения квалификации для учителей всех специальностей и других мероприятий проводит Методический центр департамента культуры КГГА!

И так по всей Украине, что особенно важно в провинции, где в каждом городе и большом селе музыкальная школа - один из важнейших центров культурной жизни, место выступлений маленьких музыкантов и их наставников, постановок детских опер, концертов учительских и ученических хоров и оркестров.

Поскольку наши соотечественники не получают "западного" вознаграждения за свой труд, можно ли ожидать, что за обучение музыке своих детей они смогут платить по принятым в мире тарифам?

Не секрет, что никто не считается с нашими заработками, к примеру, в сфере оплаты коммунальных услуг (насущной части жизни каждого человека). Так почему же мы надеемся, что нас услышат в стремлении приобщить своих детей к прекрасному?

По ходу прошедшего в начале февраля "круглого стола" (непонятно, что это вообще за орган), осталось впечатление полупрофанации сложнейшего профессионального вопроса. Поскольку мнения практиков - педагогов, директоров школ - не пересекались, а звучали "параллельной прямой" к тому, что настойчиво декларировали чиновники.

Напрашивается вывод о заранее заготовленной односторонней позиции чиновников. За слоганами о необходимости приближения эстетического образования к массам, о разделении учеников на будущих профессионалов и тех, кто "учится для себя", воспитании потенциальных слушателей классической музыки (кто им мешал делать это до сего дня?) скрывается, как часто бывает в операх, "подводное течение действия". Когда на фоне слов поющих героев звучит совершенно иная, тайная, противоречащая им линия оркестра.

Непонятно и то, почему отечественные чиновники не осознают, что с развалом начального образования иссякнет приток кадров в средние и высшие учебные заведения. Или они настолько близоруки, что рубят сук, на котором сидят, и все же доведут нынешнюю реформу до состояния "девятого вала", который накроет украинскую культуру гибельной волной?

К сожалению, под видом реформы, т.н. "децентрализации", иными словами, перехода музыкальных и остальных школ эстетического направления из госбюджета на местное финансирование, происходит завуалированное уничтожение начального эстетического образования.

Руководство страны вот уже в который раз надеется добиться экономии бюджета за счет граждан.

По инициативе А. Шалита, директора 35-й киевской ДМШ, горячего патриота эстетического образования и борца за его сохранность, в середине февраля в его школе прошло внеочередное совещание совета директоров школ эстетического образования Украины, председателем президиума которого он является. Участники мероприятия единодушно поддержали предложение о неправомочности замены названия "Начальные специализированные эстетические учебные заведения (музыкальные, художественные, хореографические, театральные, хоровые, искусств и другие школы)" на "мистецькі школи". По их мнению, такое изменение названия приведет к изменению статуса, снижению уровня образования, изменит к худшему качество обучения и приравняет нынешние эстетические школы к кружкам.

Добавим, что и без того явный отток лучших профессионалов культурной сферы на Запад со временем только усилится. Поскольку применять свое мастерство им будет негде и не с кем. Направлено письмо-обращение к министру культуры, в котором говорится о нецелесообразности предложенной реформы. В эти же дни проходит рассмотрение данной проблемы в Комитете по культуре ВР. И в случае принятия негативного решения профсоюз работников школ начального эстетического образования Украины намерен вывести к Верховной раде своих членов на марш протеста.