В тринадцатый раз Южная Пальмира стала местом проведения международного фестиваля современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки». Связанные с пресловутой чертовой дюжиной суеверные опасения, конечно, имели место, но все обошлось…
По мнению артдиректора международного фестиваля современного искусства «Два дня и две ночи новой музыки», известного одесского композитора Кармеллы Цепколенко, «искусство должно побуждать прислушаться к происходящему вокруг, стать толерантнее, умнее». Стремление к толерантности стало особым акцентом нынешнего фестиваля. С небольшими перерывами, как обычно, чередовались концерт-сцены, состоящие из «соло-солиссимо», «дуэлей-дуэтов», «концерт-портретов» и перформансов, где многое доверено слову, живописи, хореографии, театру. Не обошлось и без легкого лирического отступления в область этники. Этим акцентом оказалась прозвучавшая в исполнении Ирмантаса Андрюнаса (Литва) музыка Витаутаса Германавичюса, написанная для старинного литовского духового инструмента бирбине. Как выяснилось, обычная бирбине напоминает кларнет, ее разновидности — диатоническая бирбине и контрабас-бирбине — звучат весьма своеобразно. В сочетании с литовским канклесом (разновидность гуслей) получается нечто прозрачное, рождающее ассоциации с неяркими северными просторами. Ощущение — словно родниковой воды глотнул.
Дуэт «Феникс» (Бельгия) показал музыкальный перформанс «Электрошокнутая» — на самом деле и «пробирало», и «током било», и «заряжало», и чуть-чуть шокировало. Испанский (точнее, каталонский) пианист Джозеп Мария Баланья воспроизводил на рояле мелодию мобильника нерадивой слушательницы (в прошлом он джазмен, и это многое объясняет). Одесские участники — ансамбли Senza Sforzando и «Симметрия», дуэт «Виолончелиссимо», дуэт «Каданс», камерный оркестр Одесской филармонии исполняли как произведения европейских композиторов (все ноты были специально присланы в Одессу), так и новые пьесы самой Кармеллы Цепколенко, ее одесских коллег-композиторов Людмилы Самодаевой, Алены Томленовой, Юлии Гомельской, Вадима Ларчикова. Не обходилось без унылых, вызывающих зубную боль музыкальных опусов (вселенская тоска нынче в моде), и аудитория заметно оживлялась во время исполнения ярких, жизнерадостных, а главное — непродолжительных пьес.
Как и прежде, любимцами публики оказались участники ансамбля перкуссии Фрайбургского музыкального университета, умеющие извлекать впечатляющие звуки даже из обычных морских раковин, не говоря уже об огромном арсенале барабанов и барабанчиков, тарелок и колокольчиков, великолепной маримбе и маракасах. Сугубо музыкальные концертные номера перемежались с театрализованными и художественными акциями, был даже продемонстрирован короткометражный фильм «Последнее приглашение. Макабрический танец» швейцарца Хуго Шера с музыкой Кармеллы Цепколенко, использовавшей для пущего эффекта, помимо традиционных инструментов, игрушечное пианино. Отдохнуть от иногда чересчур серьезного высокого искусства помог музыкально-танцевально-театральный перформанс с участием Нового театра на Печерске (Киев) и шведского театра современного танца Melo, представленный на фестивале в рамках международного культурного проекта SWIЖЕ.