UA / RU
Поддержать ZN.ua

Разорванный парус надежды

Слухи о смерти современной украинской драматургии, думаю, слишком преувеличены. Люди, пишущие пьесы, в Украине есть, и случается, что не все их произведения попадают в ящики письменных столов...

Автор: Алла Подлужная

Слухи о смерти современной украинской драматургии, думаю, слишком преувеличены. Люди, пишущие пьесы, в Украине есть, и случается, что не все их произведения попадают в ящики письменных столов. Некоторым светят огни рампы.

Последняя премьера Ивано-Франковского украинского музыкально-драматического театра им.И.Франко — спектакль по пьесе современного киевского драматурга Татьяны Иващенко «Побег от реальности». Это вторая постановка недавно назначенного главного режиссера театра Ивана Сороки. Пьеса Татьяны Иващенко, что называется, на злобу дня, о наркомании. Историями о жизнях, покалеченных наркотиками, пестрят полосы газет. Почувствовав актуальность темы, драматург попыталась в своей пьесе показать эмоциональный срез современной жизни с ее негативными моментами, к которым, мы, к сожалению, стали привыкать. Заказные убийства, сбыт наркотиков, проституция, прибыли теневого бизнеса, нардепы с темным прошлым и настоящим. Пришло время, когда эти реалии действительности становятся предметом искусства. И на сцену просятся такие явления, которые раньше считались недостойными внимания театра.

Жанр спектакля так и определен — драма-предостережение. Он начинается еще до непосредственных событий на сцене. Среди зрителей в фойе театра то тут, то там мелькают странные фигуры артистов в длинных светлых плащах. На головах у этих безликих фигур — подобие шапочек, схваченных пучком на макушке, лишь с прорезями для глаз. Это чем-то напоминает созревшие коробочки макового цвета. Фигуры, словно стебельки мака, «колышутся» в разноцветной зрительской толпе. Потом они ворвутся под звуки дискотечных ритмов на сцену (музыкальное оформление И.Сороки), и зашумит-закрутится такая знакомая наша жизнь.

Противопоставлением страшной действительности и маяком спасения воспринимается сценография Алексея Гавриша, который создает романтический образ спектакля — белый парус. Но возможными маршрутами белеющего паруса герои спектакля не воспользовались. Их история любви, начавшаяся романтично и красиво, больно «укололась» и не выдержала передозировки наркотиков.

Режиссер И.Сорока предлагает и свой, значимый эмоциональный образ спектакля. В центре сцены — подобие большого бильярдного стола. Начало игры. Само провидение «разбивает» треугольник шаров… Они хаотично разлетаются в разные стороны — один сразу закатывается в лузу, другой падает, не удержавшись на кромке стола, третий, продолжает упрямо двигаться, отталкиваясь то от одной стороны, то от другой. Похоже на жизнь И кто так безжалостно «бьет» наши хрупкие шары судеб, что за неизбежность руководит нами?

На фоне таких ассоциативных визуальных и эмоциональных сценических образов существует напряженная психологическая реальность сюжета. Молодой поэт Назар (Ростислав Держипольский) покоряет своими стихотворными строками Снежану (Виктория Юрцив). Она увлечена им с пылкостью первой любви. Другая сюжетная линия сталкивает мать девушки, известную журналистку Ирину Васильевну (Надежда Романова) с депутатом Павлом Сергеевичем (Александр Шиманский). Ирина Сергеевна ведет журналистское расследование о нелегальном производстве наркотиков на предприятии депутата.

Спектакль воспринимается как целостное художественное полотно, составляющие которого выверенно подогнаны друг к другу. Удачно пластическое решение (Наталья и Андрей Кирильчуки), с органично вплетенными в драматическое действие элементами, оживляющими его современными ритмами, манерой движения, танцами. Актерам приходится демонстрировать приличную физическую подготовку — лазанье по канату, небезопасное раскачивание на нем становится частью действия, своеобразным пиком эмоциональных состояний.

Психологизм образов режиссер ставит во главу угла. Актерам удается достигать психологической искренности и иногда она звучит на самых высоких нотах. Прежде всего, в сцене решительного разговора Ирины Васильевны с Петром Сергеевичем. Особенно убедителен А.Шиманский, создающий образ всемогущего, циничного депутата. За внешней интеллигентностью бизнесмена скрывается устрашающая человеческая суть и становится очевидным, насколько созданный им персонаж актуален.

Если актер Р.Держипольский играет своего Назара яростно, темпераментно, в общем, так как и можно было бы представить наркомана с замашками творческой личности, но все же в однозначно найденном ключе, В.Юрцив в роли Снежаны подает образ в развитии. Из славной, чистой девочки, ослепленной любовью, она превращается в сломленного и безвольного человека. Кульминацией психологической кривой этого образа становится сцена, в которой девушка идет к Наркому (Андрей Кирильчук) с просьбой продать дозу для Назара, корчащегося в ломке. Зная, как нравится Снежана Наркому, он делает это умышленно, понимая, что ей-то он не откажет. Между Наркомом и Снежаной происходит настоящий психологический поединок.

Финал спектакля не сказочен. В смысле счастливого конца. Журналистка убита, ее дочери Снежане уже не вырваться из наркотического плена. Разорвались паруса ее романтичного корабля, сулившего путешествие в счастье. В ночном клубе продолжает кружиться разгульная жизнь. Из зрительного зала, что называется, из гущи жизни, вырываются на сцену веселые, влюбленные юноша и девушка… Светлыми фигурами выглядят они на фоне беснующейся молодежи, зловещий Карлик (Виталий Небор), с маской вместо лица, играет с бильярдными шарами. Где та луза, в которую можно еще попасть? А в бурлящей толпе черной тенью присутствующей угрозы мелькнет все тот же Нарком. И значит, перед новыми героями так же станет вопрос выбора. Или реальность, или бегство от нее.