UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗМЫШЛЕНИЯ У ГАСТРОЛЬНОЙ АФИШИ

Гастролерами со звездными именами, антрепризами с лучшими актерами сегодня уже никого не удивишь — продюсерские агентства работают активно, правда, с разной степенью профессионализма...

Автор: Светлана Короткова

Гастролерами со звездными именами, антрепризами с лучшими актерами сегодня уже никого не удивишь — продюсерские агентства работают активно, правда, с разной степенью профессионализма. И прошлая неделя была тому еще одним подтверждением. Почти одновременно в театре им.И.Франко ефремовский МХАТ играл гоголевскую «Женитьбу», в Центре культуры и искусств Творческое объединение «Реальный театр» представляло спектакль по пьесе Й.Бар-Йосефа «Золото», а во Дворце спорта Театр ледовых миниатюр Игоря Бобрина показывал феерическое ледовое шоу «Алиса в Стране чудес».

Первому из вышеназванных спектаклей повезло меньше всего, хотя все билеты были проданы и попасть на него было непросто. По причине настигшего его в Киеве тяжелейшего гриппа из звездного состава выпал стержень, на мой взгляд, душа постановки — несравненный Сергей Юрский. Его заменил режиссер-постановщик Роман Козак. И хотя все остальные актеры были в наличии — и Наталья Тенякова, и Александр Калягин, и Вячеслав Невинный и другие — прекрасное действо, от которого я получила несказанное удовольствие, глядя его на московской сцене, было вялотекущим, а местами — откровенно скучным. На сцене не было команды, и каждый педалировал свою характерность кто во что горазд. И стала видна откровенная беспомощность режиссерского решения. Даже блестящий, знакомый с младых ногтей текст классика не спасал. Было жаль заболевшего Сергея Юрьевича, любимых актеров, Гоголя и немного себя.

«Золото» — пьеса драматургически слабая, вялая и, на мой взгляд, почти нелепая в странном стремлении соединить земное, сытое начало, заключенное в светлых мечтах о золоте, зарытом на кладбище во время страшной войны, и нематериальное стремление к свободе духа, которую дает либо любовь, либо уход на большом корабле в большое плавание. Ни режиссерское (постановщик спектакля — Роман Козак), ни сценографическое решение (художник — Валерий Левенталь) не отличаются ни изысканностью, ни затейливой выдумкой. Или скажем так — спектакль решен в откровенно примитивистской манере. Но его спасает, заставляет зал сопереживать и в итоге делает спектакль настоящим театральным действом актерский ансамбль. Точная, выверенная до мельчайших деталей работа Татьяны Васильевой — мама Элька. Он привык бороться и выживать, не для себя выживать — для детей, пусть даже они и непутевые. Актриса с Богом данной великолепной внешностью не боится быть старой, некрасивой, нелепой и... прекрасной в своей жажде счастья и любви, хотя на словах она и не верит в существование последней. Ее сыновья: старший — талантливый неудачник, озлобленный и вечно пьяный, постоянно выплескивающий эмоции (Валерий Наркавин), младший же — замкнутый, погруженный в себя, неразговорчивый, неторопливый до идиотизма (Игорь Золотовинский). Лариса Кузнецова, знакомая зрителям по фильму Никиты Михалкова «Пять вечеров», создала неповторимый образ одинокой беды, ибо что еще, кроме страданий, представляет собой нелюбимая, отвергнутая жена, которая в отчаянии одиночества по ночам сама себя зовет по имени. А земной лик любви и страсти играет Дина Корзун, ставшая знаменитой после «Страны глухих» Валерия Тодоровского. «Золото» в исполнении этих артистов — филигранная картина взаимонепонимания. Страшная и безысходная, как война.

А на льду Дворца спорта разыгрывалось действо по одной из самых удивительных сказок Льюиса Кэролла «Алиса в Стране чудес» на музыку Александра Розенблата. Театр ледовых миниатюр — единственный в своем роде. Здесь, по словам его руководителя Игоря Бобрина, создаются совершенно оригинальные произведения, они никогда не прибегают к широко принятому переносу спектаклей с балетной сцены на лед. Каждый из спектаклей, созданных в этом театре по задумке, решению и исполнению неповторимо самобытен, будь то «Распутин», «Мы любим классику» или показанная киевлянам «Алиса». Хотя в труппе 24 артиста, три кита на которых он держится, безусловно, чемпионы СССР, России, США, Европы, мира и Олимпийских игр, заслуженные мастера спорта Наталья Бестемьянова, Андрей Букин и Игорь Бобрин. За их выступлениями на лучших спортивных аренах мира, забыв о делах, прилипнув к экранам телевизоров, затаив дыхание следили не так давно, во времена бума фигурного катания, среднее и старшее поколения. Театр не был в Киеве девять лет, успели подрасти наши дети, которые просто не знают, что же это такое — танцы на льду.

К сожалению, артисты — редкие гости не только в Киеве, но и у себя дома, в Москве, где люди заняты решением политических, экономических и бытовых проблем. А создателям чудо-образов на льду рукоплещут пока Европа и Азия, их ждет Америка. И они едут туда, где их ждут, где можно создавать новые спектакли, хотя так хочется быть востребованными у себя на родине...

Можно сколько угодно рассуждать о «зашкаливающих» ценах на гастроли заезжих звезд или дискутировать по поводу закона о гастрольной деятельности, но закрыть на замок духовную границу нельзя. Зачем же самих себя делать нищими. Чем больше мы будем видеть и знать, тем меньше возможностей кормить нас откровенной халтурой.