UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗБОГАТЕЕТ ЛИ «ВЕЛИКИЙ НИЩИЙ»

Прошло три месяца со дня назначения известного московского (впрочем, по рождению и школе-крымчанина) кинорежиссера Валерия Пендраковского генеральным директором киностудии «Ялта-фильм»...

Автор: Николай Семена

Прошло три месяца со дня назначения известного московского (впрочем, по рождению и школе-крымчанина) кинорежиссера Валерия Пендраковского генеральным директором киностудии «Ялта-фильм». Можно сказать, что это назначение - многолетнее стремление известного профессионала кино и коллектива студии навстречу друг другу.

В. Пендраковский застал студию «в стадии распродажи», когда не только о каком-либо творческом процессе, но вообще о кино говорить не приходится. За последние годы коллектив пытался зарабатывать не столько на кино, сколько изготовлением мебели (?), другими несвойственными киностудиям способами, в результате она попала в огромные долги - 1250 тысяч гривен другим организациям, 400 тысяч гривен по зарплате своим сотрудникам, которые накопились с 1995 года. Часть имущества была продана добровольно, часть - по решению суда, часто не вполне законно и за бесценок. На студии было отключено электричество, все коммуникации.

Новый директор начал активную работу по восстановлению жизнеспособности студии - выплачена зарплата за 1,5 года, включены коммуникации. Пока за счет денег, полученных режиссером В. Пендраковским, как он утверждает, для съемки его фильма, которые перенес из Москвы в Ялту. В Крыму появились первые, после длительного перерыва, съемочные киногруппы. Новый директор предложил радикальный план реанимации киностудии, выполнение которого зависит от правительственных и законодательных органов Крыма, Украины и Российской Федерации.

Напомним, что Ялтинская кинофабрика А.Ханжонкова сняла первый фильм об обороне Севастополя в 1911 году. Но началом ее официальной истории считается 1919-й, когда был издан декрет о национализации кинофабрик. Таким образом в нынешнем году студии исполняется 80 лет, хотя из творческой ее биографии несколько последних лет можно вычеркнуть. Студия занимает 16 гектаров ялтинской земли, имеет базу на четырех разных территориях, и по размаху больше студии им. Довженко в Киеве. Хозяйство «Ялта-фильм» - памятник советской гигантомании. С 70-х годов здесь планировалось создание Южной базы кинематографии СССР, были заложены корпуса кинофабрик, гостиниц, других производственных помещений в расчете на съемки 30 полнометражных фильмов в год. Эти скелеты стоят недостроенными без малого 30 лет, а студия в последние годы чуть не погибла.

- Нам не нужно гигантомании, - считает В. Пендраковский. - На студии в Ялте нужно создать современные творческие и технические возможности для съемок максимум четырех фильмов в год, но таким образом, чтобы она могла функционировать в режиме ожидания, чтобы при необходимости ее потенциал можно было расширять до нужного объема, скажем 10-14 фильмов в год.

По его мнению «Ялта-фильм» в современных условиях - это единственная, кроме «Мосфильма», студия, которая имеет все шансы выжить на территории СНГ. Кроме «Мосфильма» потому, что он объявлен национальным достоянием России и там сконцентрирован весь потенциал страны, даже «Ленфильм» «завалился при всех своих замечательных кадрах». Но «Ялта-фильм» при разумном руководстве всегда будет иметь успех и заказы не только из России и Украины, но и из Америки, Франции, Германии, из других кинематографических центров, потому что на крымской натуре можно снимать разнообразные сюжеты - здесь пустыня и дремучий лес, снег и горы, море любое, здесь натура прошлых времен, здесь можно снимать и сказки, и фантастику.

В последнее время деятельное участие в судьбе Ялтинской киностудии принял министр кинематографии России, тоже симферополец по рождению, Александр Голутва, который заключил с «Ялта-фильмом» договор о намерениях, очертивший параметры совместной работы студии и российских кинематографистов. Договор включает даже пункт о подготовке кадров во ВГИКе. Как говорит В. Пендраковский, впервые с 1991 года бюджетные деньги России станут использоваться в Ялте - здесь уже работают две российские съемочные группы. Сам В. Пендраковский будет снимать «ностальгический фильм о 60-х годах» в Симферополе и Алуште по повести Войновича «Два товарища», режиссер Алексей Учитель снимет картину «Мания Жизели» о жизни Бунина в Ницце, на которую, как известно, Ялта очень похожа. Таким образом по договору А. Голутвы с В. Пендраковским два из пятнадцати кинопроектов России переносятся в Крым. Белорусская группа приступила к съемке фильма «Золотой автомобиль», а Борис Небиеридзе от «Укртелефильма» продолжает снимать «Роксолану». Это оптимальная годовая программа Ялтинской студии, которой для достижения рентабельности достаточно два фильма в год. Однако не все так просто…

В. Пендраковский говорит, что хотел бы, чтоб в Ялту пришел настоящий кинематографический инвестор, поскольку на устаревшей и распроданной базе нынешней киностудии мировое кино снимать невозможно - нет современной съемочной и монтажной аппаратуры, транспорта, оборудования. Декорации, которыми еще два-три года назад ялтинцы хвастались, тоже поизносились. Отношениям кинематографистов СНГ с Ялтинской студией пока мешает законодательная неурегулированность этих вопросов. Например, для съемок своего фильма белорусы привезли фуру оборудования, которое потом, естественно, вывезут из Украины, однако за ввоз пришлось заплатить 5 тысяч долларов пошлины. Это был ощутимый удар по бюджету проекта, и они заявили, что могли поехать снимать на Кавказ без всяких пошлин. В таких условиях в студию вкладывать деньги не станет никакой инвестор. Для него важны гарантии, важен размер будущей прибыли.

С этой целью в Ялте задумано создание совместного хозяйственного общества «Ялта-Москва», но решение об этом должна принять Верховная Рада Крыма. По плану она сможет сделать это не раньше, чем на сентябрьской сессии, поэтому все на студии пока затормозилось.

Заместитель министра культуры и искусств Украины Анна Чмиль заметила, если такое общество будет создано, оно сможет поправить ситуацию, и украинские кинематографические организации также присоединяться к нему. Это вытекает из особенностей Ялтинской студии, нужной кинематографу всего мира. Анна Павловна рассказала, что проблемы студии обсуждались и решались совместно с Министерством культуры Украины, она довольна, что В.Пендраковский, член правления Союза кинематографистов Украины, «на своем месте», что он профессионал, а поэтому проблемы студии знает. Силами министерства к съемкам в Ялте привлекаются кинематографисты Америки и Канады, других стран, Украина также будет вкладывать средства в обновление Ялтинской студии и в мероприятия, посвященные 80-летнему юбилею. Но как отметили и В.Пендраковский и А.Чмиль, развитию студии мешают натянутые отношения между крымским и украинским министерствами культуры. По мнению В.Пендраковского, «этот фон отношений Украина - Крым остается всегда», а по мнению А.Чмиль, Министерство культуры Крыма занимает иждивенческую позицию, для него особенности украинской духовной культуры и сейчас еще чужды, министр требует вложений, считает, что украинское «министерство должно», хотя студия и является собственностью Крыма, в то же время об отдаче студии для исторической украинской культуры оно не заботится. Министерство и не намерено приглашать на съемки в Ялту кинематографических мастеров с действительно украинским историческим колоритом, как Кира Муратова, Юрий Ильенко, Владимир Тихий, Оксана Чепелик и других. По мнению Анны Павловны, 15 миллионов долларов, которые необходимы для достройки возведенных в Ялте корпусов, несмотря на то, что свободных средств для этого нет ни в России, ни в Украине, «не такие уж большие деньги, их можно заработать», если, естественно, взяться сообща и разумно. В.Пендраковский ставит задачу построить не только производственную базу, но и гостиничный, и фестивальный комплексы. Но для этого нужна, с одной стороны, гарантийная законодательная база, а с другой, налоговые и пошлинные льготы, если не ликвидация, то хотя бы реструктуризация прошлых долгов студии, сделанных директорами, поставленными крымском министерством.

Несмотря на то, что Ялтинская киностудия является собственностью Крыма, ее масштабы «аршином крымским не измерить». Дать ей толк пока выше крымских возможностей, республика не может обойтись без привлечения сил и средств и Украины, и России. Несомненно и другое - пока наши страны не выйдут из кризиса кино - Великий Рассказчик, Великий Обманщик и Великий Утешитель, сегодня попавший на роль Великого Нищего, не выберется из него самостоятельно. Вместе с тем, экономический кризис обозначает, несомненно, кризис кинопромышленности и кинопроката, но обозначает ли он кризис киноискусства? Ведь творческая мысль режиссеров, сценаристов, операторов не подвластна экономическому кризису. Поэтому, если только появятся новые экономические и технические (или технологические) возможности снимать современное кино, мы вправе ожидать интеллектуального кинематографического взрыва, который принесет глубокий анализ современных общественных проблем. Сегодня, во всяком случае Украине нужно подумать о месте и роли своих киностудий в этом творческом процессе. И хотя отдельная киностудия может быть творческой молекулой в пространстве, ибо во времени большую роль играет совокупность студий, общий творческий процесс, исключить из него Ялту было бы по меньшей мере опрометчиво. По мнению А. Чмиль, «Ялта-фильм» никогда не была самостоятельной творческой единицей, а ее авторские фильмы скорее исключение, чем правило. Но «Ялта-фильм» была и есть, по ее мнению, незаменимой базой для работы многих творческих личностей советского кинематографа, оставивших свой след в искусстве кино.