UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАССУДИТЕЛЬНЫЙ И ИСКРЕННИЙ ЛИЦЕДЕЙ

Можно ли чем-то нивелировать грусть от сознания быстротечности уходящих лет? Очевидно, лишь уверенностью в том, что прожиты эти годы не напрасно...

Автор: Алла Подлужная
Степан Олексенко

Можно ли чем-то нивелировать грусть от сознания быстротечности уходящих лет? Очевидно, лишь уверенностью в том, что прожиты эти годы не напрасно. Ведущий актер Национального театра им. И.Франко, нар. арт. Украины Степан Олексенко, оглядываясь назад, спокоен, ибо понимает: все было правильно, прожитые годы радуют воспоминаниями яркой насыщенной жизни — сыграно очень много ролей, самых разнообразных, значительных, в различных амплуа, приобретен огромный сценический и кинематографический опыт. Сейчас можно точно сказать: многое умею, знаю, понимаю, что и как нужно делать. И пусть судьба продолжает и дальше быть благосклонной к артисту, ведь театр — вся его жизнь.

Родившись в первый год войны и испытав вместе с семьей все тяготы того времени, Степан Степанович рос с убеждением, что он артист. С малолетства все время представлял, придумывал, лицедействовал. И сейчас помнит свою детскую обиду, когда родители не взяли его на премьеру фильма «Тарас Шевченко», он кричал вдогонку, возмущаясь их несправедливостью, возьмите, артист-то ведь я! Непонятно, откуда это взялось, потому что в семье непосредственного отношения к театру никто не имел. Мама, Галина Олексенко, воспитывая шестерых сыновей, сумела написать и издать два романа «Буревій в Карпатах» и «Трембіта». Семья вернулась из Дрогобыча, где жила после войны, в родной Киев. И Степан начал заниматься в театральной студии, участвовал в постановках школьных спектаклей, которые делал ставший впоследствии известным актером Михаил Светин, в то время преподававший в их школе пение. Никаких других направлений, кроме театрального института, для своей будущей судьбы Степан Степанович не принимал. Как самое счастливое время вспоминает он учебу в Киевском театральном институте у замечательного педагога Л.Олейника, который сделал Олексенко актером, научил профессии, дал ремесло, школу. Приверженцем психологизма в театре, глубоко уважающим и знающим систему Станиславского остается Степан Степанович и сейчас. После института как бы само собой разумеющимся было решение идти в труппу Киевской русской драмы им. Леси Украинки, где еще студентом начал играть вместе с женой Мариной Герасименко, ныне народной артисткой Украины, верным другом, родным человеком. Но не сложилось. Тогдашний министр культуры Бабийчук захотел «бросить» молодую перспективную актерскую пару на «поднятие» театра им. И. Франко. И как ни добивались руководители театра им. Леси Украинки, ничего не получилось. Актера успокоили: «Будешь вторым Добровольским». На что режиссер В.Скляренко пророчески ответил шуткой: «Пусть лучше будет первым Олексенко!» Так и случилось. Расцвет и становление дуэта Олексенко—Герасименко начался с приходом в театр режиссера Д.Алексидзе. В историю украинского театра вошли такие спектакли, как «Антигона», «Уриэль Акоста», «Кассандра», «Патетическая соната» и еще множество других в участием С. Олексенко. В то время он играл по 30 спектаклей в месяц, был самым молодым артистом со званием, в 29 лет стал заслуженным. И была еще одна большая творческая радость, осознание значения которой пришло, правда, позже, — роль Лаэрта в знаменитом фильме «Гамлет» (1964). Эта работа подарила общение с Козинцевым, Смоктуновским, Вертинской, знакомство с самим Феллини во время представления фильма в Италии. И хотя кино не стало самой большой любовью, главное в жизни все-таки театр, Степан Степанович считался одним из самых востребованных в кино украинских артистов. Зрители помнят фильмы режиссера В.Ивченко с его участием «Десятый шаг», «Падал иней», «Путь к сердцу», «София Грушко» и многие другие.

В творческой судьбе С.Олексенко один театр — им.И.Франко. Конечно, сейчас у актера не такая загрузка, как в былые времена, но к смене поколений стоит относиться по-философски, и Степан Степанович с удовольствием говорит о тех больших ролях, которые сейчас играет, — Мастер в «Мастере и Маргарите», Вершинин в «Трех сестрах», Мартиан в «Адвокате Мартиане». Специально для юбилея актера восстановили спектакль, когда-то ставший событием киевской театральной жизни, — «Визит старой дамы» Ф.Дюрренматта в постановке С.Данченко со сценографией Д.Лидера, где Олексенко играет главную роль Иля. Как-то Алексей Арбузов, приехавший на премьеру своей пьесы в русскую драму, в свободный вечер посмотрел у франковцев «Визит..» и на следующий день, позабыв о собственном спектакле, взахлеб рассказывал о впечатлениях от «Визита...», поставил его в ряд лучших мировых спектаклей. Характер дюрренматтовского персонажа в чем-то сродни Олексенко. Может, потому так лег он на человеческую природу актера. В этой роли Степан Степанович работал по своему творческому принципу, старался в первую очередь понять, что нужно делать на сцене. Всегда он идет за ролью постепенно, радует зрителей и радуется сам неожиданным коллизиям и поворотам характера. «Почти всегда, — признается актер, — я не знаю, каким получится мой герой в конце. На результате сказывается совокупность всех моментов поиска, которые порой бывают совершенно непрограммируемыми». Но именно в этой естественности движения наощупь и рождается ощущение актерской органики.

По гороскопу Степан Олексенко — Весы. В его характере все сбалансировано. Взрывной, нервный, ищущий на сцене, в жизни он — уравновешенный и рассудительный. Не меняет со временем своих жизненных приоритетов, по-прежнему считает лучшим другом свою жену и лучшим прибежищем — семью, открыт для восприятия всего нового, не боится творческого эксперимента, не любит дураков, не терпит неискренности, бахвальства и нескромности. Очевидно, потому, что сам предельно скромен. Соглашаясь с выводом, что скромность — кратчайший путь к неизвестности, актер все же не может и не хочет изменять своей сущности. Но, в общем-то, как показало время, скромность не помешала ему стать по-настоящему известным. Его любят зрители. Как актер и как человек Степан Олексенко состоялся.