UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАСКРЕПОЩЕНИЕ ГАРМОНИИ В ЖИВОПИСИ

В Национальном художественном музее недавно состоялась выставка русского мастера А.Рычкова-Гала...

Авторы: Анатолий Дмитренко, Сергей Левандовский

В Национальном художественном музее недавно состоялась выставка русского мастера А.Рычкова-Галактионова и украинского живописца В.Шпаковского, организованная благодаря поддержке Фонда содействия развитию искусств Украины.

Формируясь на ранней стадии в русле традиционной школы, истинные художники, как ни парадоксально, переходят в оппозицию предшествующим взглядам, методам и критериям, создавая свое собственное видение мира. Эта нетрадиционная последовательность присуща творчеству представителей двух национальных школ, встреча которых состоялась через двадцать лет после окончания в 1973 году Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Репина на творческой даче К.Коровина в Крыму.

Совпадение взглядов сблизило художников и объединило в совместной работе над созданием Манифеста биоэнергоинформационного искусства на основе концепции «Энергетизм», написанной А.Рычковым-Галактионовым и опубликованной в каталоге выставки «Реальность тонкого мира» (1995).

Термин «энергетизм» пока еще отсутствует в солидных словарях и справочниках, посвященных изобразительному искусству. Авторы сформулировали это определение применительно к живописи и графике и воплощают его в своем творчестве.

Ныне стало уже невозможным отрицание того, что жизнь на Земле формировалась под воздействием многих космических сил, пока еще скрытых от нас нашим неведением. Несомненно, что в искусстве разных эпох всегда находились особо чуткие художники, остро ощущающие «биение общемирового пульса», великую динамику природы, различные части которой созвучно резонируют одна с другой.

Отсюда и ощущение общемирового ритма, той музыки, которую постоянно призывал слушать в себе и окружающем мире А.Блок. Путь от поверхности явления к его сути, от внешнего к внутреннему, от физического, материального к духовному, причем в единстве объективного и субъективного, не допускающем какого бы то ни было эстетического произвола, и составляет основное направление поисков двух ярких художников.

Две их совместные выставки с успехом прошли в Украине: сначала в Винницком областном краеведческом музее, а затем в Национальном художественном музее в Киеве, на открытии которой писутствовал посол Российской Федерации Юрий Дубинин.

Для творчества А.Рычкова-Галактионова характерен контраст его астрального видения от тонкой ритмики черного цвета до открытого, практически локального цветового звучания ассоциативного образа. Порой поражает безудержная экспрессия образов его листов из цикла «Астральный мир», где в вечном борении - белое и черное, образующие прихотливые переплетения узнаваемого, конкретного и отвлеченного.

В мире живописи В.Шпаковского за мягкими, словно перетекающими цветоформами,напоминающими о постоянном движении материи, в результате взаимодействия различных фактур, за возникающими и растворяющимися силуэтами - потаенное напряжение, готовое вырваться наружу, хотя до поры скрывающееся в цветовых пятнах и соприкасающихся плоскостях,ограниченных линиями, словно опасающимися прорыва эмоций.

В своих красочных холстах «Иллюзия стабильности», «Тактичное обитание», «Плато духа» В.Шпаковский выступает как чуткий резонатор пронизывающих все сущее вибраций, стремящийся найти живописно-пластическое воплощение той духовности, которую он ощущает в себе и в мире.

Внешняя легкость исполнения, свойственная работам обоих художников, их импровизационный характер не являются следствием «поверхностного артистизма», они оплачены полновесностью длительного постижения законов искусства.

В.Шпаковский и А.Рычков-Галактионов продолжают в своем творчестве гуманистическую созидательно-позитивную традицию, что представляется главным достоинством данной выставки, ее концепции. Это особенно ценно в наше время, когда размываются границы между высоким искусством и массовой культурой. При всем различии, творчество этих талантливых художников имеет общие черты, общее стремление - выразить в своих фигуративных или абстрактных формах нечто большее, нежели визуальный облик предмета либо его пластическая конструкция.

Это своеобразное живописное переосмысление движения энергий рождает у зрителя ассоциации, многомерные и соответствующие понятию столь же многозначного бытия.